Марина Цепцура
Конспект НОД в старшей логопедической группе для детей с ТНР по образовательной области «Речевое развитие»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД в старшей логопедической группе для детей с ТНР по образовательной области «Речевое развитие» Тема: «Путешествие Дяди Фёдора по городу Саратову»
Возраст: старшая логопедическая группа (5-6 лет) для детей с ТНР.
Форма проведения: Непосредственная образовательная деятельность.
Публикация «Конспект НОД в старшей логопедической группе для детей с ТНР по образовательной области „Речевое развитие“» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Цель: развивать лексико-грамматический строй речи у детей старшего дошкольного возраста;
Образовательные задачи :
1)Закреплять умение согласовывать существительные с числительными через игру «Сосчитай предметы»;
2)Упражнять в употреблении существительных в родительном падеже с помощью игры «Чего не стало?»;
1)Активизировать и расширять словарный запас детей по теме «Город Саратов»;
2)Развивать словесно-логическое мышление через игру «Четвертый лишний»;
3)Развивать мелкую моторику посредством штриховки горизонтальных линий;
Воспитательные задачи:
1)Воспитывать самоконтроль за речью;
2)Воспитывать умение слушать педагога и товарищей.
Предварительная работа: знакомство с памятными местами и достопримечательностями города с помощью картин, картинок и фотографий, чтение истории становления города Саратова.
Ход:
1. Организационный момент (1 минута) :
Дети сидят на стульях, расположенные полукругом около мольберта.
Логопед : Здравствуйте, ребята. посмотрите, кто это? Детям показывается картинка.
Дети: Это Дядя Фёдор.
Логопед : Правильно. Сегодня нам от него пришло письмо (показать конверт). Давайте же прочитаем, что он нам написал.
«Здравствуйте, дорогие ребята! Недавно я услышал о вашем городе, и мне очень хочется побольше узнать о нём. А вы сами знаете свой город? Я приготовил для вас одно задание. Буду ждать от вас ответа с информацией о городе Саратове. Надеюсь, скоро встретимся! С наилучшими пожеланиями, Дядя Фёдор»
Логопед : Ну что, ребята. Познакомим Дядю Фёдора с нашим городом?
Дети: Да!
Логопед : Наш рассказ мы снимем на видео и отправим Дяде Фёдору с приглашением в наш город Саратов. Готовы?
Дети: Да, готовы!
2. Основная часть:
1) Игра «Посмотри и назови» (расширение и активизация словаря(2 минуты) :
Логопед : Я подготовила для Дяди Фёдора фотографии мест города Саратова, но он не знает, как они называются. Давайте мы назовем их. Я показываю фотографии мест нашего города, а вы называете.
Показать картинку, после того, как дети назвали картинку, ее убрать.
Дети: Саратовский автомобильный мост, Парк Липки, Парк Победы, Парк Покорителей Космоса, Лимонарий, драмтеатр, детский сад.
Логопед : Какие вы молодцы! Теперь Дядя Фёдор знает названия достопримечательностей города Архангельска. А теперь у меня для вас задание. Садитесь за столы.
Дети садятся за столы.
2)Игра «Четвертый лишний» (развитие словесно-логического мышления(4 минуты) :
Логопед : Дядя Фёдор знает много достопримечательностей и других городов. Но я решила его запутать - подготовила фотографии мест нашего города и городов Москвы, Санкт-Петербурга и Волгограда.
На магнитной доске прикреплены фотографии Саратовский автомобильного моста, Парка Липки, Парка Победы, Парка Покорителей Космоса, Лимонария, драмтеатра, детского сада.
Логопед : Посмотрите на фотографии. Среди них есть лишняя. Определите, какие памятники и знаменитые места есть только в нашем городе. И ответьте так, чтобы Дядя Фёдор запомнил, что интересного есть в городе Саратове.
При показе картинок, называть изображения.
Логопед : Первое задание выполним вместе. Называйте со мной: парк Липки, Лимонарий, Кремль, саратовский автомобильный мост. Какая фотография будет лишней?
Дети: Фотография Кремля.
Логопед : Почему она лишняя?
Дети: Парк Липки, Лимонарий, Кремль, саратовский автомобильный мост. есть в нашем городе, а Кремль находится в Москве.
Логопед : Правильно! Молодцы! А теперь я раздам картинки вам на столы. Найдите лишнюю фотографию из ряда. Объясните, почему именно эта картинка лишняя.
1 паре детей выданы фотографии набережной, детского сада, Эрмитажа.
Дети: Эрмитаж лишний, потому что он находится в Санкт-Петербурге. А набережная, детский сад и парк Победы – в Саратове.
2 паре детей выданы фотографии Петергофа, саратовского речного вокзала, парка Покорителей Космоса.
Дети: саратовского речного вокзала, парка Покорителей Космоса есть в нашем городе, а Петергоф находится в Санкт-Петербурге, поэтому он лишний.
3 паре детей выданы фотографии Мамаева Кургана, драмтеатра, цирка.
Дети: Мамаев Курган лишний, потому что его нет в нашем городе, а драмтеатр и цирк есть.
Логопед : А кто знает, где находится Мамаев Курган?
Дети: В городе Волгограде.
Логопед : Молодцы! Теперь Дядя Фёдор знает, что есть в нашем городе, а чего в нашем городе Саратове нет. Все эти картинки с изображением мест нашего города, мы отправим Дяде Фёдору.
3) Физкультминутка (1минута) :
Логопед : А сейчас разомнемся. Встаем. Повторяйте за мной: руки вперед, руки вверх, потянулись, встали на «носочки», опустили руки на талию, присели 2 раза. Вот мы и размялись, отдохнули. Садимся на места, нас ждут еще задания.
Дети садятся на стулья, расположенные полукругом около мольберта.
4) Артикуляционная гимнастика для постановки сонорный звуков.
5) Игра «Сосчитай предметы» (согласование существительных с числительными(2 минуты) :
Логопед : Ребята, в деревне Простоквашино, где живет Дядя Фёдор, всего один магазин, автобусы по деревне не ездят, есть лишь одна улица и несколько домов. А вот у нас в городе автобусов, домов и магазинов много. Давайте покажем Дяде Фёдору сколько всего есть у нас в городе. На листе изображено несколько картинок. А сколько именно, давайте посчитаем.
Лист с картинками прикрепляется на магнитную доску. Вызывать пару детей, они вместе считают картинки.
1 пара детей : 1 магазин, 2 магазина, 3 магазина, 4 магазина.
Логопед : Молодцы! (записать ответ на листок).
2 пара детей : 1 автобус, 2 автобуса, 3 автобуса, 4 автобуса, 5 автобусов.
Логопед : Молодцы! (записать ответ на листок).
3 пара детей : 1 дом, 2 дома, 3 дома, 4 дома, 5 домов, 6 домов.
Логопед : Молодцы! Скажите, а в городе Саратове всего 4 магазина, 6 домов и 5 автобусов?
Дети: Нет.
Логопед : Правильно, мы считали лишь картинки. На самом же деле у нас их большое количество, всего и не сосчитать.
6)Игра «Чего не стало?» (употребление существительных в родительном падеже(4 минуты) :
На мольберте выставлены фотографии – цирк, автомобильный мост, драмтеатр, парк Победы.
Логопед : Дядя Фёдор писал об одном задании. Он просил проверить, насколько вы внимательны. Он предлагает нам сыграть в игру «Чего не стало?». Посмотрите на фотографии. Давайте назовем: цирк, автомобильный мост, парк Победы, парк Покорителей Космоса, Набережная Космонавтов. Запомните их. Тот, кто узнает, какой картинки не стало, поднимает руку. Глазки закрываем (убрать картинку). Открываем глазки. Ребята, чего не стало?
Дети: Не стало парка Победы (выставить фотографию обратно на мольберт).
Логопед : Правильно. Глазки закрываем (убрать картинку). Открываем глазки. Ребята, чего не стало?
Дети: Не стало парка Покорителей Космоса (выставить фотографию обратно на мольберт).
Логопед : Правильно. Глазки закрываем (убрать картинку). Открываем глазки. Ребята, чего не стало?
Дети: Не стало Набережной Космонавтов (выставить фотографию обратно на мольберт).
Логопед : Правильно. Глазки закрываем (убрать картинку). Открываем глазки. Ребята, чего не стало?
Дети: автомобильного моста (выставить фотографию обратно на мольберт). Все верно! Молодцы, я думаю Дядя Фёдор согласится со мной, что вы очень внимательные, назвали все картинки, которые я убирала. Садимся за столы, чтобы сделать небольшой подарочек для Дяди Фёдора.
Дети садятся за столы.
7)Штриховка (5 минут) :
Логопед : Какое самое известное место в нашем городе?
Дети: автомобильный мост через реку Волга.
Логопед : Правильно!
Прикрепить контурное изображение автомобильного моста на магнитную доску.
Логопед : Давайте мы с вами нарисуем его для Дяди Фёдора. У меня есть заготовки, а вам надо нарисовать только то, что не смог нарисовать художник. Спина прямо, локти на столе, ноги вместе. Для начала возьмите простые карандаши в руки, и покатайте их между ладоней.
Дети катают карандаши между ладоней.
Логопед : Закончили. Посмотрите, как мы будем рисовать. А теперь, начинайте рисовать.
Дети выполняют задание. Контролировать выполнение штриховки.
Логопед : Молодцы! Ваши рисунки я отправлю Дяде Фёдору (положить рисунки и картинки в конверт) вместе с диском с записью нашего рассказа о городе Саратове. Я предлагаю и Дяде Фёдору дать маленькое задание – склеить из наших рисунков один большой длинный мост.
3. Итог (2 минуты) :
Логопед : Вспомним, что мы делали на занятии?
Дети: Смотрели фотографии мест нашего города и называли их, находили лишние фотографии мест, которых в нашем городе нет, считали магазины, автобусы и дома, выполняли артикуляционную гимнастику, рисовали автомобильный мост.
Логопед : Молодцы, а какую игру Дядя Фёдор нам предлагал?
Дети: Дядя Фёдор предложил нам игру «Чего не стало?».
Логопед : Отлично, всё запомнили. Теперь осталось отправить наш рассказ Дяде Фёдору и ждать его приезда.