Елена Сидорова
Конспект НОД «Жаворонки прилетайте, весну красную встречайте»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД Жаворонки прилетайте -весну красную встречайте
Программное содержание: продолжать приобщать детей к культурным наследиям русского народа через заклички, приметы, русские народные игры. Продолжать учить разгадывать загадки о весне. Познакомить детей с хохлатым жаворонком (внешний вид, образ жизни, особенности поведения). Обобщать знания о перелетных птицах. Развивать нравственные и эстетические чувства ребёнка через беседу, игру, чтение закличек, примет; ознакомить детей с очередным видом обрядной выпечки «жаворонки», история его происхождения. Научить мастерить жаворонков из ткани, развивать мелкую моторику, фантазию, творчество. Развивать познавательные способности детей; развивать воображение. Воспитывать эстетические чувства и эмоциональную отзывчивость; приобщать детей к русской народной культуре.
Публикация «Конспект НОД „Жаворонки прилетайте, весну красную встречайте“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Сороки, Жаворонки. Конспекты занятий
- Темочки
Ход:
1. Мотивационно-ориентировочный этап
- организационный этап
Воспитатель: Здравствуйте ребята! Сегодня весело от ваших светлых улыбок, ведь каждая улыбка – это маленькое солнышко, от которой становится тепло и хорошо. Поэтому я предлагаю вам чаще улыбаться друг другу и дарить окружающим хорошее настроение! Давайте улыбнёмся нашим гостям, а они улыбнутся нам в ответ. Милые дети, вы всех прекрасней на свете. Вот таких хороших и пригожих, я приглашаю позаниматься.
Ребята, посмотрите, нам улыбается солнышко. Заведем ка хоровод, да порадуем солнышко весенней закличкой. Я буду говорить, а вы вместе со мной делайте движения.
Инсценировка стихотворения «Солнышко красно» Е. Благининой.
Солнышко красно,
Гори, гори ясно! Ходьба в хороводе
В небе пташкой залети,
Нашу землю освети! Инсценируем полет птицы
Чтоб садам и огородам
Зеленеть, цвести, расти! Руки вверх, тянемся к солнцу
Солнышко красно,
Гори, гори ясно! Ходьба в хороводе
В небе рыбкой проплыви,
Нашу землю оживи! Инсценируем плывущую рыбку
Всех на свете ребятишек
Обогрей, оздорови! Обнимаем себя руками
1. Вводная часть
-проблемный этап
- информационный этап
Ребята, а какое сейчас время года?
Воспитатель предлагает детям сесть на стулья и вспомнить весенние приметы, отгадав загадки:
Загадки про приметы весны
1. Светит, греет, сверкает,
Всех на свете согревает. (солнце)
2. Кто там с крыши надо мною
Нависает в холода,
У кого это весною
С носа капает вода? (сосулька)
3. Ой, беда, ой, беда!
Тает снег, кругом вода,
Не обуешь валенки,
На снегу … (проталинки)
4. Первым вырос из землицы на проталинке,
Он мороза не боится, хоть и маленький (подснежник)
5. К маме речке я бегу
И молчать я не могу,
Я ее сын родной,
А родился я весной! (ручей)
6. Весною зеленеет,
Осенью желтеет. (трава)
7. На ветках плотные комочки,
В них дремлют клейкие листочки. (почки)
8. Весною вырастают,
Осенью опадают. (листья)
Воспитатель: Дети, посмотрите, сколько примет весны мы вспомнили! Какой красивый весенний пейзаж у нас получился. А чего же не хватает на картине? Какую главную примету весны мы забыли?
Дети: прилетают птицы.
Рассказ воспитателя про праздник «Сороки»
Воспитатель: - На Руси наши далекие предки верили, что весна придет если, ее ждут, просят прийти. И приносят весну птицы. В народе жило поверье, что на весенний русский народный праздник Сороки, который отмечается в начале весны (22 марта, прилетают к нам разные птицы, сорок разных весенних птиц, поэтому и праздник назвали Сороки. Первая птица, которая возвращается их теплых стран – жаворонок. Чтобы птицы поскорее прилетали, люди их зазывали весенними за кличками. Давайте и мы позовем жаворонков, разучив весеннюю закличу. Повторяйте за мной.
Проговаривание заклички
- Ой, вы жаворонки, жавороночки
Летите в поле, несите здоровье
Первое – коровье,
Второе – овечье,
Третье – человечье.
Воспитатель: А каких еще перелетных птиц вы знаете? (дети перечисляют)
Моделирование
- практическая работа
На праздник Сороки крестьяне пекли особенные булочки – хлебные жаворонки. Жаворонки выходили румяные, красивые, на крылышках несущие весну. Дети радовались, играли с ними.
Булочками в виде жаворонков хозяйки угощали соседей, а дети развешивали эти булочки на деревьях. Как вы думаете зачем? -Это угощение для перелетных птиц. А еще делали жаворонков из лоскутков.
Практическая работа Под музыку
Перед началом работы дети с воспитателем делают гимнастику для пальцев «Перелетные птицы» (с опорой на видеопрезентацию).
Пальчиковая игра «Перелетные птицы»
Тили – тили, тили – тили
(скрещивают большие пальцы, машут ладошками)
С юга птицы прилетели.
Прилетел к нам скворушка
(поочередно сгибаем пальцы,
начиная с мизинца левой руки)
Серенькое перышко.
Жаворонок, соловей
Торопились: кто скорей?
Цапля, лебедь, утка, стриж,
Аист, ласточка и чиж –
Все вернулись, прилетели,
(скрещиваем пальцы, машем ладошками)
Песни звонкие запели.
(указательным и большим пальцами
делаем клюв – птицы поют)
анализ результатов
1. Берем квадратный кусок ткани и складываем его по диагонали.
2. Складываем два уголка к середине.
3. Верхний уголок ткани закручиваем ниткой – формируем носик птички.
4. Вставляем кусочек синтепона или ваты ближе к носику и утягиваем ниткой – получилась голова.
5. Расправляем треугольники и формируем крылья.
6. Вставляем в середину кусочек синтепона или ваты (туловище) и формируем хвостик.
7. Жаворонок готов.
9. На шейку завязываем толстую нитку пряжи, чтобы можно подвесить на улице на ветку дерева.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Закончили свою работу. Посмотрите, какие чудесные птички у вас получились.
Нужно было выйти на улицу подбрасывать фигурки и громко говорить за кличку. Давайте вместе с вами громко скажем закличку
Жаворонки ноги тонки!
Жаворонки-ноги тонки!
Прилетите к нам, принесите нам!
Конфетки на ветке!
Весну-красну!
Лето тплое!
Воспитатель: Дети выкладывали птичек в кружочек, плясали и пели песни-веснянки, водили хороводы, ведь хоровод символ тплого солнца Накричавшись и наигравшись с «жаворонками», дети прикрепляли их к веткам деревьев, засовывали под крыши домов, под застрехи в сараях.
Подвижная игра «Жаворонок».
Дети становятся в круг.
Дети идут по кругу и поют:
В небе жаворонок пел,
Колокольчиком звенел.
Порезвился в вышине,
Спрятал песенку в траве.
«Жаворонок» (водящий ребенок) с колокольчиком двигается поскоками внутри круга. С концом песни останавливается и кладет колокольчик на пол между двумя детьми. Эти дети поворачиваются спинами друг к другу. Все говорят:
«Тот, кто песенку найдёт, будет счастлив целый год!»
Эти двое обегают круг, двигаясь в противоположные стороны. Кто первым схватит колокольчик, становится «жаворонком». Игра повторяется.
Подведение итога
Ребята, давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили, что нового узнали.
-Как называется праздник, который празднуют 22 марта?
-Какая птица одной из первых возвращалась и помогала природе пробуждаться от сна?
-Что хозяюшки пекли на праздник Сороки?