наталья зяблова
Конспект НОД по развитию речи «Весна идет, весне дорогу!»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи
Конспект НОД «Весна идет, весне дорогу»
Воспитатель первой категории Зяблова Н. А.
Задачи:
Образовательные:
- учить детей проводить звуковой анализ слов, дифференцируя звуки (согласные и гласные).
Развивающие:
- развивать умение воспринимать задание на слух.
- развивать мелкую моторику.
Воспитательные:
- воспитывать умение внимательно слушать и выполнять указания воспитателя.
- продолжать формировать умение отстаивать свою точку зрения.
Публикация «Конспект НОД по развитию речи „Весна идет, весне дорогу!“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий
- Весна. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2022
- формировать чувство товарищества.
Демонстрационный материал: карточки с рисунками, иллюстрации весны. Мольберт с солнышком, закрытым тучами; коробка с полосками желтого и оранжевого цвета, цветная бумага.
Предварительная работа: игра на развитие слухового внимания «Запомни, повтори»; составление предложений из заданных слов; составление схем составленных предложений, звуковой анализ.
Ход НОД:
Воспитатель. Ребята, скажите мне, с каким настроение вы пришли в детский сад?
Дети: Хорошим, радостным, веселым.
Воспитатель: Здорово! Вставайте в круг и передадим ваше хорошее настроение друг другу. (Дети становятся в круг).
Встанем рядышком по кругу.
Скажем, здравствуйте друг другу.
Нам здороваться не лень
Всем привет! И добрый день!
Если каждый улыбнутся
Утро доброе начнется!
- Сегодня мне приснился сказочный сон, но то, что было в нем мне не понятно. Я вам сейчас расскажу, а вы помогите разгадать. Представьте себе красавицу, волшебницу, в ее волосы вплетен венок с цветами. Взмахнет она правой рукой и появляются проталинки, Взмахнет левой - распускаются цветы. Интересно, кто же эта красавица, волшебница?
Дети: Весна.
Воспитатель: Какое сейчас время года?
Дети: Весна.
Воспитатель: Спасибо, что помогли разгадать мой сон. Вы, конечно, догадались, что речь сегодня пойдет о весне. А кто знает как называются весенние месяцы?
Дети: Март, апрель, май.
Воспитатель: Какие изменения происходят в природе весной? (дети походят к уголку природы, где размещены плакаты с признаками весны)
Дети: Тает снег. Дни становятся длиннее. Солнце греет и тд.
Воспитатель: Посмотрите, какая красота наступает вокруг с приходом весны. Какая же весна? Опишите ее.
Дети: теплая, зеленая, солнечная.
Воспитатель: отгадайте загадку:
«Светит, сверкает
Всех согревает!»
Воспитатель: Молодцы ребята! Правильно это солнышко. (воспитатель поворачивается к мольберту, на котором расположено солнце, закрытое тучами)
Воспитатель: Ребята, что случилось с солнышком? Как мы можем ему помочь?
(Дети решают, что делать, как помочь солнышку.)
Воспитатель: Давайте подуем на тучки.
(Тучки освобождают солнышко, оно с одним лучиком.)
Воспитатель: Солнышко пока к нам добиралось, после долгой зимы все свои лучики раздарило. Надо как-то исправить положение. Поможем солнышку?
(Обращаю внимание детей стол, на котором лежат полоски-лучики красного, желтого и оранжевого цвета).
Игра: «Солнце, какое?»
Воспитатель: Назовите слова, которые отвечают на вопрос: солнце какое? И на каждое сказанное слово добавим лучик.
(Детям предлагается самостоятельно выбрать материал для лучика и прикрепить его к солнышку.)
Воспитатель: Посмотрите, ребята, наше солнышко повеселело и стало ярче и сильнее греть землю. Давайте поиграем с ним?
Гимнастика для глаз:
Лучик вверх, лучик вниз, Лучик детям улыбнись, Вправо, влево посмотри, Вокруг солнца обойди.
Воспитатель: Вы рады солнышку? А кто еще как мы радуется, когда светит солнце? Как вы думаете, когда солнце весной пригревает, что происходит с природой?
Дети: Просыпается природа, животные. Воспитатель: Ребята, а сейчас тихонечко садитесь на свои рабочие места.
1 задание «Отгадай загадку и сделай звуковой анализ для слова – отгадки».
Рыхлый снег на солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
Значит, к нам пришла. (Весна)
Воспитатель Молодцы, отгадали загадку. Сколько согласных, гласных звуков в слове «весна»?
(Дети выполняют аналогичные действия с другими звуками и выкладывают перед собой звуковую дорожку для слова «март», «ландыш». Один ребенок работает у доски.)
2 задание Игра «Назови ласково»
Ручей… ручеек, лёд… льдинка, лист… листочек, трава…травка, травушка, пень… пенек, цветок… цветочек, лес… лесок, луг… лужок, река… речка. реченька, солнце… солнышко, лужа… лужица, проталина… проталинка, почка…почечка, дерево… деревце, капля- капелька и т. д.
Физкультминутка
Мишка вылез из берлоги…
Мишка вылез из берлоги,
Огляделся на пороге Повороты влево - вправо.
Потянулся он со сна - Потягивание – руки вверх.
К нам опять пришла весна.
Чтоб скорей набраться сил,
Головой медведь крутил. Вращения головой.
Наклонился взад – вперёд, Наклоны вперёд и назад.
Вот он по лесу идёт.
Ищет мишка корешки Наклоны: коснуться ступней
И трухлявые пеньки.
Наконец медведь наелся
И на брёвнышко уселся. Дети садятся.
3 задание «Где прячется звук?»
Воспитатель: Мы с вами должны отгадать загадки и определить, где живет в этих отгадках звук в начале, в середине или в конце слова. Готовы? Приступаем.
Воспитатель читает загадки. Дети отгадывают загадки.
1) Висит за окошком кулек ледяной,
Он полон капели и пахнет весной. (Сосулька) («а»)
2)В голубенькой рубашке,
Бежит по дну овражка. (Ручеек) («ч»)
3)Вместе с этой черной птицей,
К нам весна в окно стучится.
4)Огороду, полю — врач,
Кто по пашне скачет? (Грач) («ч»)
5)Дом построен для певца,
Без окошек, без крыльца. (Скворечник) («р»)
6)Пробивается в апреле,
Все поля позеленели!
Покрывает как ковром
Поле, луг и даже двор! (Трава) («т»)
7)В самый разгар весенней поры,
Капает сок с белоснежной коры. (Береза) («р»)
8)Зеленеет даль полей,
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад,
Пчелы первые летят,
Гром грохочет. Угадай,
Что за месяц это? (Май) («м»)
Воспитатель. Молодцы, и с эти заданием вы все прекрасно справились.
Воспитатель: Вот сейчас мы и проверим, знаете ли вы весенние слова.
4 задание. Если слово, которое я назову «весеннее», то нужно хлопнуть в ладоши, а если нет – потопать ногами.
Январь, тепло, снегопад, капель, мороз, грачи, ручьи, вьюга, стужа, март, новый год, проталина, метель, подснежники, сугробы, скворечник.
Пальчиковая гимнастика «Весна»
Ла-ла-ла - к нам пришла Весна (Хлопают в ладоши)
Пло-пло-пло - на дворе тепло. (Сжимают пальцы в кулаки и разжимают их)
Пель-пель-пель – капает капель. (Ударяют указательным пальцем одной руки по ладони другой)
Ля-ля-ля - расцветай, Земля! (Поднимают руки вверх и вращают кистями - «фонарики»)
Воспитатель: Молодцы. Справились на отлично! Отправляемся дальше.
- Какое время года изображено на картинках? (ответы детей).
Воспитатель: Почему вы так решили? На этой картине в лесу лежит снег. Я думаю, что это зима. А здесь я вижу цветы. Может быть это лето (ответы детей доказывают, что это весна).
Как узнать что наступила весна?
Воспитатель: Да, вот теперь я точно вижу, что это весна. А что дарит весне улыбку? (солнце).
Вам задание ребята! Разместите на шаблоне солнце и дорисовать лучики. (воспитатель раздает заготовленный листок с изображением неба, полянки с цветами. Ребята приклеивают заранее вырезанный из цветной бумаги круг желтого цвета. Далее чтоб дорисовать лучики вам необходимо выбрать материал, из которого будут лучики. На выбор :красочки акварельные, красочки пальчиковые, фломастеры, карандаши.
Воспитатель: Ребята! Мне было очень приятно общаться с вами. А вам что запомнилось?
Ребята, а кто помнит, с чего началось наше занятие? (помогли солнышку). В народе часто звали солнце, чтобы оно стало согревать землю, и зима отступила. А вы знаете, как его можно позвать? Давайте, мы с вами покличем солнце, чтобы зима уж совсем отступила и было тепло.
Где ты, Солнышко?
Проснись!
Где ты, Солнышко?
Вернись!
Освети нас, обогрей!
Приходи же к нам скорей!
Сыпать снег зима устала,
Кап-кап-кап!