Аминат Батдыева
Конспект образовательной деятельности для детей средней группы «Знакомство с колыбелью»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательной деятельности для детей средней группы
Публикация «Конспект образовательной деятельности для детей средней группы „Знакомство с колыбелью“» размещена в разделах
по теме: «Знакомство с колыбелью»
Программное содержание:
Познакомить детей с разновидностями колыбелек (из дерева, плетеные из луба, из ивовых прутьев). Дать представление о жизни в старину, семейных обычаях, связанных с рождением ребенка, закреплять знания старинных имен. Активизировать в речи детей следующие существительные: «колыбелька», определениями: «старинный», «деревянный», «расписной», «узорчатый». Развивать психические процессы: внимание, память, мышление. Воспитывать уважение, интерес к обычаям старины.
Материалы и оборудование:
Кукла, люлька, уголёк, зернышки, монетки, картинки с изображением разновидностей люлек, тряпичные куклы по количеству детей.
Ход:
Воспитатель входит в группу со словами :
Добрый день, детушки-касатушки!
Подойдите, не стесняйтесь.
Поудобней располагайтесь.
Всем ли видно, всем ли слышно,
Всем ли места хватило?
Воспитатель: Сегодня я вам предлагаю отправиться в прошлый век посмотреть, как жили люди раньше. Я скажу волшебные слова, а вы внимательно слушайте и повторяйте за мной:
Влево, вправо повернись,
В прошлом веке очутись!
Вот мы и попали с вами в прошлый век. Посмотрите какие старинные предметы здесь находятся.
Рассматривание детьми предметов быта.
Воспитатель обращает внимание на стоящий в углу сундучок.
Что это за странный сундучок?
И закрыт он на замок.
Если ключик подберем,
В нем сюрпризы мы найдем!
А чтобы сундучок открылся, нужно потрудиться - отгадать загадки. Слушайте внимательно.
Маленькая собачка, свернувшись, лежит,
Не кусает, не лает, а в дом не пускает? (Замок)
Хвост на дворе, нос в конуре,
Кто хвост повернет, тот в дом войдет. (Ключ)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Правильно отгадали загадки, и сундучок наш открылся.
Воспитатель достает из сундучка элементы народной одежды (платок, сарафан, рубаха). При этом называя вещи, дети помогают. Предложить детям нарядившись, посмотреться в зеркало.
Воспитатель: Прислушайтесь, ребята, кажется, кто- то плачет. Кто бы это мог быть? Давайте посмотрим. Дети и воспитатель подходят к люльке.
Кто это у нас плачет,
Не получит калачик,
Кто это у нас ревет,
Не получит сухарек.
Воспитатель берет куклу на руки.
Воспитатель: Ребята посмотрите, вот кто у нас плачет - малыш. Ребенок достает куклу, качает.
Воспитатель: С давних времен, когда ребенок рождается, родители ему придумывают имя. А какие вы знаете старинные имена? (Ответы детей)
Воспитатель: Нашего малыша зовут Эсли. Это имя обозначает «понятливый, смышленый». Ребята, посмотрите, здесь для малыша приготовлены вещи, что же это? Ребенок показывает: уголек, зернышко, монетки.
Воспитатель: А кто знает. Зачем малышу эти вещи? (Ответы детей) (Их клали, когда купали)
Воспитатель: Да. Правильно. Раньше, давным-давно, во времена наших прабабушек и прадедушек эти вещи клали в таз с водой, когда ребеночка в первый раз купали. А что говорили, когда клали уголек? Ребенок кладет в таз уголек. (Привыкай к домашнему теплу). А что говорили, когда клали монетку? (Будь всегда богат). А что говорили, когда клали зернышки? (Будь всегда сыт).
Воспитатель: Ребята, пока наш малыш успокоился, мы с вами поиграем.
Воспитатель вместе с детьми показывает движения, при этом произнося слова:
На кота - потягушки
На дитя - порастушки.
(Поочередное вытягивание рук вверх)
С гуся вода,
С дитя - вся худоба.
(Движения рук вверх и вниз с наклоном до пола)
Наденем сапожки
Это - с правой ножки,
Это - с левой ножки.
(Стоя, ноги врозь, поочередные наклоны к носкам ног.)
Топ-топ-топатушки!
Пляшут зайки на опушке.
Пляшут лапки и хвосты.
Что стоишь?
Пляши и ты!
( Прыжки: ноги врозь, ноги вместе.) Игра проводится 2 раза.
Снова заплакала кукла.
Воспитатель: Ребята, снова заплакал наш малыш. Как вы думаете, как помочь ему успокоиться? (Ответы детей). Правильно, его надо положить в колыбельку и покачать.
Дети вместе с воспитателем кладут куклу в колыбельку и качают.
Воспитатель: Ребята, скажите, а где спит наш Эсли? (Ответы детей) (В люльке, в колыбельке, в кроватке).
Воспитатель: Правильно, а ещё в старину колыбельку называли бешик. Бешик - это люлька. Она легко качалась, "кланялась”, как маленькая лодочка, плывущая по реке. Ребята, скажите, а из какого материала сделана люлька? (Ответы детей).
Воспитатель: А ещё в старину люльки делали из ивовых прутьев и плели из лыка.
Дети рассматривают изображения люлек.
Воспитатель: А как вы думаете, кто делал люльки? (Ответы детей). Посмотрите, на люльке какие красивые узоры. Как вы думаете, ребята, а зачем родители разрисовывали люльки разными узорами? (Ответы детей).
Воспитатель: Ой, наш Эсли снова заплакал. Как выдумаете, что надо сделать, чтобы Эсли уснул? (Ответы детей). Правильно, ему надо спеть колыбельную песенку. Ребята, а как нужно спеть колыбельную песенку, чтобы малыш не испугался? (Ответы детей) (Тихим голосом, ласково).
Воспитатель: Ну вот, кажется наш малыш уснул. А в старинном сундучке есть для вас подарок. Я вам подарю маленьких куколок. В такие куклы играли дети давным-давно, в прошлом веке, очень давно. Воспитатель раздает детям куклы и просит назвать их старинными именами.
Воспитатель: Давайте покачаем их и споем им колыбельную песню :
Дети садятся на коврик, укачивают кукол и поют:
Котя-котинька-коток,
Котя, серенький лобок.
Приди котик ночевать,
Нашу деточку качать.
Уж как я тебе коту
За работу заплачу.
Дам кусок пирога
Да кувшин молока.
Воспитатель: Ну, вот и ваши детки уснули. А нам пора возвращаться в детский сад. Повторяйте за мной:
Влево, вправо повернись,
В детском саде очутись!
Вот мы и вернулись с вами в детский сад. Где мы с вами сегодня побывали? Что нового узнали? Что увидели? (Ответы детей).