Антонина Говорова
Конспект НОД «Жилище, одежда и предметы быта донских казаков» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создать условия для ознакомления детей с укладом жизни казаков, расширять представления о казачестве, его самобытности, культуре, традициях предков.
Предполагаемый результат :
У детей повысится познавательный интерес к историческому прошлому донских казаков, познакомятся с предметами старины, их назначением, запомнят названия, будут использовать их в самостоятельных играх.
Задачи:
продолжать знакомить детей с историей жилища людей на Дону,
Темочки:
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Казачий костюм
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Одежда, обувь, головные уборы
- Одежда. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Электричество, бытовые приборы. Конспекты занятий
- Темочки
с внутренним убранством куреня, одеждой, предметами быта казаков.
развивать познавательный интерес детей к историческому прошлому донских казаков, обогащать словарный запас казачьими словами (курень, кувшин, узвар, плошки, чугунки, макитры, скалка, утварь, предки, потомки)
воспитывать у детей чувство любви к малой Родине, интерес и уважение к людям, которые живут рядом.
Методы: наглядные (рассматривание,словесные, игровые, практические (самостоятельные действия с предметами старины)
Приё мы: организация детей подгруппой, самостоятельная работа,
Проблемные вопросы, побуждающие умственную и речевую активность, постановка проблемной ситуации, смена деятельности детей, использование наглядного материала, ТСО.
Материалы и оборудование: мини-музей «казачья горница», презентация «домашняя утварь донских казаков», казачья одежда, карточки с загадками, поднос с муляжами (виноград, подсолнух, колос пшеницы).
Предварительная работа :
Прослушивание казачьих песен с использованием средств ТСО
Рассматривание карты Ростовской области
Беседы о жизни казаков, их традициях и быте
Разучивание подвижной игры «Вокруг куреня»
Знакомство и отгадывание загадок о богатстве донского края
Пополнение казачьей горницы новыми предметами
Ход занятия:
Воспитатель:
Очень часто с событиями
И с суетою дней,
Старины своей не помним мы,
Забываем мы о ней.
Хоть и более привычны
Нам полеты на Луну,
Вспомним старые обычаи,
Вспомним нашу старину
Поможет нам волшебный экран. Волшебный он потому, что легко может перенести нас из одного времени в другое. Садитесь удобнее, давайте в этом убедимся.
рассматривание иллюстраций жилищ древних людей Дона, сопровождаемый рассказом воспитателя
Это было давным-давно. Много лет назад на Дону жили древние люди. Сначала они жили в пещерах. Затем они научились строить жилище из костей и шкур животных. Позже люди стали утеплять свое жилье. Они стали строить жилища, обмазанные глиной с крышей из соломы и камыша. Шло время, так и жили люди в таких своих жилищах. Земля была покрыта степями, заросшими густой травой. Над степями царили белоголовые орлы. В реке водилось много рыбы. И построили люди много станиц по всей земле Донской и стали звать себя казаками донскими.
Главным занятием казаков было военное дело : охрана границ Русской земли от врагов. В мирное время казаки занимались разведением лошадей, коров, кур, гусей, ловили рыбу, охотились.
Строительство в станицах казачьих велось по плану. В центре станицы площадь, церковь, школа.
Воспитатель: Как называлось жилище казаков?
Дети: курень
Воспитатель: Что вы можете рассказать о курене?
Курени – так назывались жилища казаков, строили из камней, глины, соломы. (Рассмотреть рисунок).
Воспитатель: давайте пройдём в казачью горницу.
Рассматривание и беседа с детьми о убранстве казачьей горницы.
В горнице, главной комнате куреня, всегда было прибрано. В переднем, красном углу находились иконы. Вот кровать, стол, лавка, печка, одежда казака, сундук.
Воспитатель: Как вы думаете, что может храниться в сундуке? (ответы детей)
- Что нам думать и гадать, давайте мы его откроем.
Рассматривание и примерка казачьей одежды перед казачьим зеркалом.
Казачки очень любили наряжаться на праздники. Рубашка сшита из тонкой ткани, украшена вышивкой. Казачки надевали рубашку, платок, юбку, бусы и были очень красивыми (рассматривают иллюстрацию казачки и казака).
Одевались казаки нарядно и красиво : их повседневной одеждой были штаны-шаровары, рубахи и кафтаны из толстого сукна. Праздничная одежда шилась из шелка и бархата.
Казачки сами расшивали свою одежду вечерами. Электричества раньше не было, а горела вот такая лампа (достаю из сундука, даю детям для рассмотрения).
Лампа сделана из металла. В нее наливают керосин. Зажигают фитиль и надевают стеклянную колбу.
Воспитатель: А вот и посуда на полках стоит.
Дети: выбирают понравившуюся посуду, рассказывают о ней.
Воспитатель: дополняет рассказ детей новыми сведениями, помогает детям правильно называть, используя казачьи названия.
Мастера вручную расписывали ее яркими богатыми узорами. Часть посуды молодая хозяйка приносила в дом мужа вместе с приданым. Всегда под рукой у хозяйки – плошки разных размеров, чугунки, сковороды, глиняные макитры. Макитры использовали для хранения крупы, в них замешивали тесто, укладывали пирожки и хлеб. Казачки бережно относились к домашней утвари, после приготовления начищали чугунки. Мыли глиняную посуду и расставляли ее на полках.
Воспитатель: Дети, что это? (кувшин)
- определите, из чего сделан кувшин? (дать потрогать)
- Правильно, он сделан из глины. А если немного пофантазировать, то можно ощутить тепло рук мастера, сделавшего этот кувшин. Глину брали у реки. Сначала глину долго месили босыми ногами, потом мяли руками. Готовую форму кувшина обжигали в жарко натопленной камышом печи. Этот кувшин служил очень долго. В нем хранили молоко, мед, воду. Летом в жару в кувшины наливали квас, молоко, узвар, так называли казаки компот из фруктов, и опускали в прохладный погреб.
Воспитатель: А вот рубель, им гладили бельё. Найдите, чем ещё гладили бельё казачки?
Дети: находят утюг, определяют из чего он сделан : из железа. Его сделал кузнец. В утюг клали угли, ими раскаляли его на печи и гладили белье.
Дети выполняют самостоятельные действия с предметами казачьего бытав соответствие с их назначением.
Воспитатель: Вот какая история у этих вещей. Мы будем их хранить как память о предметах быта наших предков.
Воспитатель: Чтобы курени были еще красивей, казаки возле них сажали сады, яркие цветы. Так и жили казаки : сеяли хлеб, растили детей, а самое главное – охраняли границы от врагов.
Воспитатель: Вот какая история у этих вещей. Мы будем их хранить как память о предметах быта наших предков.
- Наша донская земля очень богата и плодородна, казаки издавна научились возделывать землю и земля дарила богатые урожаи зерна, овощей и фруктов.
Давайте отгадаем загадки о том, чем славится плодородная донская земля. (Дети отгадывают загадки и находят на подносе виноград, колос пшеницы, подсолнух).
1. Гроздья белые висят –
Это спелый (виноград)
2. Вырос в поле дом,
Полон зерном,
Стены позолочены,
Ставни заколочены,
Ходит дом ходуном
На столе золотом. (колос пшеницы)
3. Желтый Антошка
Вертится на ножке,
Где солнце стоит,
Туда он и глядит (подсолнух).
Рефлексия:
Воспитатель: понравилось ли вам занятие? Что понравилось больше всего?
О чём вы расскажете маме и папе? Что будете использовать в играх из нашей казачьей горницы?
Сегодня наше путешествие в прошлое заканчивается. Это ваше прошлое, пускай любая мелочь будет драгоценностью. Одна старая бусинка или один листок из пожелтевшей от времени книги раскроют перед вами историю наших предков, создавших своим упорным трудом славную донскую землю.