Елена Бондаренко
Конспект образовательной деятельности «Космическое путешествие» для детей старшей логопедической группы
Цель: закрепление знаний по теме «Космос».
Задачи: 1) образовательные : уточнить и активизировать словарный запас по теме «Космос», «День космонавтики»; продолжать учить внимательно слушать педагога и товарища, отвечать на вопросы полным предложением; упражнять в конструировании; закрепить знание дополнительных цветов; учить словообразованию существительных множественного числа родительного падежа; продолжать учить образованию антонимов; продолжать учить объяснять сложные слова, состоящие из двух основ; продолжать учить составлять предложения по сюжетной картинке;
Публикация «Конспект образовательной деятельности „Космическое путешествие“ для детей старшей логопедической группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Логопедические занятия
- Старшая группа
- Темочки
2) воспитательные: продолжать воспитывать активность, внимательность, сообразительность, воспитывать чувство сопереживания, доброго отношения к окружающим людям;
3) развивающие: развивать память, внимание, восприятие, мышление, воображение, ориентировку в пространстве, общую и мелкую моторику, дыхание, моторную координацию, слоговую структуру слова, фонематические процессы, грамматический строй речи, связную диалогическую речь, словарный запас.
Предварительная работа: беседа, рассматривание картин, проведение дидактических игр, упражнений, подвижных игр, отгадывание загадок по теме «Космос. День космонавтики».
Словарная работа: Марс, Земля, Луна, метеорит, ракета, скафандр космонавт, звезда, космический корабль, космодром, луноход, марсоход, звездочет, звездопад, космолет, выше, ниже, левее, правее.
Материал к занятию: 1) демонстрационный: медиапроектор, экран, презентация, звукозаписи, мольберт, спортивный инвентарь, микрофон;
2) раздаточный: звезды, шарф, разрезная картинка;
Методы и приемы: 1) словесные: оргмомент, итог занятия, д/и «Направо - налево», «Чего много?», «Слова наоборот», «Говорящие слова», «Что перепутал инопланетянин»;
2) наглядные: просмотр презентации;
3) практические: дыхательная и артикуляционная гимнастика, построение макета ракеты, п/и «Собери звездный букет», «Собери картинку».
Ход ОД.
Спортивный зал украшен предметами космической тематики.
1) Оргмомент.
Приветствие (в кругу).
Л. : - Колокольчик мой звени и детей в круг собери! Здравствуйте, девочки! Здравствуйте, мальчики! Поздоровайтесь с нашими гостями. А теперь все внимание на меня!
Просмотр видеописьма.
Л. : - Дети, нам сегодня в детский сад прислали необычное письмо – видеописьмо. Вам интересно узнать, кто его нам прислал? (Да). Давайте посмотрим его. Внимание на экран! На экране появляется видеозапись с просьбой инопланетян – марсиан.
2) Основная часть.
Построение макета ракеты на ковре.
Л. : - Дети, кто нас просит о помощи? (Инопланетяне, марсиане). Вы согласны им помочь? (Да). На какую планету мы полетим, вы догадались? (Мы полетим на Марс). А как называются люди, которые путешествуют в космосе? (Космонавты). Значит, мы будем сегодня космонавтами. Скажите, на чем можно совершить космическое путешествие? (На ракете). Предлагаю вам построить ракету. Дети выкладывают на ковре силуэт ракеты из гимнастических палок. У любого летательного аппарата есть название. Давайте назовем нашу ракету «Речезнайка».
Дыхательная и артикуляционная гимнастика (стоя).
Л. : - Прежде чем отправиться в полет, наденем наши шлемы и скафандры: ших-ших-ших. Движения руками. Проверим, работает ли исправно двигатель и все системы. Проверяем запас топлива. Вдох через нос и выдох: с-с-с-с. Проверяем люки: а-а-а-а. Движение руками вверх-вниз. Проверяем радио. Вдох через нос и выдох: у-у-у. Включаем двигатель. Вдох через нос и выдох: р-р-р. Все системы работают исправно! Можем лететь! Сядьте в ракету. Внимание! «5,4,3,2,1 – поехали!» Звучит мелодия полета в космосе.
Д/и «Направо – налево» (сидя).
Л. : - Мы летим с огромной скоростью. Смотрите на экран, мимо нас пролетают кометы, метеориты, космические корабли…Дети, сосчитайте, сколько космических кораблей летит в правую сторону? (В правую сторону летят три космических корабля). Сколько космических кораблей летит в левую сторону? (В левую сторону летят два космических корабля).
Посадка на Марс.
Л. : - Смотрите внимательно. В космосе много планет и звезд. Как только вы увидите Марс, крикните «Стоп, мотор!». (Стоп, мотор). Действительно, это - планета Марс. Выходите из ракеты.
Д/и «Чего много?» (у мольберта).
Л. : - Дети, нас встречает марсианин. На мольберте – изображение инопланетянина. Какой он необычный. Скажите, чего у него много? (У марсианина много рук, ног, голов, пальцев, волос, глаз, ртов). А теперь немного расскажите ему о нас с помощью космического микрофона. Дети по очереди отвечают на наводящие вопросы педагога. С какой планеты вы прилетели? Кто вы? (Мы прилетели с планеты Земля. Мы – земляне). У Земли есть планета - спутник? (У земли есть планета - спутник - Луна). Земля освещается Солнцем? (Земля освещается Солнцем). Чего и кого много на Земле? (На Земле много морей, океанов, лес, рек, полей, людей, зверей, птиц….). Думаю, контакт с инопланетянами налажен. Нас ждут марсианские задания! Внимание на экран. Марсианин дает указания к заданиям.
Д/и «Слова - наоборот» (с мячом).
Подходят к «красному камню».
Л. : - А вот, и «красный камень». Первое задание - с космическим мячом - «Слова наоборот». Я вам скажу слова, а вы скажите слова «наоборот», противоположные по значению. Например, высокая ракета – низкая ракета. Быстрая ракета. (Медленная ракета). Горячая планета (Холодная планета). Темный метеорит (Светлый метеорит). Глубокая яма….(Мелкая яма). Далекая комета (Близкая комета). Сильный космонавт (Слабый космонавт). Тяжелый скафандр (Легкий скафандр). Молодцы!
П/и «Собери звездный букет» (на ковре).
Подходят к следующему «красному камню».
Л. : - А теперь соберем «звездный марсианский букет». Один из вас будет космонавтом, а другой – ассистентом. Космонавт с завязанными глазами собирает звезды определенного цвета, а ассистент направляет его, подсказывает, куда нужно двигаться: левее, правее, выше, ниже. Звучит музыка. Играют 2 пары детей. Ну что ж, ассистенты умело управляли космонавтами – букеты собрали правильно.
Д/и «Говорящие слова» (сидя, с микрофоном).
Подходят к следующему «красному камню».
Л. : - Дети, оказывается, марсиане не знают, что означают наши земные слова. Давайте им объясним. Отвечает тот, кого спрошу. Что означает слово «луноход»? (Луноход – аппарат, который ходит по Луне). «Звездопад»? (Звездопад – явление, когда падают звезды). «Звездочет»? (Звездочет- человек, который считает, изучает звезды). «Звездолет»? (Звездолет – космический корабль, летящий к звездам). «Марсоход»? (Марсоход – аппарат, который ходит по Марсу). «Космодром»? (Космодром – аэродром для космических кораблей). Правильно!
Д/и «Что перепутал инопланетянин?».
Подходят к следующему «красному камню».
Л. : - Дети, а вы знаете, как инопланетяне представляют жизнь на Земле? (Нет). Посмотрите на экран. Подумайте и скажите, что не так, что перепутано. Отвечает тот, кого спрошу. (Коровы не летают. На елке не растут грибы….). Молодцы, вы правильно все объяснили!
П/и «Собери картинку» (на ковре).
Подходят к следующему «красному камню».
Л. : - Нас ждет последнее сложное задание. Помогите марсианам «собрать» космическую картинку. Дети собирают картинку.
Возвращение на Землю.
Л. : - Вот мы и выполнили все марсианские задания! Внимание на экран. Видеозапись, в которой марсианин благодарит землян за помощь. Пора возвращаться в детский сад. Садитесь в ракету. Внимание! «5,4,3,2,1 – поехали!». Звучит мелодия полета.
3) Итог.
Л. : - Мы на месте! Дети выходят из ракеты. Дети, а где мы сегодня были?
(Мы были в космическом путешествии, на Марсе). С кем встретились, кому помогли? (Мы встретились с марсианами и помогли им выполнить задания). Вам понравилось наше путешествие? (Да). Что вам больше всего понравилось? (Ответы детей). Спасибо вам за работу! Гостям спасибо за внимание!