Наталья Овечкина
Конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей : познавательно-исследовательская, коммуникативная, физическое развитие
Цель: создание условий для успешного запоминания материала, умение пользоваться полученными знаниями в игровой деятельности; формирование основ хорошей устной речи, в которой ребёнок мог бы выражать свои мысли и желания, построение речевого высказывания в ситуации общения, формирование грамотности.
Задачи:
-способствовать развитию самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
-владение речью как средством общения и культуры;
Публикация «Конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений у старших дошкольников» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2021
-обогащение активного словаря.
Материал : «стена-подсказка» в математическом уголке, созданная для запоминания времен года, месяцев, дней недели, частей суток; карточки, с условным обозначением частей суток, картинки с изображением деятельности детей в разное время суток, глобус, настольная лампа, треугольники для игры.
Ход НОД:
Воспитатель: я знаю, что вы все очень любите необычные веселые истории, предлагаю сегодня придумать такую историю вместе и попробовать разобраться, почему она произошла.
-Итак, начнем: когда-то, очень давно, в одном городе беспорядочно жили дети, они кушали, когда вздумается, спали, играли. Ночью могли затеять шумную игру, и Луне это очень не нравилось. А когда вставало Солнце и хотело видеть всех бодрыми, идущими в школу и детский сад, эти дети спали крепким сном.
-Как вы думаете, почему так происходило? (ответы детей).
II.Актуализация знаний.
-А с вами не случится такое? Вы знаете части суток? Как вы узнаёте, что наступило утро? (Утром встаёт солнышко).
-Какой карточкой обозначим утро? (голубой, с жёлтым солнышком, выкладываю на фланелеграфе, а вы перед собой на столе).
-Вспомните, как вы проводите утро, что делаете утром вы, ваши мамы и папы?
-А теперь подумайте и объясните, почему день я обозначаю жёлтой карточкой? (потому что днём всё залито солнцем).
-Где вы находитесь в это время и чем заняты? (в детском саду, играем, занимаемся).
-Какой карточкой мы обозначим вечер, объясните почему? (потому что вечером небо сереет, солнце садится и окрашивает небо оранжевым цветом).
-Что вы делаете вечером? (смотрим мультфильмы, играем с игрушками).
-Почему ночь я обозначаю чёрной карточкой, что вы делаете ночью? (ночью темно ничего ни видно, все люди спят).
Для лучшего запоминания последовательности частей суток, предлагаю выучить небольшое стихотворение:
Утро, день,
Вечер, ночь –
Улетают сутки прочь.
1. Дидактическая игра «Подбери нужную картинку»
-Рассмотрите картинки, что делают дети, изображенные на них, и определите : утро это, день, вечер или ночь (дети берут картинку и объясняют, какое время суток на ней изображено).
На протяжении долгого времени мы с вами наблюдаем за солнцем: летом, когда приходили в детский сад, солнце было уже на небе, а зимой, оно просыпается, когда мы садимся завтракать. Почему же так происходить, куда уходит солнце?
Опыт: Никуда солнышко не ходит. Смена дня и ночи происходит из-за вращения нашей планеты вокруг Солнца. Дело в том, что наша Земля безостановочно вращается вокруг себя и подставляет солнечным лучам то один свой бок, то другой. На той стороне Земли, которую освещает солнце - день, на противоположной стороне – ночь. Повернётся Земля другим боком и на ночную сторону приходит день, а на дневную - ночь. Чтобы вы лучше поняли это, проведём опыт (глобус с освещёнием).
- Между частями суток нет перерывов, потому что Земля вращается без остановок. Так проходят недели, месяцы, годы.
-Мы познакомились с 4 частями суток, а почему же тогда говорят: «День да ночь – сутки прочь?» (дети высказывают предположение).
2. Физминутка:
Вышли мышки как-то раз,
Посмотреть, который час,
1-2-3-4 - Мышки дернули за гири:
Вдруг раздался страшный звон,
Убежали мышки вон.
(дети выполняют движения в соответствии с текстом)
3. Знакомство с днями недели.
А еще есть у меня для вас загадки, послушайте их внимательно и отгадайте :
Говорят, что он тяжёлый,
И не дружит с ним бездельник.
На работу, в садик, в школу
Отправляет … (Понедельник)
Весь в заботах спозаранку,
Нас напоит и накормит.
Он вторым стоит по рангу.
Ну, конечно, это … (Вторник)
В поездах, в цехах, в машинах
Этот день всегда в трудах.
Он – недели середина,
Ну, а попросту, … (Среда)
Этот – труженик умелый.
Лень и праздность он отверг.
Все спешит успеть доделать
День по имени … (Четверг)
Притомившийся с полудня,
День под горку катится.
«Ох, устала! Отдохнуть бы!»
– Размечталась … (Пятница)
В этот день нас ожидает
Лишь домашняя работа.
Моет, чистит, прибирает
День по имени … (Суббота)
Всех оставит дома утром
День-волшебник.
Вот везение!
Но проходит почему-то
Очень быстро … (Воскресенье)
Молодцы, отгадали все загадки, а что объединяет все эти дни?
- Все эти дни – дни недели.
Что за птицы пролетают?
По семерке в каждой стае.
Вереницею летят,
Не воротятся назад.
(Дни недели)
-Это неделя.
-Вы правы!
-Сколько дней в неделе? (семь)
-Назовите выходные дни, рабочие?
-Мне приятно, что вы знаете!
4. Дидактическая игра «Повтори друг за другом»
(Дети называют дни недели и выстраиваются в шеренгу, последний ребёнок выстраивает всю неделю).
-Вы, заметили, ребята, что каждый день недели называет сам себя.
-Понедельник – после недели.
-Вторник – второй день недели.
-Среда – средний день недели.
-Четверг – четвёртый.
-Пятница – пятый.
-Суббота (шестница) – шестой день.
-Воскресенье (седьмица) – седьмой день недели.
5. Дидактическая игра «Выложи дни недели»
-С помощью треугольников выложите названный мною день недели. Например: понедельник -1 треугольник, вторник – 2 треугольника и т. д.
III. Рефлексия.
-Что мы узнали сегодня? Когда сменяются сутки? Какой перерыв между ночью и утром? (непрерывно).
-В чём вы испытывали трудности?
-Что было вам интересно?
-Почему это нужно знать?
-Как это пригодится вам в жизни?
У нас в математическом центре есть стена - подсказка, где вы всегда сможете найти ответы на вопросы о временах года, месяцах, частях суток, днях недели.