Смирнова Галина
Конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в старшей группе
Образовательные области : познавательное развитие
Интеграция видов деятельности : игровая, познавательная, коммуникативная.
Вид занятия: занятие-игра
Формы образовательной деятельности : групповая (фронтальная)
Цель: Развитие элементов логического мышления и математических навыков детей старшего дошкольного возраста с использованием Даров Фрёбеля.
Задачи:
Образовательные :
Публикация «Конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
- учить понимать поставленную задачу и выполнять ее самостоятельно; - закрепить знания детей о геометрических фигурах и телах ;
- закрепить навыки прямого и обратного счёта.
Воспитательные:
- воспитывать самостоятельность, целеустремленность, устойчивость, интерес к математическим знаниям.
Развивающие:
- развивать логическое мышление, внимание, сосредоточенность память развивать наблюдательность и мелкую моторику;
- развивать навыки конструктивного взаимодействия при коллективном решении поставленных задач, формировать навыки самоконтроля.
Интеграция образовательных областей по задачам :
1. Образовательная область «Познавательное развитие» :
-закрепить навыки прямого и обратного счёта
-развивать познавательно – исследовательскую и конструктивную деятельность
-развивать умение решать математические задачки
2. Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие:
формировать умение давать полный ответ на поставленный вопрос;
3. Образовательная область «Речевое развитие» : развивать свободное общение в процессе работы с игровым набором «Дары Фрёбеля»
Планируемый результат: Самостоятельное решение детьми старшего дошкольного возраста элементарных математических задач. Сформированность устойчивого интереса к занятиям математикой.
Подготовительная работа: Решение математических задач с использованием даров Фрёбеля, настолько-печатные игры «Геометрические фигуры», Раскраски «Геометрические фигуры».
Оборудование: проектор, ноутбук, экран, наборы «Дары Фребеля» : 5P, J1, J2, дар №7, дар №8.
Воспитатель (В) : Приглашаю вас, ребята, совершить сказочное путешествие в страну, которая называется Дания. В этой стране жил замечательный сказочник Ганс Христиан Андерсен. Он написал много сказок и историй. Какие сказки Андерсена вы знаете?
Ответы детей.
Воспитатель: Сказка, в которую мы отправимся, называется “Снежная королева”.
Ребята, вы должны помочь маленькой Герде освободить Кая из плена Снежной Королевы. В дороге будет немало трудностей и опасностей, но справиться с ними нам помогут ваши знания.
1. Игровое упражнение “Улица города”.
Педагог: Однажды бабушка рассказала Каю и Герде о том, что по вечерам Снежная Королева прилетает в города. Она проносится по заснеженной улице и заглядывает в окна домов. Предлагаю вам ребята прогуляться по улице и расставить домики в ряд слева направо от 1 до 10.
«Посчитай правильно» («Дары Фрёбеля», дар № 10)
Воспитатель: Вам нужно взять 10 фишек, посчитать их по возрастанию
и в обратном порядке.
Дети выполняют, считают в прямом и обратном порядке до 10.
Воспитатель: Молодцы, справились!
2. Игровое упражнение “Снеговики”.
Воспитатель: Сейчас на город опустился вечер. А днем на городской площади дети лепили снеговиков (демонстрация изображений). Два снеговика получились одинаковыми.
Дети рассматривают изображения снеговиков, находят двух одинаковых, используя для ответа порядковые числительные.
Воспитатель: Снежная Королева забрала Кая, но с приходом весны Герда отправилась его искать. Дойдя до реки, она заметила лодочку. Герда забралась в нее и лодочку, вместе с девочкой, понесло течение.
3. Игровое упражнение “Река и ее обитатели”.
Воспитатель: Плывя в лодочке, Герда увидела много интересного. Помогите девочке посчитать всех, кто живет в реке.
Дети рассматривают изображение реки и ее обитателей (рак, улитки, рыбки, лягушки, кувшинки, считают и обозначают числом их количество.
Рак – 1
Улитки – 4
Кувшинки – 5
Рыбки – 7
Лягушки – 9.
Воспитатель: Герда увидела домик, возле которого стояла старушка. Старушка подцепила лодку клюкой и Герда сошла на берег. Старушка была колдуньей, но совсем не злой. Герда ей очень понравилась, и она решила оставить девочку у себя. Герда забыла Кая. Чтобы снять волшебство вы, ребята, должны правильно выполнить задание.
4. Игровое упражнение “Цветы”. («Дары Фрёбеля», дар № 10)
Воспитатель: А сейчас будем решать задачи и ответ выкладывать на столе.
- Герда сорвала 3 розы и 2 тюльпана. Сколько цветов стало в букете?
-Герда сорвала еще 3 гвоздики. Сколько в букете было цветов?
Дети решают с помощью дара №10, ответ выкладывают на столе
Воспитатель: Молодцы, ребята! Справились с заданием! Вспомнить Кая, Герде помогли цветы.
Устали немножко? Давайте разомнёмся и сил наберёмся.
6. Динамическая пауза.
В страну волшебных сказок
проделали мы путь,
летели, плыли, ехали,
пора и отдохнуть.
Поднимайте выше ручки
и дотянитесь до тучки.
Руки в стороны потом,
мы сейчас обнимем дом.
В нем живет ученый кот,
он вопросы задает:
Как живете?
Как идете?
Как бежите?
А как спите?
Как проснулись?
Потянулись?
Как друг другу улыбнулись?
Дала нам сказка отдохнуть,
пора ребята снова в путь.
Воспитатель : На холме Герда увидела замок. Перед замком расхаживал говорящий ворон. Герда спросила у птицы про Кая и рассказала, как хорошо они жили, пока Кай не пропал.
7. Логическая задача “Семья”.
У нас большая и дружная семья. Папа – шофер, мама – учитель, старшая сестра – повар, бабушка – пенсионерка, а Кай и Герда – ходят в детский сад. Сколько человек в семье? Сколько профессий?
Воспитатель: История Герды растрогала всех обитателей замка. Принц и принцесса подарили девочке много подарков, а придворный повар приготовил для нее очень вкусное варенье.
8. Игровое упражнение “Варенье”.
Воспитатель: Рецепты варенья записаны в кулинарной книге (состав числа 10 из двух меньших чисел).
Дети рассматривают картинки (изображения ягод и фруктов) и составляют рецепты. Например: 3 вишни и 7 клубничек; 1 груша и 9 яблок; 2 апельсина и 8 яблок; 4 яблока и 6 слив.
Воспитатель: Герда продолжила путь в карете, которую ей подарили принц и принцесса. В лесу на карету напали разбойники.
9. Дидактическая игра “Раскрасьте изображения цветными точками”.
Воспитатель: Разбойники делят добычу (демонстрация изображений добычи).
Дети рассматривают изображения предметов (яблоко, гитара, ведро, мяч, пирамидка)
Дети берут дары №8-цветные точки и выполняют задание.
Воспитатель: Герда подружилась с маленькой разбойницей и уговорила ее отпустить на волю всех животных, которые томились в клетках, но за свое освобождение Герда подарила маленькой разбойнице ожерелье.
10. Дидактическая игра “Составь ожерелье”
Воспитатель: Ребята, берите Дар J1. Перед вами схема, объемные фигуры и шнурки. Помогите Герде составить ожерелье.
(Перед детьми 3 набора и шнурки на каждого. Дети выполняют задание
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием!
Воспитатель: Ребята, для того, чтобы нам попасть к замку Снежной королевы нам надо выполнить задание:
10. Игра «Выложи фигуру» («Дары Фрёбеля», дар № 8)
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам отгадать загадки и ответ выложить на столе.
Три вершины,
Три угла,
Три сторонки –
Кто же я? (треугольник)
Не овал я и не круг,
Треугольнику не друг.
Прямоугольнику я брат,
А зовут меня. (квадрат)
Встал квадрат на уголок –
Ткнулся носом в потолок.
Вверх он рос еще дней пять.
Как теперь его назвать? (ромб)
Обведи кирпич мелком
На асфальте целиком,
И получится фигура –
Ты, конечно, с ней знаком. (прямоугольник)
Дети выкладывают на столе фигуры, используя дар №8
Воспитатель: Замок Снежной Королевы ослепительно белый, но если раскрасить его в разные цвета, сердечко Кая оттает. Он вспомнит Герду, и вернется домой.
11. Свободное конструирование «Строим замок» («Дары Фрёбеля», дар №5, 5В, 6)
Воспитатель: Ребята, у нас осталось последнее задание: вам предлагается построить замок.
Дети конструируют, используя игровые наборы. Воспитатель наблюдает за тем, как дети справляются с заданием, интересуется их замыслом и выполнением.
Итог. Вместе рассматриваем изображения, вспоминаем задания, которые выполняли. Воспитатель благодарит детей за работу на занятии.