Людмил Тюляева
Конспект образовательной деятельности по детскому экспериментированию в старшей группе «Волшебница вода»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка - детский сад №108»
Конспект образовательной деятельности по детскому экспериментированию.
Тема: «Волшебница вода»
В рамках тематической недели в старшей группе
«Что мы знаем о воде?»
Выполнила:
воспитатель I кв. категории
Тюляева Людмила
Владимировна
Март 2024г.
Программное содержание:
Публикация «Конспект образовательной деятельности по детскому экспериментированию в старшей группе „Волшебница вода“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2024
Цель: формирование у детей представлений о воде и ее свойствах через экспериментальную деятельность.
Воспитательные задачи:
воспитывать у детей бережное отношение к природе, а именно к воде как одному из основных богатств Земли;
воспитывать культуру поведения во время ОД: умение слушать друзей и педагога.
Развивающие задачи:
развивать любознательность и активность дошкольников;
развивать речь детей, активизируя пассивный словарь;
обогащать активный словарь новыми словами (газообразное состояние, растворитель, пар, привкус, вещества, вымысел, жажда и др.);
развивать внимание, мышление, память.
Образовательные задачи :
продолжать знакомство детей со свойствами воды (вода прозрачная, не имеет вкуса и запаха, не имеет формы, является растворителем, может находиться в различных состояниях: жидком, твердом, газообразном и др.);
формировать причинно–следственные связи в природе, а также устанавливать эти связи самостоятельно, а также самостоятельно делать выводы по результатам опытов.
Материалы и оборудование: на каждого ребенка и воспитателя: прозрачные пластиковые стаканчики с водой и соком, две пластиковые цветные трубочки для коктейля, пустой пластиковый стаканчик, тарелочки с сахарным песком, чайные ложки, кусочки льда, кисточки, акварельные краски, пластмассовые тарелочки из кукольной посуды; для воспитателя: термос с горячей водой, зеркальце, флакончик духов, различные прозрачные емкости для воды (кружка, банка, маленькая пластиковая емкость, иллюстрация аквариума или реки, письмо.
Предварительная работа: беседы о свойствах льда и снега, о необходимости воды в жизни людей, наблюдения и эксперименты во время прогулки со снегом и льдом; наблюдение во время КГН (мокрая, теплая, холодная, является хорошим растворителем, рамки тематической недели в старшей группе «Что мы знаем о воде?»
Образовательная деятельность :
Процесс вовлечения детей в деятельность (Дети подходят к столам, на которых накрыто необходимое оборудование.)
В. : Ребята, я вам прочитаю отрывок из стихотворения Татьяны Жибровой, а кто догадается, о чем идет речь также отгадает тему нашего занятия.
Мы говорим, она течет;
Мы говорим, она играет;
Она бежит всегда вперед,
Но никуда не убегает.
В морях и реках обитает,
А часто по небу летает.
А как наскучит ей летать
На землю падает опять.
Д. : Вода.
В. : Правильно отгадали, сегодня мы поговорим о воде.
Раздается стук в дверь, воспитателю дают письмо и говорят, что почтальон просил передать это письмо детям старшей группы.
В. : (с удивлением рассматривает конверт, читает адрес на нем) «Детский сад №108, ребятам старшей группы №10 от «Клуба любознательных почемучек» города Владимир. Вот Чудеса! Интересно, что написали нам любознательные почемучки? И что нам с ним делать?
Д. : Давайте прочтем! (вскрывают конверт и отдают воспитателю)
В. : Читает. «Здравствуйте ребята группы «Светлячки»! Мы, любознательные почемучки, передаем вам огромный привет и пожелания здоровья и успехов, а также просим вас помочь нам решить важный спор: куда девается вода в реках зимой, чем пахнет вода, что такое «твердая вода», какой формы бывает, как сделать воду сладкой? Мы знаем, что вы уже взрослые ребята и с удовольствием поможете нам ответить на все наши вопросы. До свидания, ждем ответ, пишите. Ребята «Клуба почемучек».
5 мин
Процесс целеполагания В. : Вот такое письмо! Ну что, ребята, что мы будем делать с этим сообщением?
Д. : Поможем клубу «Почемучек».
Процесс планирования В. : А как же мы сумеем ответить на все эти вопросы?
Д. : Сначала сами попытаемся во всем разобраться, сами ответим на эти вопросы, а затем сообщим ответ нашим друзьям.
2 минут
Процесс осуществления действий В. : Ну что, ребята, давайте приступим к делу: посмотрите, перед вами 2 стаканчика и трубочка для коктейля, как вы думаете, для чего они нужны?
Д. : Посмотреть и попробовать, что налито в стаканчиках. В первом сок, в другом вода.
В. : Поместите в них трубочку для коктейля. В каком стакане трубочку видно и почему?
Д. : В первом стакане трубочку видно, а в другом стакане – нет, потому что вода прозрачная, а сок – нет.
В. : Какой вывод можно сделать?
Д. : Вода прозрачная.
В. : А, как вы думаете, что было бы, если бы вода была непрозрачной? Например, в сказках говорится о молочных реках с кисельными берегами, могли бы рыбы и другие животные жить в таких молочных реках? (указывает на иллюстрацию реки или аквариума).
Д. : Нет, не могли бы, это всего лишь сказочный вымысел.
В. : А если мы попробуем….
Д. : (пробуют). У воды вкуса нет, а сок вкусный.
(затем пробует воспитатель, удивляется)
В. : Какой вывод вы можете сделать?
Д. : Вода не имеет вкуса, но мы часто слышим от взрослых, когда пьем воду, что она очень вкусная.
В. : Когда так говорят?
Д. : Когда человек очень хочет пить.
В. : Верно, когда человека мучает жажда, он с удовольствием пьет воду, а чтобы выразить свое удовольствие, говорит, что вода очень вкусная. А еще, ребята, водопроводная вода может иметь слабый привкус, потому что ее очищают, чтобы сделать безопасной для человека.
(Помощник воспитателя убирает пустые стаканы из-под сока.)
В. : А что можно еще определить у воды? Поднесите стакан к носикам и понюхайте воду. Какой запах чувствуете?
Д. : Вода ничем не пахнет.
В. : Правильно, вода не имеет запаха. А теперь чем пахнет вода в моем стакане? (добавляет в стакан несколько капель духов)
Д. : Теперь вода пахнет духами.
В. : А сейчас какой вы вывод можете сделать?
Д. : Чистая вода не имеет запаха, так же, как и не имеет вкуса.
В. : Ребята, у вас на столе сахарный песок. Как вы думаете, что станет с водой если мы положим туда 1ч. л. сахара и размешаем его.
В. : Теперь посмотрите, видно сахар или нет? Куда он делся? Попробуйте воду, что изменилось?
Д. : Вода стала сладкой, сахар растворился.
В. : Правильно, вода является растворителем, многие вещества растворяются в воде. А что бы было, если бы на дне реки или аквариума был не обычный песок, а сахарный? (указывает на иллюстрацию).
Д. : Он бы растворился, растаял.
(Дети сливают сладкую воду и наливают чистую.)
В. : А что еще можно растворить в воде?
Д. : Порошок, соль, мыло, краски и др.
(Дети набирают при помощи кисти акварельную краску)
В. : Размешайте в воде акварельную краску, что произошло и почему?
Д. : Вода стала цветной, краска в ней растворилась.
В. : Аккуратно перелейте воду в пустой стакан. Льется вода? Почему?
Д. : Вода льется, потому что она жидкая.
В. : Да, воду называют жидкостью. Если бы вода не была жидкостью, она не могла бы течь в реках, ручьях, не текла бы из крана.
(Помощник воспитателя убирает стаканы с водой и пустые стаканчики.)
Физкультминутка:
«Коль с водой имеем дело»
Коль с водой имеем дело, (переливаем воду из одного кулачка в другой)
Рукава засучим смело (засучиваем рукава)
Пролил воду - не беда (руки на пояс, покачать головой)
Тряпка под рукой всегда (показ ладошек, соединенных ребром, друг другу)
Фартук - друг. Он нам помог - (провести ладонями от шеи до колен)
И никто здесь не промок. (руки на пояс, повороты головы в стороны)
Ты работу завершил?
Все на место положил? (шаг на месте)
В. : Возьмите кубики льда, положите их на тарелочки, что происходит со льдом? (раздает кубики льда).
Д. : Лед начинает таять в теплом помещении и превращается в воду. Лед –это тоже вода, только в твердом состоянии.
В. : А как вы думаете, что у меня в термосе, из него идет пар (открывает термос, показывает).
Теперь я помещаю над паром зеркальце, что происходит?
Д. : На зеркальце выступают капельки воды.
В. : Да, это остывает пар и превращается в воду, пар – это тоже вода в газообразном состоянии.
А теперь я наливаю воду в сосуды разной формы
( наливает в прозрачные емкости: кружку, графин, бутылку).
Д. : Вода принимает форму кружки, графина, бутылки.
В. : А если мы из этих сосудов нальем не большое количество воды на поднос. Какую форму примет вода?
Д. : Растеклась, вода в жидком состоянии формы не имеет, она принимает форму того сосуда, в который налита.
15 мин
Процесс рефлексии В. : Сначала давайте вспомним, что мы сегодня занимались и что узнали нового?
Д. : Ответы детей.
В. : Итак, ребята, как вы думаете, вы помогли почемучкам разрешить спор? Ответили на все вопросы?
Д. : Да, мы узнали, что вода прозрачная, у воды нет вкуса и запаха, в воде некоторые вещества растворяются, вода бывает жидкой, твердой, газообразной, у воды нет формы.
В. : Дети, а как мы можем дать им ответ и с помощью чего?
Д. : Мы можем ответ нарисовать. Рисунки отправить в конверте с обратным адресом и они больше не будут спорить, а будут все знать про воду.
В. : Молодцы, ребята, замечательное предложение.
(Дети рисуют свои ответы на поставленные вопросы почемучек. Складывают в конверт и отдают воспитателю для отправления письма)
3 мин