Мария Ионова
Конспект НОД по региональному компоненту в подготовительной группе «Русская изба»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип занятия:
Интегрированное занятие (коммуникация, познание, художественное творчество, социализация, труд).
Цель: приобщение к традициям народной культуры через декоративно-прикладную деятельность. Создание образа оберега для своего дома.
Задачи:
Образовательные:
• Обобщить знания об избе на Руси: о предметах быта.
• Познакомить с одним из явлений русского народного искусства – оберегом.
• Расширение кругозора и эрудиции за счет обогащения словарного запаса и ознакомления с предметами старины.
Публикация «Конспект НОД по региональному компоненту в подготовительной группе „Русская изба“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Республика, область, край. Список городов
- Русская изба
- Русская изба. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2024
• Закрепить знания о русской избе, о предметах русского быта, о народном творчестве.
• Формировать умение устанавливать положительные взаомоотношения при коллективном создании оберегов.
Развивающие:
• Развитие речи, мышления, памяти, творческой активности, самостоятельности.
• Развитие интереса к прошлому.
Воспитательные:
• Вызвать эмоциональный интерес к работе.
• Воспитывать любовь к народному творчеству, уважение к своей работе, усидчивость, культуру труда.
Материалы и оборудование
Телевизор, компьютер,шкатулка с загадками, кусочки ткани, нитки, тесьма, палочки.
Ход НОД
Дети рассаживаются на стульчики, под русскую народную музыку.
Воспитатель: Ребята, мы пришли побеседовать с вами о русском быте, как жили наши предки в деревне. Садитесь поудобнее.
Слава нашей стороне,
Слава русской
И про эту старину
Я рассказ свой поведу.
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли!
-Русский народ славен дружбой и силой. Про наш народ говорят, что он радушный и гостеприимный. Предки наши строили дом из дерева
-А как в старину называли дом? (Изба)
-Правильно, изба - деревянный дом, срубленный из бревен.
-А как называлась комната в избе? (горница)
-Лучшая комната в избе называлась горницей, в ней принимали гостей. В избу входили, кланяясь. Знаете почему? (Ответы детей).
-Дверь в избу была низкой, а порог высоким, чтобы меньше дуло.
-Что же в избе было самым главным? (Печь)
-Да, печка. Печь не только обогревала избу. В ней пекли хлеб, готовили еду себе и домашним животным. На печи сушили одежду, грибы, ягоды.
Русской печки нет добрее
Всех накормит, обогреет,
Варежки сушить поможет,
Деток спать она уложит.
-На ней можно было спать. Для этого на печи делалась специальная лежанка.
-Что значит название «Красный угол?»
-Это святое место в избе – в нем помещались иконы, поэтому его еще называют «святым». Красный угол означает «красивый», «светлый».
-Раньше всё в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски и ложки, плели лапти, вязали, вышивали. А ещё песни пели и загадки сочиняли. Хотите послушать? (достаёт шкатулку с загадками).
Загадки
Летом спит, зимой горит.
Пасть открывает,
Что дают – глотает. (печь)
Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает.
Что схватит – отдаёт
А сам в угол идёт. (ухват).
Он как круглая кастрюля,
Он чумазый, не чистюля.
Где там, в печке уголёк,
Кашу сварит… (чугунок)
Выпускает жаркий пар,
Древний чайник (самовар).
Четыре братца под одной крышей живут,
Одним кушаком подпоясаны. (стол).
Сама не ест,
А людей кормит. (ложка).
Эту обувь не забыли,
Хоть давным-давно носили.
Влезут дети на полати,
У печи оставят… (лапти).
Воспитатель: Ребята, вам понравились загадки?
-Что-то засиделись мы с вами ребята, пришла пора и поиграть.
-А игра наша называется «Игра с лентой».
(Под русскую народную музыку мальчик идёт внутри круга с лентой в руке)
Дети идут хороводом и поют.
Вышел Костя погулять,
Стал подружку выбирать,
Стал подружку выбирать.
Кому ленточку отдать.
(дети останавливаются).
Поклонись, поклонись,
Да за ленточку держись.
Мальчик кланяется выбранной девочке и говорит:
«Дарю тебе ленточку, потому что ты самая добрая» и т. д. перечисляет какая она. (В круг выходит девочка искать себе друга и дарит ему ленточку. Игра повторяется).
Воспитатель:-На крюке, забитом в потолок, висела колыбелька или люлька - для самого маленького в семье.
-В ней лежала тряпичная куколка – кувадка, но не для игры предназначалась она, куколка была – оберегом.
-Как вы думаете, а что такое оберег?
ОБЕРЕГ - символы защиты - оберегающий, охраняющий от злых духов.
Кувадка - одна из самых простых обережных куколок. Её делали накануне рождения ребёнка и вывешивали в избе, чтобы отвлекать внимание злых духов от роженицы и младенца. Кувадки и защищали новорожденных, и служили им первыми игрушками.
Кукла День и Ночь – символизировала сутки. Эта кукла оберег жилища.
Она жила в доме, и хозяин с хозяйкой разговаривали с ней. Ежедневно утром ее поворачивали к себе светлой стороной, а вечером – темной. Утром обращались к светлой стороне с пожеланиями, просьбами, чтобы день был удачный в делах, благополучным. Вечером перед сном обращались к темной стороне – чтобы ночь прошла спокойно, чтобы все домочадцы проснулись живыми и здоровыми, отдохнувшими.
-А, вы, бы хотели сделать оберег для своего дома?
-Главная особенность кукол, заключается в том, что сделаны они без иголки и безлики, колоть её иглой негоже, а делать лицо по народным поверьям нельзя, так как такая кукла может обрести душу и стать опасной.
Кукла просто загляденье,
Людям всем на удивленье,
Коль хотите научиться
Эту куклу мастерить
Вам придется не лениться
И старанье приложить!
Самостоятельная деятельность.