Татьяна Шутова
Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию «Жаворонки прилетайте, весну красную встречайте»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: приобщение детей к истокам русской народной культуры.
Задачи:
- продолжать приобщать детей к культурным наследиям русского народа через заклички, приметы, русские народные игры.
- развивать творческое воображение, мелкую моторику.
- воспитывать трудолюбие, эстетический вкус, умение видеть красоту природы.
Материал и оборудование:картинки с изображением перелетных птиц, соленое тесто, доски, стеки, салфетки, вода, кисточки, гуашь, записи народных мелодий, «трель жаворонка».
Публикация «Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию „Жаворонки прилетайте, весну красную встречайте“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Сороки, Жаворонки. Конспекты занятий
- Темочки
Ход занятия.
Воспитатель: посидим рядком, да поговорим ладком!
Сейчас я вам загадаю загадку, а вы ее должны отгадать:
«Шагает красавица,
легко земли касается,
идет на поле, на реку,
и по цветку и по снежку?»
Дети: Весна
Воспитатель: Правильно, это весна!
Я хочу вам рассказать, как весну встречали и зазывали по старой традиции русского народа. А скажите мне дети, когда мы первый раз встречали весну?
Дети: На масленицу.
Воспитатель: А давайте вспомним, какие вы знаете приметы весны?
Дети: День стал длиннее, солнце стало теплее, поднимается выше, тает снег, набухают почки, прилетают птицы из теплых стран.
Воспитатель: По народным представлениям весна сама не придет, ее нужно пригласить. А чтобы весна-красна пришла скорее, ее зазывали песнями-веснянками, закличками. Давайте разучим веселую закличку и позовем весну :
Весна, весна-красная!
Приди, весна, с радостью,
С радостью, с радостью,
С великой милостью.
С льном высоким,
С корнем глубоким,
С дождями, ливнями,
С хлебами обильными.
Воспитатель: Чтобы приблизить тепло и весну, давным-давно на Руси люди придумали обряд. Вспомните, что обозначает слово «обряд»?
Дети: Действие в честь праздника.
Воспитатель: Ребята, а какие большие праздники имеют свой обряд?
Дети: Рождественские колядки; на масленицу делают чучело масленицы, поют песни, водят хороводы, пекут блины; осенью проводят ярмарку; на пасху красят яйца, пекут куличи; закликают весну, жаворонков.
Воспитатель: Правильно, молодцы. А знаете ли вы, что 22 марта в народе считается днем прилета перелетных птиц? Прилетающих птиц люди встречают радостно, надеются на скорую весну. Есть поверье, что в этот день 40 разных птиц прилетает из теплых стран. Скажите, какие птицы к нам весной возвращаются?
Дети: Грачи, скворцы, ласточки, соловьи, жаворонки….
Воспитатель: А как мы назовем их одним словом?
Дети: Перелетные.
Воспитатель: А узнаете ли вы этих птиц на картинках? Кто нам покажет грача? Ласточку? Скворца? Жаворонка? (дети показывают)
Воспитатель: Молодцы. Пришла весна на Великую Русскую землю и одна из первых птиц, прилетающая к нам, это жаворонок. Так давайте позовем жаворонков.
Жаворонки, прилетите,
Весну - красну принесите!
Нам зима-то надоела,
Весь хлебушек поела,
Холод-стужу напустила,
Ручки-ножки познобила!
Не летят птички? Неужели дорогу забыли? Может, им из-за гор высоких, родной край не видно? Как же быть? Вот как! Был в старину на Руси обычай: пекли из теста булочки-жаворонки – с клювиками, с глазками. Ребята бегали с птичками по деревне, залезали на крыши сараев, поднимали жаворонков высоко, даже к палкам длинным привязывали и покачивали ими в воздухе, чтобы настоящие птицы их издалека увидели, услышали закличку и поскорее вернулись на родину. Давайте и мы жаворонков лепить. (Лепят «жаворонков» из соленого теста.)
Воспитатель: Вот сколько птичек – целая стайка! Слетелись к нам весенние песни распевать. Здравствуйте, птицы! Здравствуй, Весна-красна! Ребята, послушайте голос жаворонка (звучит запись.)
Я сейчас отдам жаворонков выпекать на кухню. Когда они будут готовы, вы их раскрасите и вечером родителей с приходом весны поздравите.
Пока готовятся «жаворонки», проводится игра «Гуси-лебеди»
Участники игры выбирают волка и хозяина, все остальные — гуси-лебеди. На одной стороне площадки дом, где живут хозяин и гуси, на другой — волк под горой. Хозяин выпускает гусей в поле погулять, зелёной травки пощипать. Гуси уходят от дома
далеко. Через некоторое время хозяин зовё т гусей: «Гуси-лебеди, домой!» Гуси отвечают: «Старый волк под горой!» — «Что он там делает?» — «Сереньких, беленьких рябчиков щиплет».— «Ну, бегите же домой!» Гуси бегут домой, а волк их ловит.
Воспитатель: Вот наши птицы готовы. Давайте их раскрасим.
Дети раскрашивают жаворонков.
Итог. Анализ готовых работ.