любовь колебакина
Конспект НОД «Веселись, пой, играй, мой родной край»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД «Веселись, пой, играй, мой родной край» для детей старшего дошкольного возраста.
Составитель: Колебакина Любовь Германовна,
музыкальный руководитель
МБДОУ № 87 «Моряночка»
Публикация «Конспект НОД „Веселись, пой, играй, мой родной край“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой край, мой город. Краеведение
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Республика, область, край. Список городов
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2018
Цель занятия: Приобщить детей к самобытной русской культуре и сообщить знания об особенностях быта народа, о народных традициях русского северного края на основе фольклора Архангельской области, детского музыкально-игрового творчества.
Задачи:
образовательная
- накопление знаний об образе жизни народа, традициях и культуре русского севера;
- развивать у детей познавательный интерес к истории родного края.
- закрепить умение выразительно исполнять попевки и народные песни.
- учить понимать образный смысл народных песен, прибауток, считалок, дразнилок.
воспитательные:
-воспитывать чувство любви к родному краю, к народному творчеству;
-воспитывать интерес к музыкальным народным инструментам, предметам старинной утвари;
-используя фольклор родного края, воспитывать любовь к исполнению песен, закличек, прибауток;
развивающая:
-развивать певческие навыки;
-развивать слуховое и зрительное внимание, мышление;
- развивать ритмичность, выразительность и культуру движений.
-развивать творческие способности с помощью разных видов музыкальной деятельности;
-развивать речь детей, обогащать их словарь;
-развивать связную речь, учить давать полные ответы на вопросы музыкального руководителя.
-Понимать значение слов: "каменье", "раменье", «состречать», «коч», «карбас», «сиверко».
Предварительная работа:
беседы на темы: "Поморье – мой родной край», рассматривание иллюстраций народных костюмов районов Архангельской области, разучивание русских народных песенок, прибауток русского Севера, прослушивание аудиозаписей звучания русских народных инструментов, знакомство с народными подвижными играми : "Шел козел дорогою», «Тетера шла», разучивание стихов.
Материал к занятию.
Костюмы в народном стиле для детей, ряженое чучело Масленицы, народные музыкальные инструменты: балалайка, гармошка, глиняные свистульки с каргопольской росписью, деревянные ложки, трещотки; предметы быта: прялка и веретено с мезенской росписью, доски деревянные с борецкой и пермогорской росписью, изделия из бересты; аудиозаписи произведений из репертуара Северного русского народного хора, фортепиано.
Ход занятия.
Звучит аудиозапись «Что ты, улка» Северного русского народного хора. Дети под музыку входят в зал.
Музыкальный руководитель:
Кто на Севере бывал,
Ночи белые видал,
Полюбил всей душой
Север наш дорогой!
Неспроста говорят,
Что наш Север богат.
Лесорубы и поморы
Чудеса здесь творят!
Сегодня, ребята, мы познакомимся с традициями, культурой нашего русского северного края, который называется Поморье. Как вы думаете, почему наш край называется Поморье?
Ответы детей.
Музыкальный руководитель: Правильно, потому что наша Архангельская область раскинулась вдоль берега Белого моря. А жителей, которые живут в нашем крае, называют поморами. Сурова природа нашего северного края! Ветра у нас сильные!
Сиверко-ветерок,
Натяни парусок,
Гони мой карбас-
На всех парусах!
Дети выполняют дыхательное упражнение «Ветры», делая короткий вдох носом и продолжительный выдох, произнося звук «с» и выполняя соответствующие движения.
Мы подуем высоко: с-с-с-с-с (встают на носки, поднимая руки)
Мы подуем низко: с-с-с-с-с (опускают руки вниз)
Мы подуем далеко: с-с-с-с-с (вытягивают вперед руки)
Мы подуем близко: с-с-с-с-с (подносят ладони ко рту)
Тяжела была работа жителей поморских деревень и на земле весной и летом, и на рыбных промыслах круглый год. Чтобы скрасить тяжелую работу, жизнь полную тяжелых испытаний, люди сочиняли песни.
Ветер северный дует надолго,
По тому ветру плывут кочи к нам,
С рыбой белою полны кочи те,
Встретим песней дорогих гостей.
Дети слушают песню из репертуара Северного русского народного хора «Широко летишь, ты, море Белое»
Музыкальный руководитель: Короток зимний день в северном крае. Песня помогала скоротать долгие морозные вечера. Девушки собирались в какой-нибудь избе, садились у прялки, пряли пряжу и пели протяжные песни. Туда же приходили и парни: мастерили какую-нибудь утварь (прялки, тарелки, ложки) и каждый высматривал себе невесту. А кто-нибудь и принесет с собой балалайку или гармошку, и уж тогда без веселья не обойтись! Вот она какая, балалайка! (Показывает музыкальный инструмент балалайку)
В каждом доме был такой инструмент! А деревянными ложками не только ели, еще на них весело играли. Давайте послушаем звучание балалайки и поиграем с вами в оркестре на ложках и трещотках.
Балалаечка- игрушка,
Ты играй моя подружка!
Есть и струны, и колки,
И в цветочках уголки.
Звучит аудиозапись «Северная кадриль» (аудиокассета Северный русский народный хор, дети по дирижерскому жесту педагога играют на ложках, трещотках.
Люди стремились украсить свою жизнь. Иногда балалайки, дудочки, посуду и другие различные предметы быта расписывали узорами-символами солнца, плодородия, достатка, цветами, петухами. Сложились традиции различных росписей в нашей Архангельской области. Вот примеры росписи мезенского района (показывает прялку, а вот пермогорская роспись (показывает доску, а это борецкая роспись (показывает тарелку). Давайте найдем что их отличает друг от друга?
Ответы детей.
Ребенок: Деревянную тарелку
Я узором распишу,
Клюквы ягодки алеют,
Вокруг травка зеленеет.
Северная природа щедра,
Целебной ягодой полна.
Я тарелку распишу
И на счастье подарю.
Музыкальный руководитель: Посуду, музыкальные инструменты игрушки для детей делали и из глины. Вот посмотрите какие свистульки в виде птичек, петушков, рыбок лепили из глины, а потом их расписывали. Это пример каргопольской игрушки (показывает свистульку с каргопольской росписью).
Ребенок:
Каргопольские игрушки-
Кони, утушки, кукушки.
Вы красивы, вы баски-
Очень яркие мазки.
Ребенок:
Вот так птичка,
Собой невеличка!
Станешь дуть,
А она: «Фьють! Фьють!»
Дети играют на свистульках.
Музыкальный руководитель: А после того как дело сделано, можно и поплясать, повеселиться.
Ребенок 1.
В этот зимний вечерок
Вьется над трубой дымок,
Месяц светится над ней,
А в избе полно гостей.
Ребенок 2.
Здесь и красные девицы,
Раскрасавицы сестрицы,
Добры молодцы кругом,
И хозяйка за столом.
Ребенок 3.
Посиделки здесь у нас.
Мы сюда позвали вас
Поиграть, повеселиться,
В русский пляс с душой пуститься.
Раз-два, раз-два, начинается игра.
Проводится игра «Клубок ниточек» (Архангельская область)
«Клубок ниточек»
Дети, топающим шагом идут змейкой за ведущей («иголочка и ниточка») и поют, на последние слова им нужно найти себе пару.
Уж я улкой шла,
Переулком шла,
Клубок ниточек нашла,
Клубок катится,
Нитка тянется,
Клубок доле, доле, доле,
Нитка дале, дале, дале,
Я за ниточку взялась,
Тонка нитка порвалась!
Музыкальный руководитель: А как любили сочинять и петь разные песенки дети! Ведь песня сопровождала ребенка с самого первого дня жизни. Ребята, скажите, какие самые первые песенки слышит ребенок от своей мамы, бабушки или нянюшки в самом раннем возрасте?
Ответы детей.
Музыкальный руководитель: конечно же, это колыбельные. Давайте одну из них мы с вами сейчас споем. Такую колыбельную каждый из вас слышал, когда был совсем маленький.
Дети исполняют колыбельную «А баю, баю, баю» (Архангельская область Лешуконский район)
А баю, баю, баю,
Не ложися на краю.
Придет к тебе бирючок,
И ухватит за бочок,
За бочок за правенький,
Музыкальный руководитель: Когда ребенок подрастал, он выходил гулять на улицу. Там его поджидали ребятишки и весело распевали различные потешки, скороговорки, прибаутки – от слова «баять», говорить (т. е приговорка шутливого характера, или выкрикивали дразнилки. Одну из них мы сейчас споем.
Дети поют дразнилку «Антошка-картошка» (Архангельская область)
Антошка-картошка
Голова с лукошко.
Посмотри в окошко
Побежала кошка.
Музыкальный руководитель: Если дети начинали игру, то тут уж не обходилось без считалки. Давайте тоже посчитаемся.
Дети поют «На улице гагара да кулик» (считалка Архангельской области)
На улице гагара да кулик
На покосе две старухи да старик.
Накосили стожок сенца,
Да эта песенка опять с конца.
Музыкальный руководитель: Ну вот посчитались, а теперь и поиграть пора!
Исполняется игра «Тетёра»
Дети встают в круг, два человека («луна» и «солнце») делают воротики. Ведущий ведёт детей, все поют. На последние слова песни воротики закрываются. У ребенка, который попал в «воротики», спрашивают «Луна или Солнце», он называет и встает за спиной одного из детей, стоящего в «воротиках». Во второй раз так же выбирается еще один ребенок. Затем эти дети образуют новые воротики.
«Тетёра шла, моховая шла,
По каменью, по раменью.
Сама прошла и детей провела,
Само лучшего детёныша оставила».
Ребята, много песен, игр, обычаев, праздников было посвящено смене времен года. Заканчивалась долгая зима и наступала….
Дети: Весна!
Музыкальный руководитель: Давайте вспомним, какой праздник заканчивал зиму и начинал весну?
Дети: Масленица.
Музыкальный руководитель: Правильно. Это самый веселый, самый разгульный праздник. Называли его: «Широкая масленица», «Масленица объедуха». Ребята, а какой обычай был на этом празднике? Какое главное угощение этого праздника?
Дети отвечают.
Музыкальный руководитель: Да, это блины. Какую форму имеет блин? Он был символом солнца. А еще символом солнца был хоровод, который водили на празднике.
Широкорожая масленица,
Мы тобою хвалимся,
На горах катаемся,
Блинами объедаемся.
Дети исполняют русскую народную песню «Ой, блины»
К этому празднику изготавливали Масленицу - куклу из соломы, наряжали ее, усаживали на сани и везли по деревне с песнями - встречали Масленицу. Сопровождала Масленицу ряженая молодежь. Они шутили, катались с гор, строили снежные крепости. Рядились чаще в животных. Например, в козла и играли в веселые игры. Давайте и мы с вами поиграем.
Исполняется игра «Шел козел по лесу»
Участники игры встают в круг и идут по кругу, взявшись за руки. Один из игроков изображает козла и становится на середину круга. «Козел» шагает противоходом, на конец фразы «Нашел себе принцессу» притопом «приглашает на танец» того ребенка, у которого остановился, и выводит его на середину круга. Вместе они выполняют то, о чём поётся в песне, а дети в это время поют и хлопают.
«Шел козел по лесу,
По лесу. По лесу.
Нашел себе принцессу,
Принцессу, принцессу.
Давай, коза, попрыгаем,
Попрыгаем, попрыгаем.
И ножками подрыгаем,
Подрыгаем, подрыгаем.
Ручками похлопаем,
Похлопаем, похлопаем.
Ножками потопаем,
Потопаем, потопаем.
Хвостиком помашем,
Помашем, помашем,
А потом запляшем,
Запляшем, запляшем!»
Далее водящих становится двое, потом четверо … и т. д. Постепенно в танец включаются все дети.
Поморские игры, традиции распространились по всей России и среди других народов. Их хранили в памяти наши предки и с любовью передавали своим детям и внукам. И мы будем бережно хранить культуру своего родного северного края.
Всех не спеть нам славных песен
Добрых слов всех не сказать.
Край старинный наш чудесен,
Как и вся Россия-мать.
Всем спасибо от меня
За улыбки и за смех,
И за игры, и за пляски,
Благодарствуем мы всех!
Литература:
1. Картушина М. Ю. Сценарии оздоровительных досугов для детей 5-6 лет, Москва 2004.
2. Круглый год. Русский земледельческий календарь, составитель Некрылова А. Ф., Москва, «Правда», 1989.
3. Народные праздники на Севере / Под ред. И. Балагина, Г. Радюшина, Архангельск, 1991.
4. Науменко Г., Якунина Г. Солнышко-ведрышко. Архангельск, 1994.