Елена Викторовна Коробашкина
Конспект образовательной деятельности «Блокада Ленинграда» для детей подготовительной к школе группы
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
• знакомить дошкольников с ключевым событием Великой Отечественной войны – блокадой Ленинграда;
• систематизировать знания о Великой Отечественной войне;
• формировать у детей патриотические чувства и представление о героизме;
• воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины на основе ярких впечатлений и исторических фактов.
Способы: беседа, рассказ воспитателя, просмотр презентации, художественное слово, рефлексия.
Темочки:
- Блокада Ленинграда
- Блокада Ленинграда. Конспекты
- День Победы. Конспекты занятий к 9 мая
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2020
Средства: иллюстрации картин, карта России, презентация, кусок хлеба.
Ход образовательной деятельности
Воспитатель: Ребята, кто из вас знает, как в годы войны назывался Санкт - Петербург?
Ответы детей.
Воспитатель: Ленинград. Тяжело пришлось героическому городу в годы Великой Отечественной войны. Гитлер собирался разгромить нашу страну за 3 – 4 месяца. К ноябрю немцы должны были захватить полстраны. Важной задачей было уничтожение Ленинграда и Балтийского флота, так как флот для страны имеет огромное значение – это выход в Европу. Советский Союз мог потерять город, который называют второй столицей. Он рассчитывал уничтожить войска, оборонявшие город, не допуская их отступления. Командование Германии приняло решение стереть город с лица земли.
Воспитатель: Почему фашисты захватили большую часть территории нашей страны в первые дни войны?
Ответы детей.
Немцы были хорошо подготовлены, атаковали внезапно, не давая нашим солдатам опомниться. С боями они захватывали города вблизи Ленинграда. Как только враги стали двигаться в сторону Ленинграда, наше правительство приняло решение о строительстве оборонительных рубежей.
Воспитатель: Ребята, для чего строят оборонительные рубежи?
Ответы детей.
Воспитатель: Они нужны, чтобы задержать врага. Военным инженерам помогали женщины да дети. Их строили как на подступах к городу, так и в самом Ленинграде.
Воспитатель: Почему помогали женщины и дети?
Ответы детей.
Воспитатель: Мужчины в то время воевали на фронте. Оборонительные рубежи задержали немцев, и им не удалось овладеть Ленинградом сходу. Гитлер был в ярости. В конце лета 1941 года возобновилось наступление врага, оборона была прорвана, противник вышел к Ладожскому озеру и блокировал город с суши. Осенью 1941 года фашисты окружили Ленинград, началась блокада города.
Воспитатель: Что значит блокада?
Ответы детей.
Воспитатель показывает на карте.
Воспитатель: Фашисты захватили железные и автомобильные дороги, ведущие в город. Связь с Ленинградом была возможна только по воздуху и по воде Ладожского озера.
Воспитатель: На чем можно было доставить грузы в город?
Ответы детей.
Воспитатель: Самолеты и корабли доставляли продукты и медикаменты в осажденный город, а на «Большую землю» вывозили женщин и детей, стариков и тяжело раненных воинов и музейные ценности.
Воспитатель: Зачем эвакуировать музейные ценности, когда гибнут люди?
Ответы детей.
Воспитатель: Ленинград – город, с большим количеством музеев, в которых хранилось огромное количество бесценных шедевров.
Воспитатель: Как вы понимаете выражение «Перевезли на Большую землю»?
Ответы детей.
Воспитатель: Ленинград был отрезан от всей страны, поэтому остальную часть страны и называли «Большой землей», а Ленинград – только ее малая, значимая часть.
Эвакуировались оборонные завод. Улицы пересекали баррикады, на перекрестках и площадях высились доты.
Воспитатель: Ребята, что выпускали на оборонных заводах? Что такое доты и баррикады?
Ответы детей.
Воспитатель: На оборонных предприятиях выпускали танки, снаряды – то, что нужно для фронта. Доты – это каменное сооружение, из небольшого окна которого можно вести огонь (стрелять) во время обстрелов, а баррикады – это препятствие из подручных материалов: мусора, бревен, мешков, досок, кирпичей и т. д. Все въезды в город перекрывали огромные противотанковые ежи.
Воспитатель: Для чего нужны были противотанковые ежи?
Ответы детей.
Воспитатель: Противотанковые ежи преграждали путь танкам и бронетехнике. Гитлер не собирался отказываться от своих планов. Он хотел, чтобы Ленинград погиб от голода. Голод стал самым страшным испытанием для жителей блокадного Ленинграда. Ни авиация, ни флот не могли обеспечить продовольствием такой большой город. Продукты выдавались по карточкам. Картошки, овощей почти не было. Маленький кусочек хлеба выдавали человеку на сутки, да еще и муку экономили, поэтому добавляли в него всяческие примеси.
Воспитатель: Можно было такой хлеб назвать вкусным?
Ответы детей.
Воспитатель: Вкусным его нельзя было назвать. Самая большая норма была для солдат, а самая маленькая – для детей. Приходилось выстаивать длинные очереди за хлебом, потеря хлебных карточек означала верную смерть.
В городе не работал водопровод. У кранов во дворах или прямо на улицах ленинградцы брились, умывались, стирали бельё, мыли посуду. Добыча воды стала для рядовых ленинградцев ежедневным подвигом. Зимой 1941-го воду брали из Невы, Фонтанки и других рек Ленинграда. Путь к колодцу или проруби был страшным и часто смертельным. Очереди за водой, как и за хлебом, выстраивались с раннего утра. Люди были обессилены, вода расплёскивалась, поэтому вокруг колодцев и прорубей образовывались ледяные горы. Взобраться на такую горку с санками, а потом спуститься с полными вёдрами для истощённых людей было неимоверно сложной задачей.
Люди умирали от голода, у оставшихся в живых не было сил, но в Ленинграде было правило – двигаться. Зима в первый год блокады выдалась особенно суровой. Воды Ладожского озера сковал лед, суда уже больше не могли поставлять продовольствие для горожан. Положение становилось критическим, ведь связь с «Большой землей» поддерживалась только по водному пути.
Воспитатель: Как вы считаете, что было сделано для того, чтобы продолжить эвакуацию людей и доставлять продовольствие?
Ответы детей.
Воспитатель: Так как лед был уже толстым и крепким, было принято решение проложить по льду автомобильную дорогу. Сначала провели разведку, проверили лед, а вдруг он не выдержит машины. По трассе пустили первый конный обоз. Когда военные инженеры убедились в крепости льда, по Ладожскому озеру начали двигаться и грузовые машины.
Воспитатель: Как ленинградцы назвали эту дорогу?
Ответы детей.
Воспитатель: Ленинградцы назвали эту трассу «Дорогой жизни». Ежедневно по ней эвакуировали тяжелораненых бойцов, больных и детей, а в город по ней везли продовольствие и медикаменты. Дорога жизни пролегала не далеко от берега, занятого фашистами. Немецкая артиллерия и авиация постоянно бомбили наши автоколонны. Работа военных водителей была очень опасной. Отпор врагу давали и моряки Балтийского флота.
Военный завод, который работал в городе, бомбили каждый день, там рвались снаряды и возникали пожары, но никто из рабочих не покидал своего места. Из ворот завода ежедневно выходили танки, которые отправлялись прямо на фронт. Во время налетов вражеских бомбардировщиков объявлялась воздушная тревога: люди убегали в укрытия, подвалы, бомбоубежища и находились до тех пор, пока не было отбоя тревоги (слайд №24).
Воспитатель: Как вы думаете, кто заменил мужчин у станков?
Ответы детей.
Воспитатель: У станков заменили мужчин, ушедших защищать город, женщины и дети. В тех тяжелых условиях делали даже больше, чем в мирное время.
Когда гитлеровцы окружили Ленинград, они надеялись, что жизнь в нем скоро угаснет, но ничего у них не вышло.
Главным оружием против гражданского населения, Гитлер назначил артиллерию и авиацию. Линия фронта проходила недалеко от городской черты, снаряды долетали до центральных улиц. По приказу немецкого командования Ленинград обстреливался постоянно. Приказ Гитлера выполнялся беспрекословно, было разрушено несколько заводов. Обстрелам подвергались дворцы, музеи, школы, больницы. Артиллерийские обстрелы начинались внезапно, среди населения было много жертв.
900 дней и ночей длилась блокада великого города, но ленинградцы не сдались, смелостью и стойкостью поразив даже врага.
Не все эвакуированные из Ленинграда выжили, многие из них умерли от дистрофии. Сохранился блокадный дневник девочки Тани Савичевой, у которой умерли все родственники, и ее отправили по «Дороге жизни» в поселок Шатки, рядом с Арзамасом, но она не смогла выжить, так как была уже очень больна и истощена. Сейчас в Шатках возведен мемориал на кладбище, где похоронена Таня, а ее дневник использовался во время суда над фашистами, как доказательство их зверств.
Наступлением наших войск блокада была окончательно снята, а немцы далеко отброшены от ленинградских границ. Фашистские бомбардировщики стремились сломить волю ленинградцев. Несмотря на невыносимые условия немецкой блокады, войска ленинградского гарнизона пытались прорвать окружение. Солдаты спали не более 4 часов. Бои были жестокими и упорными, фашисты дрались до последнего патрона. Наши солдаты приложили героические усилия, чтобы сломить сопротивление врага. Страшная блокада была прорвана. Осталась память о солдатах, отдавших свою жизнь за этот прекрасный город. После войны Ленинград удостоен звания Города-Героя.
Рефлексия.
Почему немцы хотели стереть Ленинград с лица земли? Для чего строили оборонительные сооружения? Что выдавали жителям по карточкам? Как называлась дорога, по которой вывозили людей из Ленинграда? Кто заменил мужчин на заводах? Сколько дней длилась блокада?