Белых Татьяна Андреевна
«День рождения Буратино. Звук [ч]». Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
образовательной деятельности по обучению грамоте
в старшей группе.
Тема: «День Рождение Буратино»
Цель: обучение различать на слух и отчётливо произносить согласный звук [ч].
Задачи:
Образовательная: учить определять место звука в слове (начало, середина, конец);
Развивающая: продолжать развивать фонематический слух;
Воспитательная: воспитывать интерес к занятию по воспитанию звуковой культуры речи.
Оборудование: картинки, презентация, ноутбук.
Содержание образовательной деятельности:
Этапы Деятельность воспитателя Деятельность детей
Организационно-мотивационный этап.
Игра приветствие.
Игра на развитие слуха
Здравствуйте, ребята, я рада вас всех видеть, давайте поприветствуем друг друга знакомой нам игрой-приветствием.
Игра приветствие:
«Доброе утро!»
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
Доброе утро солнцу и птицам.
Доброе утро улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро длится до вечера!
Какой чудесный день, ребята! Вы любите ходить в гости? Сегодня у Буратино День рождения и всех ребят он приглашает в гости. Но для того, чтобы попасть к нему, нам нужно очень постараться и быть внимательными, для того чтобы пройти все испытания, которые будут встречаться у нас на пути. Поэтому мы сейчас с вами потренируемся: поиграем в игру «Будь внимательным!».
Игра на развитие слуха:
Я буду произносить звуки. Когда услышите звук «ч» - поднимите руку, а когда услышите звук другой звук, то хлопнете. Итак, на какой звук вы будете хлопать? А на какой звук поднимать руку? А теперь, ребята, покажите такими же движениями – какой звук вы слышите в словах (карточки: часы, синица, цветок, чашка, цапля, грач, одуванчик, огурец).
Молодцы, ребята. Вы были очень внимательны.
Молодцы, теперь мы сможем пойти на день рождение к Буратино.
Дети приветствуют друг друга.
Отвечают на вопрос воспитателя
Дети играют.
Основной этап.
Знакомство детей с новым звуком.
Физкультминутка
Изолированное произношение звука.
Отработка звуков в словах.
Отработка звука во фразовой речи.
Ребята, давайте присядем на стулья, помним про осанку.
Знакомство детей с новым звуком:
Ребята, посмотрите тут какой-то звук, для того чтобы пройти дальше нам нужно с ним познакомиться. Это звук Ч.
Выставляется картинка с буквой «Ч».
Давайте расскажем про звук «Ч».
Произнесите звук «Ч». Звук «Ч» гласный или согласный? Свободно выходит звук или ему что-то мешает? (мешает) Что мешает ему? (язык и зубы) Мы можем пропеть его? (нет)Нет, значит какой это звук? (значит звук согласный) Правильно, согласный, нам мешает язычок и зубки, звук не проходит свободно, мы не можем его свободно пропеть как, например, звук «А».
Посмотрите, а какой еще этот звук? Звонкий или глухой? Горлышко спит или нет? Положите руку себе на горлышко и произнесите звук. Ч-ч-ч-ч.
Он глухой.
Значит, какой звук «Ч», Тимур? (глухой)
Молодец, Тимур.
Кто хочет рассказать? Кира, расскажи нам про звук «Ч», только полным предложением, какой он? (звук «Ч» согласный, глухой)
Умница, Кира.
Молодцы, ребята, мы познакомились с звуком Ч. С этим испытанием мы справились, теперь мы можем отправиться дальше.
Ребята, мы с вами немного устали, предлагаю отдохнуть и выполнить физминутку.
Физкультминутка.
Едем, едем на машине, (Дети крутят руль)
Нажимаем на педаль, (Стопу правой ноги поднимают и опускают)
Скорости переключаем, (Сгибают и разгибают руки в локтях)
Смотрим пристально мы вдаль. (Одну руку ставят на пояс, другую козырьком подносят ко лбу)
Дворники счищают капли
Влево, вправо. Чистота! (Руки сгибают в локтях, изображают движения «дворников»)
Волосы шевелит ветер. (Быстро двигают растопыренными пальцами, согнутых в локтях.)
Мы шоферы хоть куда! (Хлопают в ладоши)
Молодцы, присаживайтесь на свои стульчики.
Изолированное произношение звука:
Нас ждёт ещё одно испытание, которое называется «Эхо».
Я буду произносит звуки и слоги в разном сочетании с разной силой голоса, а вы, Ребята, по очереди повторяйте:
Ч-Ч-Ч; ЧУ-ЧУ-ЧА; ОЧ-ОЧ-УЧ; АЧ-АЧ-УЧ.
Молодцы, отправляемся дальше.
Отработка звуков в словах:
Ребята, вот мы и добрались на День Рождение к Буратино, посмотрите, как много животных хотят попасть к Буратино на День Рождение. Но гости приглашены только те, в названиях которых есть звук «ч». Буратино попросил вас, ребята, раздать приглашения на день рождение. Кому же мы дадим приглашения?
На доске животные: цыпленок, цапля, заяц, черепаха, ласточка, бабочка, гусеница, кузнечик и ежик. Детям раздаются приглашения, каждый ребенок подходит к доске, называет животное и прикрепляет приглашение к нужной картинке.
Умнички, ребята! Буратино был уверен, что вы справитесь с заданием, и заранее пригласил вас тоже в гости. Ведь в слове «умнички», какой есть звук? Правильно, звук «ч»
Отработка звука во разовой речи:
Буратино на своем празднике предлагает поиграть в игру «Волшебники». Оказывается, ребята, есть такие слова, которые можно изменить так, чтобы в них появился звук «ч». Например: лисица, если она маленькая или мы хотим назвать ее ласково, как мы говорим? (лисичка).
Итак, ребята, я вам называю слово, а вы превращаете его в слово со звуком «ч». Игра в кругу с мячом.
Курица – курочка.
Огурец – огурчик.
Птица – птичка.
Палец – пальчик.
Заяц – зайчик.
Пуговица – пуговичка.
Сестрица – сестричка.
Синица – синичка.
Молодцы, ребята.
Дети знакомятся со звуком.
Дети выполняют физминутку
Дети отдают приглашения
Играют в игру «Волшебники»
Заключительный этап. Рефлексия. Ребята, нам пора возвращаться в детский сад, давайте скажем Буратино «До свидания».
Раз, два, три, четыре, пять,
Быстро едем мы опять.
Раз, два, три, четыре, пять,
Даже ветру не догнать.
Мы вернулись в детский сад. Понравилось вам, ребята, в гостях у гномика? Я предлагаю вам поиграть в игру «Закончи предложение».
1) Я сегодня познакомился со звуком…
2) Мы были на дне рождении у…
3) Больше всего мне понравилось…
4) Мне было трудно. Дети прощаются с Буратино, играют в игру «Закончи предложение»