Наталья Ельцова
Конспект НОД «Волшебная соль» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД в подготовительной группе
Цель: Закрепление представления детей о свойствах соли и о разных ее состояниях, встречающихся в природе и жизни человека.
Задачи:
образовательные:
• Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли.
• Научить использовать соль, как средство для творчества.
• Уточнить и закрепить знания детей о соли, ее значении в природе, в жизни человека.
развивающие:
Развивать умение обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы.
Публикация «Конспект НОД „Волшебная соль“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Соль. Изучаем соль
- Соль. Конспекты занятий
- Темочки
• Развивать мышление, любознательность, наблюдательность.
• Развивать навыки связной речи.
воспитательные:
• Воспитывать любознательность, потребность в получении информации о соли и соблюдения правил поведения при проведении опытов с солью, соблюдая при этом меры безопасности.
• Воспитывать усидчивость и способность работать в группах.
Предварительная работа:
• Рассматривание картинок и фотографий.
• Беседа о соли.
• Загадывание загадок, чтение сказок, разучивание пословиц о соли.
Оборудование:
• Посылка с различными видами соли (каменная, поваренная, морская, соль лизунец).
• Видео запись письма от хозяйки Медной горы с загадкой про соль.
• Презентация «Волшебница соль».
• Тарелочки с солью для опытов, ложки, одноразовые стаканы, цветные мелки, стеклянный сосуд, влажные и сухие салфетки, два сырых яйца.
Ход занятия.
Воспитатель:
В круг широкий, вижу я
Встали все мои друзья
Вместе с детьми:
Мы сейчас пойдём направо,
А теперь пойдём налево,
В центре круга соберёмся,
И на место все вернёмся.
Улыбнёмся, подмигнём,
И к гостям здороваться пойдём!
Здравствуйте!
Воспитатель:
Садитесь удобнее, мы начинаем (дети садятся на стулья полукругом).
Все ребята сели по местам. Никому не тесно? По секрету скажу вам: «Будет интересно!».
Ребята, когда я утром пришла в детский сад, увидела посылку вместе с письмом. Она адресована вам. Давайте посмотрим и узнаем, от кого эта посылка и что в ней находится, слушайте внимательно.
На экране появляется Хозяйка Медной горы:
Здравствуйте, дорогие дети! Я, Хозяйка Медной горы – хранительница земных богатств, и слышала, что вы много знаете о них. Вот решила вам отправить посылку-загадку. А что там находится, отгадайте!
На столе стоит всегда,
Внешне, белая она.
И на вкус, не вкусна:
Но в пищу – каждому нужна.
Без неё, ребята, повар, как без рук,
И становится вся пища несъедобной вдруг!
Если в ранку попадёт – испытаешь боль.
Вы, конечно, догадались сразу, это - (соль)
(На экране появляется картинка с изображением соли).
Воспитатель: (открывает посылку и достает стакан с солью) Правильно! Это соль. Расскажите мне, пожалуйста, а где уже встречали соль? А для чего она нужна вам дома? (ответы детей.) Да вы все правильно сказали. Соль – это единственное минеральное вещество, которое люди употребляют в чистом виде. Поваренная соль –это пищевой продукт.
Очень, очень давно люди совсем ничего не знали о соли. Существует несколько версий о том, как люди впервые попробовали соль.
Версия первая: Очень давно, древние люди жарили мясо над костром. Во время приготовления, кусок мяса упал в золу. Попробовав его, древние люди поняли, что мясо стало вкуснее. С тех пор они стали посыпать еду золой. Зола долгое время служила приправой к еде.
Вторая версия. Иногда древним людям приходилось пить воду из моря. Они заметили соленый вкус морской воды. Стали собирали на морских камнях белый порошок и посыпать им еду.
Третья версия. Древние охотники заметили, как дикое животное лизало в траве прозрачный камень, похожий на лед. Но этот лед не таял, ни в руках, ни на солнце. Тогда охотники попробовали этот камень языком, и ощутили соленый вкус. Они отломали кусок камня и унесли его с собой. Это была каменная соль. Так люди впервые попробовали соль.
Потом люди стали учиться сами добывать соль, так как поняли, что с солью еда становится вкуснее.
Вот так соль и вошла в жизнь человека.
Соль – это также символ гостеприимства и дружбы. (показываю слайды). «Делить хлеб и соль» означало поддерживать дружеские отношения. О соли сложено много пословиц. Давайте мы с вами, их вспомним. (Дети рассказывают пословицы о соли).
(после рассказывания пословиц заглядываю в посылку и достаю соль лизунец).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой интересный камень здесь лежит, кто мне может сказать, что это за камень? (ответы детей).
Оказывается, это тоже соль. Как вы думаете, можем мы такую соль использовать в пищу? (ответы детей) Посмотрите, какая она грязная, мы можем, есть такую соль (ответы детей).
Правильно, такую соль нельзя нам есть. Но она используется для подкормки животных (показываю слайды.) Оказывается, животным тоже нужна соль, которой нет в траве и сене, и они ее очень любят облизывать. Поэтому ее так и называют – соль лизунец.
Воспитатель: Соль просто необходима для жизни человека и животных, ее не только употребляют в пищу, но с ее помощью люди лечат различные заболевания. Как вы думаете, что можно лечить при помощи соли? (ответы детей). Правильно, если болит горло, его полощут солевым раствором, дышат над разогретой солью, если болит ухо, то его греют теплой солью. Существуют огромные соляные пещеры, куда ходят люди и дышат соленым воздухом, чтобы вылечить органы дыхания. Посмотрите как красиво в этой пещере, она вся сверкает и переливается. (показываю слайды).
Воспитатель: А здесь в посылке еще что-то? (достаю из посылки морскую соль и показываю детям) Как вы думаете что это? (ответы детей). Это соль, которую используют как косметическое средство это морская соль. (Показываю белую соль.) Может быть у кого - то дома есть такая соль (ответы детей). Да, ребята, но в природе эта соль белого цвета, её просто подкрашивают разными красителями.
Воспитатель: Что вы с ней делаете? (ответы детей).
Воспитатель: Правильно, ее добавляют в ванну, (показ слайда) чтобы наша кожа была гладкой, мягкой, нежной: то есть она тоже используется для оздоровления.
Воспитатель: Итак ребята про какие виды соли мы с вами узнали (каменная, поваренная, соль-лизунец, морская) Молодцы вы все правильно сказали, а хотелось бы вам стать исследователями, самим узнать про свойства соли (да).Тогда вставайте и мы отправимся в нашу исследовательскую лабораторию.
Физкультминутка.
Эй, ребята, шире шаг!
Нам нельзя скучать никак!
Нет, наверно, в целом мире
Любопытнее ребят.
Не грустим, не унываем,
Мы исследуем и знаем,
Что для края и страны
Наши знания нужны!
(Пришли в лабораторию).
Воспитатель: Ребята, сейчас мы произнесем волшебные слова «Влево, вправо повернись и в ученых превратись».
Ребенок:
Здесь открываются секреты!
На всё находятся ответы!
Не унывай, забудь про скуку!
Добро пожаловать в науку!
(Одеваю на детей шапочки).
Воспитатель: В нашей лаборатории мы будем исследовать свойства соли.
Ну а чтобы нам начать эксперименты, давайте превратимся в маленьких исследователей! (одеваем халаты).
-Но, мало выглядеть, как ученый, нужно еще знать правила, которые нужно соблюдать в лаборатории.
- Чтобы правильно выполнять опыты, надо внимательно слушать.
- И давайте вспомним правила безопасности.
При работе с солью надо соблюдать :
1. Не трогать руками глаза
2. Соблюдать тишину
3. Не толкать соседа во время работы
4. Сначала посмотри, а потом повтори
5. Выполнил и положи на место.
И так внимание.
Опыт № 1: «Из чего состоит соль».
Воспитатель: Перед вами тарелка с поваренной солью, внимательно рассмотрите ее. Давайте попробуем описать наше вещество. Какого цвета соль? (белого цвета). Какую имеет структуру? На что похожи ее частички? (на кристаллы) Возьмите ваши стаканчики с солью и поднесите к носу. Имеет ли запах соль (без запаха). Теперь возьмите маленькие ложечки и попробуйте соль на вкус! Имеет ли вкус? Какой? (соленая) Давайте возьмем щепотку соли и пересыпаем ее обратно в баночку! Какая соль? Сыпучая не сыпучая? Давайте сделаем вывод, соль она какая? Вывод: соль белого цвета, без запаха, имеет соленый вкус, состоит из кристаллов,сыпучая.
Воспитатель: А теперь продолжим изучать свойства соли.
Опыт № 2 «Соль хрустит». Возьмите соль и надавите на неё ложкой. Что мы слышим? (мы слышим хрустящие звуки). С чем можно сравнить? (с ходьбой по снегу в морозный день) Вывод: Соль, как и снег, состоит из кристаллов, поэтому при надавливании ложкой на соль, её кристаллики трутся друг о друга, и мы слышим хруст.
Воспитатель: Про соль говорят : «В воде родится, а воды боится». - А так ли это, действительно ли соль боится воды, сейчас мы докажем.
Опыт № 3 «Соль растворяется в воде». Воспитатель: У вас на столах стоят стаканы с водой. А теперь возьмите ложку соли, добавьте в стакан с водой, размешайте, .Что произошло с солью? (Соль растворилась)
Воспитатель: Значит, какой можно сделать вывод (соль растворяется в воде) - Молодцы. - Поэтому и в пословице говорится, что СОЛЬ-воды боится.
Опыт № 4 Плавающее яйцо.
Воспитатель: - Приглашаю ко мне подойти двум детям. Вот каждому из вас емкость с водой, попробуйте её и скажите, какая она? /Ответы детей/. Теперь один из вас положит в стакан 6 столовых ложки соли, размешает её. Теперь какая стала вода? /Ответы детей/. Возьмите аккуратно по одному сырому яйцу и опустите их каждый в свой стакан. Что с ними произошло? /Ответы детей/. Как вы думаете, в какой воде яйцо не утонуло? /Ответы детей/. Правильно, соленая вода, более плотная,чем пресная, поэтому вытолкнула яйцо на поверхность. Те, кто был на море, наверняка заметили, что в морской воде плавать легче, чем в пресной, морская вода вас держит на плаву. Вывод: солёная вода помогает держаться предметам на поверхности (так как плотность солёной воды выше, чем плотность простой воды).
А теперь давайте немного отдохнем.
Физминутка:
А над морем — мы с тобою!
Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем — мы с тобою! (Дети машут руками, словно крыльями.)
Мы теперь плывём по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй. (Дети делают плавательные движения руками.)
Воспитатель: - Ребята вот мы с вами провели несколько опытов с солью.
А теперь давайте подведем итог, что мы можем сказать о свойствах соли?
(Спрашиваю детей, сначала каждый об определенном свойстве соли, а затем один подводит итог о всех (соль белая, соленая, не имеет запаха, сыпучая, растворяется в воде)
Воспитатель: Ребята, наша работа в научной лаборатории закончена, вы многое узнали. Мы будем еще продолжать нашу работу по исследованию соли. А сейчас «Влево, вправо повернись и в ребят превратись».(садятся за столы)
Воспитатель: Хозяйка Медной горы прислала нам интересную посылку, и я предлагаю, для нее сделать маленький подарок, который мы отправим ей. А подарок мы будем делать с помощью цветной соли. Цветную соль можно приготовить разными способами: с помощью пищевых красителей, краски гуашь. А мы с вами будем красить соль с помощью обыкновенных цветных мелков для рисования на асфальте. Выберите себе мелок нужного цвета и попробуйте покатать его по соли. Что получилось? (Соль окрасилась).
Посмотрите, как можно наполнить цветной солью различные емкости.
(Показ детям слайда). А делается это так: соль надо аккуратно насыпать в емкость ложкой друг за другом слоями разного цвета.
Воспитатель: Какой замечательный подарок вы сделали. Хозяйка Медной горы будет очень рада получить такой подарок.
Итог занятия.
Воспитатель: Ребята, чем мы сегодня занимались? Что нового вы узнали? Чему научились? (Ответы детей).
Благодаря исследовательской деятельности, мы сегодня узнали, что соль действительно не только необходимый продукт. Но и интересный материал для опытов и творчества. Всем спасибо.