ИРИНА ГУРЖОВА
Конспект НОД в старшей группе «Огонь-друг, огонь-враг»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД в старшей группе :
занятие на тему: «Огонь – друг, огонь – враг.»
Программное содержание:
*показать детям значение огня в жизни человека;
*дать знания о необходимости безопасного обращения с огнём; довести до сознания детей невозможность легкомысленного и беспечного обращения с огнём;
*продолжать знакомить с правилами пожарной безопасности, научить соблюдать их;
Публикация «Конспект НОД в старшей группе „Огонь-друг, огонь-враг“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пожарная безопасность
- Пожарная безопасность. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2017
*развивать чувство ответственности за свои поступки;
*Воспитывать умение давать оценку поступкам и делать выводы.
Материалы и оборудования:
Безопасные подсвечники со свечами ; таз с водой; банка стеклянная; плотная ткань, земля, песок, вода; спички, бенгальский огонь, хлопушка, зажигалка; султанчики (красного, оранжевого, жёлтого, синего цветов) на каждого ребёнка; кружки – красного и зелёного цвета; фонограмма: чередующие отрывки мелодий спокойного, торжественного характера (огонь – друг) и грозного, тревожного (огонь – враг, диск с мультфильмами
«Азбука безопасности», «Как человек приручил огонь», «Огонь»
Предварительная работа:
Разучивание стихотворений, пословиц и поговорок о противопожарной безопасности, рассматривание плакатов, чтение художественных произведений:
«Пожар»- Л. Толстого;
«В дыму» -Б. Житкова;
«Пожар», «Рассказ о неизвестном герое»- С. Маршака;
«Ты и огонь»- Л. Радзиевской;
Рассматривание иллюстраций, беседы.
Ход занятия:
Воспитатель:
Шипит и злится,
Воды боится.
С языком, а не лает,
Без зубов, а кусает.
Как вы думаете, о чём эта загадка? (Об огне.)
Отрывок из мультфильма «Как человек приручил огонь».
Воспитатель: На огонь можно смотреть без конца. Наверное, это осталось от наших далёких предков, которым огонь костра казался загадочным живым существом. Но они смогли «приручить» его, «поселить» в своём доме, и сделать своим верным помощником.
Воспитатель ставит в центр круга безопасный подсвечник и зажигает свечу:
Посмотрите на наше маленькое пламя, оно напоминает нам отблеск тех первобытных костров, которые согревали и спасали людей. Давайте поднесём руку к свече, что вы чувствуете?
Дети: …
Воспитатель: Скажите, для чего человеку нужен огонь?
Дети: приготовить еду, согреться, заменяет свет – свеча.
Отрывок из мультфильма «Живой огонь»
Воспитатель Вы говорите: «огонь» и представляете тёплую печку, яркий костёр, праздничный фейерверк! Нет лучше друга, чем огонь.
Воспитатель: как и чем, огонь стал помогать людям?
Дети:…
Воспитатель: без огня люди никогда бы не смогли ездить по земле, путешествовать по морям. В моторе автомобиля тоже работает огонь – сгорает бензин и приводит машину в движение. Полыхает огонь и в печах на заводах, плавит металл, в других печах огонь варит стекло, из которого выдувают красивые стеклянные изделия. Космическая ракета взлетает ввысь, оставляя яркий хвост пламени – это сгорает ракетное топливо.
Но когда огонь попадает в руки маленьких детей, он показывает свой характер, стремится убежать от них и гулять по дому. Из доброго слуги может превратиться в огнедышащего дракона. Тогда может произойти беда. Начинается всё с крошечной сверкающей искорки. Она появляется на свет совсем беспомощной, но стоит ей немного подкрепиться – Искра тут же становится бойким Огоньком. Он прыгает всюду в поисках еды и растёт, на глазах превращаясь в Огонь. У него большой аппетит. Огонь с треском пожирает всё на своём пути. Мечутся языки, лижут всё вокруг! Начался пожар!
Воспитатель: Но давайте посмотрим, что может произойти, если играть с огнё м:
Мультфильм «Азбука безопасности» («Игры с огнём»)
Вывод: нельзя играть с огнём, надо быть осторожным.
Воспитатель: А сейчас, я предлагаю вам поиграть.
Игра называется «Не ошибись». Я буду называть предметы, а вы, если предмет горит, показывать с помощью красных султанчиков (языков пламени, поднимая их вверх, а если не горит, то поднимаете султанчик синего цвета.
Слова: бумага, гвоздь, листья, бензин, краска, шторы, столовая ложка, тетрадь, одежда, стол, мебель, сухая трава, береста, стружки, дрова, уголь, бензин, посуда, вилка, ложка, стеклянная банка и т. д.
Воспитатель: а что ещё в доме может вызвать пожар?
Дети: электроприборы, газовая плита, розетки, провода электрические.
Воспитатель: у каждой вещи – свой характер, всем нужно внимание. Телевизор, например, может загореться от обиды, если работает без передышки, утюг – если про него забыли, настольная лампа, если накрыть её салфеткой или газетой и т. д. Давайте посмотрим, что может случиться …
Мультфильм «Азбука безопасности» (электроприборы)
Вывод: вот такими опасными бывают обиженные вещи, нельзя их оставлять без присмотра.
Воспитатель: Скажите, как вы считаете - огонь, он живой? Он умеет дышать?
Дети: …
Воспитатель: А давайте это проверим.
Опыт: берется безопасная свеча, ставится в тарелку с водой. Постепенно свеча накрывается банкой. Огонь медленно тухнет.
Почему это произошло, как вы думаете?.
Воспитатель: вы знаете, что огонь может дышать, так же как и люди. И если ему перекрыть доступ воздуха (кислорода, то огонь погибнет.
Вариант-(правильно, огонь живой и он умеет дышать как и мы с вами, но если ему закрыть доступ воздуха, он как и мы задохнётся, т. е. перестанет гореть.)
Воспитель: чем можно потушить огонь?
Дети:…
Воспитатель: я хочу предложить ещё одну игру.
Игра «Что может потушить огонь?».
Посмотрите, перед вами предметы, выберите те которые могут потушить огонь и поставьте их на стол с зеленным значком, а опасные – на стол с красным значком.
Стакан с водой, ткань, стаканчик с песком, спички, свеча, бенгальский огонь и т. д.
Вывод: Не важно, чем тушить огонь – сухим песком, землёй, тканью или водой. Главное перекрыть доступ кислорода.
Воспитатель: А сейчас, возьмите султанчики и превратитесь в пламя со своим характером и настроением. А я постараюсь угадать, что нам ждать от этого костра.
Пластический этюд: Дети под музыку имитируют пламя костра. Последний акцент делается на положительной значимости огня для человека.
Воспитатель: Чтобы не случился пожар необходимо следовать правилам пожарной безопасности. Давайте проверим, как вы их соблюдаете.
Игра «Разрешается- запрещается». Красный кружок поднимаете, если делать нельзя, а зелёный, если можно.
В случае пожара вызывать пожарных по телефону 01.
Бросать горящие спички.
Кричать и звать на помощь взрослых.
Оставаться в помещении, где начался пожар.
Открывать окна, двери во время пожара.
Закрывать нос, рот и голову мокрым полотенцем.
Прятаться в угол, под шкаф, под кровать.
Оставлять без присмотра включенные электроприборы.
Двигаться ползком или пригнувшись к выходу.
Обливать водой стены, пол во время пожара.
Пользоваться лифтом.
Не бояться, слушаться во всём пожарных.
Тушить водой горящие электроприборы.
Обращаться к соседям за помощью.
По возможности пытаться тушить пожар.
Включать газ, электроприборы, свет.
Воспитатель: Мы сегодня говорили об огне. Огонь бывает разным, он может быть другом и врагом. Поэтому мы всегда должны помнить о чём?
Ребё нок:
Где с огнём беспечны люди,
Там взовьётся в небо шар,
Там всегда грозить нам будет
Злой пожар!
Но если вдруг пришла беда,
Что же делать нам тогда?
Вывод:
с огнем нужно быть вежливым и осторожным.
нельзя играть с огнём.
нельзя близко подходить к огню, можно обжечься.
нельзя близко подносит к огню предметы, они могут воспламениться и нанести вред человеку или стать причиной пожара.
нельзя оставлять электроприборы без присмотра,
если случился пожар звонить по телефону 01
Воспитатель: вы должны запомнить, что пожар-это не случайность, а результат неправильного поведения. Я очень хочу, чтобы вы были очень осторожны с огнём, внимательны, помнили об опасности, всегда соблюдали правила и беда обойдёт вас стороной.