Елена Кондаурова
Конспект НОД в средней группе в области «Познание» на тему «Жизнь диких зверей весной» с использованием ИКТ
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД в средней группе в области «Познание».
Тема «Жизнь диких зверей весной» (с использованием ИКТ).
Цель: Дать представление об изменениях в жизни диких животных весной (линька, забота о потомстве).
Задачи:
• Закрепить знания детей о признаках весны;
• Познакомить детей с переменами, происходящими в жизни животных с приходом весны, закрепить названия диких животных и их детёнышей;
Публикация «Конспект НОД в средней группе в области „Познание“ на тему „Жизнь диких зверей весной“ с использованием ИКТ» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
• Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи;
• Воспитывать интерес к жизни животных, любовь к ним;
• Расширять словарь за счёт имён существительных (названий детёнышей животных, за счё т глаголов: линяет, питается;
• Развивать диалогическую речь, внимание, память.
Оборудование: конверт с письмом от Весны с мнемотаблицей, мультимедийная презентация «Весенние заботы. Как звери заботятся о своих детёнышах», ноутбук, экран, картинки с изображением животных, дидактическая игра «Кто чем питается», аудио записи звуков весеннего леса и детской песни «Паровоз букашка».
Ход образовательной деятельности:
Дети находятся в группе и замечают письмо, воспитатель обращает внимание всех детей к находке.
Воспитатель: Кто-то бросил нам в оконце, посмотрите, письмецо.
Может это лучик солнца, что щекочет нам лицо?
Может, это воробьишко, пролетая, обронил?
Может, кот письмо, как мышку на окошко заманил?
От кого пришло письмо, вам ведь хочется узнать?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда давайте откроем конверт. Ребята, какая здесь странная подпись! Давайте рассмотрим эти картинки. Что они означают, и кто же написал нам письмо?
Работа с мнемотаблицей: Воспитатель указкой показывает по очереди на рисунки в таблице, по которым дети составляют предложения. Возможные варианты: «Ярко светит солнце. Тают сосульки, бегут ручьи. Прилетают птицы из жарких стран».
Воспитатель: В какое время года всё это бывает?
Дети: Весной.
Воспитатель: Значит, кто нам написал это письмо?
Дети: Весна.
Воспитатель: Конечно это письмо от Весны.
Воспитатель: А какие ещё изменения происходят весной в природе?
Возможные ответы детей: Весной сугробы от солнечного тепла оседают, тают.
Весной на деревьях почки набухают.
Весной птицы гнёзда вьют, строят, делают…
Весной травка пробивается, растёт, зеленеет
Весной тает снег.
Весной появляются проталинки.
Весной появляются лужи и др.
Воспитатель: Что же пишет нам весна? (воспитатель «читает письмо)
- Она приглашает нас в весенний лес, в гости к лесным обитателям.
- Ребята, вы хотите отправиться в лес?
Дети: да!
Воспитатель: А отправимся мы в лес на поезде (под музыку дети ходят по группе «паровозиком» и садятся на стульчики перед экраном полукругом).
Звучит аудиозапись звуков весеннего леса.
- Вот мы и приехали. Давайте вспомним, как нужно вести себя в лесу?
Возможные ответы детей: В лесу нельзя бросать мусор, шуметь, разжигать костёр, обижать животных и птиц, нельзя ломать ветки деревьев и т. д.
Воспитатель обращает внимание детей на экран. А теперь давайте посмотрим, что же интересного происходит в лесу. Наблюдать будем тихо, чтобы не спугнуть зверей.
Работа с мультимедийной презентацией «Весенние заботы. Как звери заботятся о своих детёнышах» (слайд №1)
- Весной просыпаются в берлогах и норах зимние сони (слайд №2)
Кто из зверей спал в берлоге, а кто в норе? (ответы детей)
- Весной становится тепло, появляется много корма для животных и происходит важное событие – рождение детёнышей (слайд №3)
- Раньше всех детёныши появляются у животных, которые питаются растениями (Слайд №4). Учёные заметили, что количество рождённых детёнышей зависит от размера тела животных.
Ребята, а кто самый маленький зверь в лесу? (Мышь).
Только в лесу живёт не простая мышь, а мышь-полёвка.
- Посмотрите на маленьких мышат (Слайд №5).У мыши-полёвки появляется до 10 мышат. Они растут очень быстро. Уже через 20 дней мышата становятся самостоятельными и уходят от родителей (слайд №6).
- Что за зверь сейчас появится на нашей полянке? Отгадайте:
Словно елка, весь в иголках.
Сам он круглый, а не мяч,
Рта не видно, а кусач,
Голой ручкой не возьмешь,
Ну, скажите, это … (ёж) (Слайд №7)
- У ежихи появляется 3 - 6 детёнышей. Ежата слепые, со щетиной вокруг мордочки вместо колючек. Мать кормит их молоком.
- Когда ежата перестают сосать, мать приносит им дождевых червей, улиток, опавшие плоды и вскоре начинает брать их на охоту (ловить мышей) (слайд №8).
- К осени ежата совсем подрастают и самостоятельно готовятся к зимней спячке (Слайд №9).
- Ещё кто-то бежит к нам на полянку. Это зверь лесной стал, как столбик, под сосной? У него уши больше голов (заяц) (слайд №10).
Что за шубка у зайца на картинке? А какой она становиться весной? Смена зимней шубки на летнюю, у зверей называется линька. Не только зайцы, но и все пушистые звери линяют.
- У зайчихи зайчата появляются рано. Первый раз в конце апреля (1-2 детёныша). Они хорошо развиты, с открытыми глазами и покрытые шерстью (слайд №11).
- Мать остаётся с ними совсем недолго. Дней 6 она кормит молоком, а потом уходит (слайд №12).
- Но через некоторое время возвращается, приманивает, хлопая ушами, и кормит их молоком (Слайд №13). Как вы думаете, покидая маленьких зайчат, мама-зайчиха поступает хорошо или плохо? (ответы детей).
- Покидая новорождённых зайчат, зайчиха тем самым проявляет о них заботу. Зайчата не имеют запаха, сидят неподвижно, имеет хорошую защитную окраску. Ни один хищник не может их учуять даже с близкого расстояния (Слайд №14).
- Кто-то быстро перепрыгнул с ветки на ветку. Догадайтесь, кто это?
Кто с высоких толстых сосен в ребятишек шишку бросил?
А в кусты через пенек промелькнул, как огонек? (белка) (слайд №15).
- У белки появляется от 3х до 5ти слепых детенышей (Слайд №16).
- Таких беспомощных детей нельзя надолго оставлять. Поэтому Белки, с появлением детёнышей, всегда весело играют возле своего гнезда (Слайд №17).
- Когда детеныши начинают выходить из дупла, они всем семейством прыгают и играют, резвятся, еще несколько дней. А потом вся семья исчезает в лесу (Слайд №18)
- Ребята, мы внимательно наблюдали за животными, наши глазки устали. Давайте им поможем и сделаем гимнастику.
Зрительная гимнастика «Будем глазкам помогать». (1мин.)
Раз, два, три, четыре, пять! (растирать ладони до тепла)
Будем глазкам помогать
Быстро засыпать (прикладывать ладони к глазам на 1-2 секунды,
А теперь они проснулись (массировать кулачками глаза,
Влево - вправо повернулись (движения глазами влево - вправо без поворота головы)
И улыбнулись! (широко раскрыть глаза, улыбнуться)
- А сейчас, что за зверь направляется к нам?
Всё время по лесу он рыщет, Он из кустов зубами щёлк,
Он в кустах кого-то ищет. Кто скажите это — … (волк) (слайд №19).
- Волчата рождаются весной - слепыми, беспомощными и родители трогательно ухаживают за ними вместе (слайд №22).
- Они очень долго остаются под опекой родителей в своём логове (Слайд №21).
- Мать кормит их молоком. В 1,5 – 2 месяца родители начинают приучать их к обычной пище. А с осени учат охотиться (слайд №22). Но только со следующей весны волчата начнут самостоятельную жизнь.
- Кто-то ещё спешит к нам на полянку. Всех зверей она хитрей, шуба рыжая на ней? (лиса) (слайд №23).
- Она устраивает себе нору, где и появляются лисята (слайд №24).
- Лиса кормит их молоком, а через месяц они начинают есть обычную пищу (слайд №25).
- Добычей лисицы могут стать разные животные от зайца до майского жука. Но чаше всего она ловит мышей (слайд №26).
- Ой, ребята, кусты закачались. Кто же это к нам идёт?
Кто пчелиный любит мед? Лапу кто зимой сосет? (медведь) (слайд №27).
- Медведицы дольше всех воспитывают своих детёнышей (слайд №28).
- В уходе за детёнышами папа-медведь участия не принимает (слайд №29).
- Во второй половине февраля у медведицы обычно появляется от 1 до 6 медвежат. Они маленькие, величиной с рукавицу, слепые и голые (слайд №30).
- Медведица держит их у себя на брюхе среди шерсти в тепле, согревает их своим дыханием и кормит их своим молоком (слайд №31).
- Выйдя из берлоги, медвежата начинают быстро расти. Осенью они снова ложатся в берлогу с матерью и только к новой осени уходят из семьи (слайд №32).
- А у следующего зверя Не голос – громкая труба,
Большая верхняя губа,
На нём — громадные рога,
Ему природа дорога.
В лесу крупнее зверя не нашлось
Раз он – сохатый, значит – (лось) (слайд №33).
- В конце апреля лосиха приносит 1-2 детёнышей. Сразу после рождения, телята встают на ноги, но ещё шатаются, и мать подталкивает их, чтобы сдвинуть с места (слайд №34).
- Однако уже на третий, четвёртый день они бегают за матерью (слайд №35).
- Лосята растут быстро и к году кажутся почти взрослыми (слайд №36).
- Видите ребята, как много мы увидели и узнали. А теперь давайте поиграем с детёнышами на полянке.
Физкультминутка «Дикие животные».
Как-то раз лесной тропой звери шли на водопой. Дети идут по кругу
За мамой – лосихой топал лосёнок, Идут, громко топая
За мамой – лисицей крался лисёнок, Крадутся на носочках
За мамой – ежихой катился ежонок, Передвигаются вприсядку
За мамой – медведицей шёл медвежонок, Идут вперевалку
За мамою-мышкой бежали мышата, бегут на носочках
За мамою – белкой скакали бельчата, Скачут вприпрыжку
За мамой – зайчихой - косые зайчата, Скачут на прямых ногах
Волчица вела за собою волчат. Крадутся
Все мамы и дети напиться хотят. Лицо вкруг, лакательные движения языком.
Воспитатель: Мамы и их детёныши напились. Куда они будут возвращаться?
Предполагаемые ответы детей: Лоси вернуться в чащу, волки - в логово, белки - в дупло, зайцы – под кустик, лисы – в нору, ежи и мыши – в норку, медведи – в берлогу.
Воспитатель: Так что же происходит с дикими зверями в лесу весной?
Предполагаемые ответы детей: Звери линяют, меняют зимнюю теплую шубку на более легкую. Звери выходят из своих нор, берлог. У них рождаются детёныши.
Воспитатель: Что взрослые звери делают со своими детенышами?
Предполагаемые ответы детей: Взрослые звери заботятся о своих детёнышах. Они их кормят, учат охотиться, спасаться от врагов.
Воспитатель: - Молодцы. Давайте будем с вами любить и охранять нашу природу.
Давайте проявим заботу о животных и накормим их. Дидактическая игра «Кто чем питается». Проверка правильности выполнения задания с использованием слайдов №38-45.
Заключительная часть. (2 мин.)
Воспитатель: Ребята, вы сделали доброе дело, покормив животных, но нам пора прощаться с весенним лесом. (Дети встают в круг и в соответствии с текстом делают движения).
Дружно хлопнули в ладоши (хлопают в ладоши)
Вместе топнули ногой (топают)
Все, что мы в лесу узнали, мы запомнили с тобой (участники берутся руками за голову и покачивают ими из стороны в сторону)
«До свиданья!» - всем сказали (все машут рукой).
Вокруг себя все обернитесь и в детском саду очутитесь. Под волшебную музыку дети оказываются в детском саду.