Лилия Федосова
Конспект образовательного мероприятия «Знакомство с русским костюмом»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательного мероприятия
«Знакомство с русским костюмом»
Образовательная область : «Познавательное развитие»
Интеграция с другими образовательными областями :
1. «Социально – коммуникативное развитие»;
2. «Речевое развитие»;
3. «Художественно-эстетическое развитие»;
4. «Физическое развитие».
Публикация «Конспект образовательного мероприятия „Знакомство с русским костюмом“» размещена в разделах
Цель: Формирование элементарных представлений у детей дошкольного возраста об истории и происхождении русского национального костюма посредством продуктивной творческой деятельности.
Задачи:
1. Создать условия для ознакомления с историей русского национального костюма;
2. Способствовать формированию первичных представлений о традиционных социокультурных ценностях нашего народа;
3. Познакомить с нетрадиционной техникой рисования «Оттиск печатью»;
4. Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о предметах национальной одежды, совершенствовать диалогическую речь;
5. Способствовать сохранению правильной осанки в различных видах деятельности, повышению умственной и физической работоспособности, предупреждению переутомления.
6. Воспитывать интерес и уважение к русской национальной культуре.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с русскими национальными костюмами, чтение русских народных сказок. Просмотр видео «Наши предки древние славяне», «По одёжке встречают».
Ход образовательного мероприятия:
В. - Здравствуйте, ребята.
Д. – Здороваются.
В. – Встаньте в круг, повторяйте за мной:
Давайте вместе с нами
Потопаем ногами, похлопаем в ладоши,
Сегодня день хороший!
Слайд 2; звон бубенцов звук 1
В. - Ребята, слышите, кто это может быть?
Посмотрите, кто к нам приехал! Здравствуй, Машенька, какая ты нарядная!
Маша (Кристина)– Здравствуйте, ребята, я отправляюсь на ярмарку, и мне очень жаль, что я не могу взять с собой своих друзей. У них нет такого нарядного костюма, как у меня. Ребята, вы можете мне помочь нарядить моих друзей?
Дети: да, конечно поможем.
В. – Ребята, обратите внимание, Маша одета необычно. На ней русский народный костюм. И для того, что бы нарядить её друзей, нам необходимо познакомиться с историей русского национального костюма. Для этого мы должны вернуться в прошлое. Давайте вспомним, на каких видах транспорта можно путешествовать?
Д. - Самолёт, вертолет, воздушный шар, ковёр – самолёт, поезд, автомобиль…
В. - Как вы думаете, на каком транспорте мы можем переместиться во времени, назад в прошлое?
Д. - На машине времени.
В. - А Машу с собой возьмём?
Д. - Да.
В. – подойдите к машине времени, встаньте вкруг, возьмитесь за руки, закройте глаза, начинаем отсчё т: три, два, один, пуск. (звук 2)
В. – Ребята, как вы думаете, где мы оказались?
Д. – В русской избе.
В. – Посмотрите, какое убранство в избе: русская печь, сундук, в нём хранится одежда. Как вы думаете, когда человек начал носить одежду?
Д – Давно (Слайд 3,
В. - Правильно, это произошло давно. Одежда была из шкур животных и служила для защиты от холода.
В. - Ребята, со временем, постепенно (слайд 4) люди стали носить одежду из домотканого материала, изготовленного в домашних условиях на станке. (слайд 5) Ткани иногда окрашивали полностью, иногда наносили узор. Такая ткань называлась выбойкой. Слайд 6. Название связано со способом нанесения узора. На доске вырезали узор, покрывали его краской, а затем «выбивали» на материи. Красили ткани отварами коры, кореньев, листьев. Ребята, а вы хотели бы попробовать выбить узор на ткани?
Д. - Да, хотели бы.
Художественное экспериментирование:
На столе ткань, печати, краска.
В. – Подойдите ко мне. У нас есть отвар коры дуба, посмотрите, как окрасится ткань. А теперь печатками нанесём узор.
- Посмотрите, как это получилось. Кто хочет попробовать? (индивидуальная работа)
В. - Молодцы, все справились. Посмотрите, как красиво получилось, что можно сшить из такой ткани.
Д. – ответы (одежду)
В. – Правильно, в старину мужчины носили порты, а сейчас носят брюки.
А теперь отгадайте загадку
слайд 7
Что же это за одежда:
С четырьмя отверстиями.
В одно входишь,
А в три выходишь. (Рубаха) клик
1. Правильно, рубаха.
Рубаху делали длинной и подпоясывали так, чтобы больше выдавался живот. Толстыми животами в ту пору гордились.
Поверх рубахи и портов надевали кафтан.
В. – Мужской головной убор того времени - колпак, это была высокая, остроконечная, обшитая по краю мехом, шапка. В холодную зиму носили шубы. Слайд 8
Дидактическая игра «Найди пару» :
В. – Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру «Найди пару.
В. – Молодцы. Слайд 9 Основной одеждой женщин была длинная сорочка. поверх которой, надевали …Отгадайте, ка загадку
Каждый день поутру
Надеваю я трубу.
Ну не догадаться вам?
Она зовётся… (Сарафан) клик
Правильно, поверх сорочки надевали сарафан.
(Слайд 10)
В. - Для тепла поверх сарафана надевали душегрею. Это короткая, чуть ниже талии очень широкая сборчатая одежда.
Как вы думаете, как образовалось слово душегрея?
Д. - Душу греет.
В. - Более длинной одеждой, согревающей не только душу, но и тело было… Как бы вы называли такую одежду?
Д. - Телогрея.
В. - Ребята, какие головные уборы носили девушки и женщины? Слайд 11
Отгадайте загадку:
Он украшает голову,
На цветок похож.
Весь расшит узорами,
Уж очень он хорош. (Кокошник) Клик
Головной убор крестьянки
Выбирали себе сами:
И работать, и гулять -
Что же нужно повязать?
Собирали в узелок
Из материи. (Платок) клик
В – Правильно, ребята, я предлагаю вам собрать пазлы,
и посмотрим, предметы, чьей одежды мы соберём, мужской или женской и как они называются.
Д – ответы детей.
Маша – Ребята, я знаю весёлую игру «Карусель», хотите поиграть?
Подвижная игра «Карусель»
В. – Молодец Маша, повеселила нас. Ребята, подойдите ко мне, посмотрите какие красивые куколки, они в традиционной одежде, но все разные. В зависимости от места проживания, одежда людей немного отличалась. Ребята, посмотрите, как выглядит кукла из воронежской губернии, из костромской, рязанской. Сегодня наша страна поделена на области, раньше области назывались губернии.
В. - Теперь вы узнали, как выглядит русский национальный костюм, и можете помочь Маше.
Слайд 12
В. – Проходите в художественную мастерскую, устраивайтесь поудобнее, покажите свои ручки и повторяйте за мной.
Пальчиковая гимнастика «Колечки»
Наши мыши ваших, тише,
Не шуршат по погребам,
К вам не ходят наши мыши,
Не пускайте ваших к нам.
Послушайте внимательно задание. Украшать костюмы друзей Маши вы будете, используя технику «Оттиск печатью», то есть выбивать узор. Кто нам напомнит, как это делается?
Д. - ответы. Мы наносим краску на печать и делаем оттиск.
В. – Хорошо, ребята, приступаем к работе. Спины держим ровно. (футаж 3).
В. - Молодцы, ребята. Отлично справились с заданием. Маша, посмотри, как ребята украсили одежду твоих друзей?
Маша - Ребята, сегодня вы все хорошо потрудились.
Недаром в народе говорится:
Не то дорого, что шито золотом,
А то дорого, что добрым мастером.
Вот такими добрыми мастерами сегодня были вы.
В. – Ребята, а сейчас возьмите наши нарядные куклы, им пора на ярмарку. Давайте разместим их на карусели. По русскому обычаю, Маша хотела бы вас отблагодарить и угостить сладостями (леденцы – петушки).
М. – До свидания, ребята.
В. - Ребята, наше путешествие подошло к концу, нам пора возвращаться. Пройдите к машине времени, возьмитесь за руки, закройте глаза, начинаем отсчё т: три, два, один, пуск (звук 2).
Открываем глаза, вот мы и вернулись в наше время.
В. – Ребята, скажите, пожалуйста, что вам понравилось на занятии?
Д. – ответы
В. – В чём вы испытывали затруднение?
Д. - ответы
В - До свидания, спасибо за внимание.