Лебедева Вера
Конспект НОД «Волшебная бумага» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: расширение кругозора детей.
Задачи:
• закрепить представления детей о видах и свойствах бумаги, о материалах, которые использовались для письма раньше, до изобретения бумаги;
• показать способы использования бумаги не по прямому назначению;
• формировать умение составлять небольшой рассказ с использованием опорной схемы;
• познакомить, используя ИКТ, с производственным циклом на бумажной фабрике;
• познакомить с новым видом бумаги – копировальной, с её свойствами;
• развивать фонематический слух, воображение.
Публикация «Конспект НОД „Волшебная бумага“ в подготовительной группе» размещена в разделах
Оборудование: настольная ширма, материалы для упражнения «Узнай по звуку»; набор листов бумаги разного назначения и цвета; опорная схема «Свойства бумаги»; плакат с лабиринтами «На чём писали раньше»; листы бумаги по количеству детей для проведения динамической паузы и рисования приглашений; телевизор с ЖК-экраном, ноутбук, презентация «Экскурсия на бумажный комбинат»; кукла Буратино, листы копировальной бумаги и простые карандаши по количеству детей.
Ход занятия:
Воспитатель собирает детей около себя, интересуется, какое у них сегодня настроение, и говорит, что ей приятно видеть ребят весёлыми и радостными. Затем педагог приглашает детей к столу, где установлена настольная ширма, за которой спрятаны разные материалы (на подносе укрыты салфеткой).
Воспитатель: Приглашаю вас поиграть в игру «Узнай материал по звуку». Слушайте внимательно!
Воспитатель извлекает звуки за ширмой с помощью разных материалов: стекло, бумага, пластмасса, дерево, метал, камни. Дети на слух угадывают и называют их.
Воспитатель: А теперь отгадайте загадку:
Я белая как снег,
Дружу с карандашом.
Где он пройдёт,
Там заметку кладёт.
- Верно. Это бумага. А для чего нам нужна бумага? (писать, рисовать, делать разные поделки). Давайте вместе с вами вспомним, что мы знаем о бумаге. Подойдите к столу, где лежат листы бумаги. Они одинаковые? Чем отличаются? (Разного цвета. По-разному называется: калька, гофрированная бумага, бархатная, газета, картон, тетрадный лист, салфетки, фольга. Гладкая и шероховатая. Толстая и тонкая).
- Как вы думаете?
• Какую бумагу легче смять, разорвать - тонкую или толстую?
• А если смять бумагу, она потом будет ровной и красивой?
• Что прочнее: ткань или бумага? Давайте проверим (рвут бумагу и картон, мнут и расправляют, рвут ткань и бумагу).
- Расскажите о свойствах бумаги с помощью схем :
• Намокает в воде
• Легко рвётся
• Хорошо режется
• Хорошо горит
• Мнётся
(2 ребёнка по желанию рассказывают по опорной схеме).
- Ребята, с бумагой можно выполнять разные физкультурные упражнения. Давайте попробуем!
Проводится физкультминутка: воспитатель предлагает детям упражнения, они выполняют:
• Положить лист бумаги на голову и ходить в любом направлении
• Приседать с листом бумаги на голове
• Смять бумагу, сделав «мячик», и прыгать вокруг на двух и на одной ноге.
Воспитатель: А знаете ли вы, ребята, что в давние времена не было бумаги? На чём люди писали? Вспомните, что об этом мы читали в этой умной книге, которая называется «Почемучка». А рассказывать нам помогут разноцветные человечки. Проследите глазами от человечка к предмету и расскажите. Что подсказывает красный человечек? (рассказы детей).
На плакате – цветные человечки, каждый из которых соединяется извилистой линией с символическим изображением предмета, который раньше использовался вместо бумаги.
Воспитатель: Верно, ребята, люди писали на камне, сырых глиняных плитах, на залитых воском дощечках, папирусе, пергаменте, бересте. Но потом появился новый материал – бумага. Где придумали рецепт изготовления бумаги? (В Китае) И только через века Европа узнала, как делать это чудо. А вы, ребята, хотите узнать, как и из чего делают бумагу? Давайте проследим этапы изготовления бумаги!
Воспитатель предлагает детям сесть на стулья и посмотреть мультимедийную презентацию. Педагог демонстрирует слайды, комментируя изображения на них:
- С чего всё начинается? Пилят деревья, обрубают ветки, брёвна на больших машинах – лесовозах везут на бумажную фабрику или комбинат. А дальше там быстрый многопильный станок распиливает брёвна на чурбаки. Машина корообдирка сдирает с них кору. Рубильная машина рубит чурбаки на щепки. Щепки по самодвижущейся дорожке едут в котёл, в котором в специальном растворе варится «деревянная» каша. Потом эту массу помещают в специальную машину, у которой много валиков. Одни валики отжимают, другие – высушивают, третьи – полируют. Так, переходя от валика к валику, древесина превращается в белую бумагу. Ребята, мы убедились, что для того, чтобы сделать бумагу, нужен труд многих людей.
Раздаётся стук в дверь. Воспитатель выходит и вносит куклу Буратино.
Воспитатель: К нам в гости пришёл Буратино. У него скоро день рождения. Он хотел пригласить друзей, а для этого им надо послать приглашения. Писать он не умеет, а нужно сделать много приглашений и быстро, как быть? (можно нарисовать). Поможем Буратино? Буратино надеялся, что мы не откажем ему в помощи, и принёс нам ещё один вид бумаги (Воспитатель показывает, даёт детям возможность взять её в руки и рассмотреть). Кто-то с ней встречался раньше? Как она называется? Эта бумага называется копировальная. Раньше ею пользовались чаще, а сейчас есть умные приспособления, с помощью которых можно быстро сделать много копий. Как они называются? (ксерокс). Хотелось бы вам воспользоваться копировальной бумагой? Садитесь за столы.
- Возьмите лист чистой бумаги, на неё положите копирку, сверху ещё лист бумаги. Возьмите карандаши. Сначала попробуем нарисовать что-нибудь. Например, круг в правом верхнем углу. Посмотрим, что у нас получилось.
- Почему у одних получилось два круга на обоих листах, а у других – один и только на одном листе? Оказывается, эта бумага не простая, а волшебная. Посмотрите внимательно на копировальную бумагу. Она имеет 2 стороны: жирную, на которой краска, и матовую – без краски. На лист, на котором мы будем рисовать, класть копировку нужно жирной стороной вниз. Сейчас ещё раз попробуем! Нарисуйте рядом с кругом квадрат. Получилось?
- А теперь будем рисовать приглашения. Можете воспользоваться образцом или придумать свой рисунок.
- По сколько штук приглашений у вас получилось? (по два) Думаю, что Буратино хватит. Вечером мы их раскрасим, и всё готово.
Воспитатель: Интересно было работать с копировальной бумагой? В следующий раз мы поучимся делать сразу несколько копий. А что вам больше всего понравилось на занятии? (выслушивает ответы детей) Буратино благодарит вас за помощь и дарит вам наклейки. Это ещё один вид бумаги : одна сторона у неё цветная, гладкая, а другая с клеевым слоем. А копировальную бумагу мы оставим в нашей лаборатории.
Дети благодарят Буратино, прощаются с ним. Занятие заканчивается.