Юлия Сорокина
Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» «Огонь — друг, огонь — враг»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект комплексного занятия
Образовательная область "Познавательное развитие"
Тема: «Огонь - друг, огонь - враг»
подготовительная к школе группа.
Разработала Сорокина Ю. Н. - воспитатель,
МДОУ Д/С №211
Тема: "Огонь - друг, огонь - враг".
Цель: Формирование представлений детей о безопасном поведении детей в быту, о пользе и опасности огня.
Задачи:
• Формировать основы безопасного поведения детей в быту;
Публикация «Конспект НОД по образовательной области „Познавательное развитие“ „Огонь — друг, огонь — враг“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пожарная безопасность
- Пожарная безопасность. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2017
• Закреплять знания детей о том, к чему может привести неосторожное обращение с огнём, знать и соблюдать правила поведения при пожаре;
• Закреплять представления детей о пожароопасных предметах и электроприборах и приёмах тушения огня подручными средствами;
• Познакомить детей с единым номером вызова служб МЧС по мобильному телефону – 112;
• Закреплять умение связанно и последовательно формулировать полный ответ на поставленный вопрос;
• Продолжать развивать мыслительные операции:
- обобщение (видовые понятия - игрушки, пожароопасные предметы);
- распределение предметов в группы по заданному свойству (на примере картинок, характеризующих полезность и опасность огня);
- анализ свойств объектов;
- классификация;
• Развивать зрительную память, внимание;
• Активизировать словарь по теме: "Безопасное поведение в быту", "Транспорт";
• Мотивировать детей оказывать помощь в трудных ситуациях;
• Развивать коммуникативные умения (работать в группе, содействовать налаживанию диалогического общения;
• Познакомить с одним из свойств воска - отталкивать воду;
• Познакомить с нетрадиционной техникой рисования - "воскография";
• Закрепить правила поведения в коллективной игре;
• Воспитывать любознательность;
Оснащение:
- Игровой уголок с предметами домашнего обихода (комната);
- Наглядные пособия по темам "Безопасность", "Транспорт";
- Картинки, характеризующие полезность и опасность огня;
- Игрушки, пожароопасные предметы (свечи, спички, бенгальские огни, хлопушки, зажигалки);
- Предметы для тушения пожара, вёдра с водой для игры;
- Ёлка, ёлочные игрушки, воздушный шарик;
- Магнитная доска;
- Ватман, свечи для рисования, жидкая гуашь, кусочки поролона.
Ход занятия.
Организационный момент: дети заходят в группу, садятся вокруг воспитателя.
1. Введение в игровую ситуацию.
В. : Ребята, вам приходилось когда-нибудь оставаться дома одним?
Д. : Да.
В. : Когда?
Д. : Когда мама уходила в магазин. Когда мама уходила выносить мусор.
В. : Что вы чувствовали при этом?
Д. : Я не боялся оставаться дома один. Меня много раз мама оставляла дома одну, когда уходила в магазин.
В. : Вам было страшно?
Д. : Нет.
В. : Ребята, сегодня утром мне позвонила моя очень хорошая знакомая. И рассказала мне о том, что она тоже хочет попробовать оставить свою дочку Катю одну дома. Но очень боится, чтобы с её дочкой не случилась беда.
В. : Как вы думаете, почему она так волнуется? Может, дома есть какие-то опасности? Что дома может быть опасным? (педагог внимательно выслушивает все ответы детей).
Д. : Опасными могут быть утюг, газ, нож. Катя может взять спички, зажечь огонь и случится пожар. Катя может включить газ без мамы. Катя может выйти на балкон и упасть.
В. : Ребята меня так встревожили ваши слова! Я хочу предложить вам отправиться к Кате в гости и вспомнить правила пожарной безопасности.
В. : Мы можем к Кате поехать в гости?
В. : Вы все знаете, что наш город очень большой и чтобы в нём не потеряться, необходимо знать свой домашний адрес. А все ли из вас его знают? (спросить 2-3 детей)
В. : А вы знаете адрес, по которому расположен наш детский сад?
Д. : Улица Блюхера 46А.
В. : Как вы считаете, на чём мы с вами можем поехать в гости к Кате?
Воспитатель предлагает детям посмотреть на магнитную доску. На ней картинки с изображением различных видов транспорта: наземного, водного, воздушного, подземного.
В. : На чём мы можем поехать по городу к Кате?
Д. : Мы можем поехать на машине, на автобусе, на трамвае, на троллейбусе, на маршрутном такси.
В. : Как мы назовём весь этот транспорт одним словом? (если этот транспорт ездит по городу, то он какой – городской; если этот транспорт ездит по земле, то он какой – наземный; когда мы с вами едем в транспорте, то мы кто – пассажиры, тогда транспорт какой – пассажирский)
Д. : Наземный, городской, общественный, пассажирский.
В. : Ребята, а на каком транспорте мы не сможем отправиться в путь зимой? Почему?
Д. : На водном. Потом, что все реки зимой замёрзли, покрылись льдом.
В. : Ребята, а как вы думаете, где зимой стоит водный транспорт?
Д. : На специальных стоянках.
В. : Ребята, я предлагаю вам отправиться в путь.
Физкультминутка:
Завели машину: ж - ж - ж.
(Вращения руками перед грудью.)
Накачали шину: ш - ш - ш.
(Дети изображают насос.)
Улыбнулись веселей.
И поехали скорей: тр - р - р - р.
(Вращение воображаемого руля.)
2. Игровая деятельность.
В. : Ребята, мы с вами приехали домой к Кате.
Дети оказываются в импровизированной квартире. В ней есть кухня и комната (уголок - комната, уголок - кухня).
Дети удобно располагаются вокруг столика. На столике всевозможные игрушки, а так же свечка, коробок со спичками, зажигалка, бенгальские огни, хлопушки.
В. : Ребята, посмотрите, как много Катя приготовила игрушек!
В. : Ребята, внимательно посмотрите, всеми из них можно поиграть?
В. : Дети, давайте сложим предметы, которыми нельзя играть детям в оранжевую корзину, а которыми можно в жёлтую.
Дети раскладывают предметы на две группы.
В. : Дети, что вы положили в оранжевую корзинку?
Д. : Свечки, спички, зажигалку, бенгальские огни, хлопушку.
В. : Как вы считаете, почему с ними не следует играть?
Д. : Если с ними играть, то дома может возникнуть пожар.
В. : Как назвать эти предметы одним словом?
Д. : Пожароопасные, огнеопасные.
В. : Ребята, а я вам предлагаю отгадать загадку:
Без хвоста, без рук, без ног
Этот рыженький зверёк.
Согревает, кормит, светит,
Взрослым людям - первый друг!
Если с ним играют дети -
Тут же вырвется из рук,
Расшипится, растрещится -
Уничтожит всё вокруг.
Д. : Это огонь.
В. : Правильно, ребята!
На магнитной доске расположены картинки, на которых огонь - друг и огонь - враг.
• Повар готовит еду на огне.
• Загоревшийся утюг.
• Костёр в лесу.
• Новогодняя ёлка, украшенная свечами.
• Русская печка.
• Ребёнок, пострадавший от не аккуратного обращения с электроприборами.
Воспитатель предлагает детям разделиться на пары. Каждой паре достаётся по одной карточке.
В. : Расскажите, ребята, когда огонь может быть полезен людям, а когда может быть опасен, где огонь - друг, а где огонь - враг.
Д. :
Первая пара: огонь - друг - повар не сможет приготовить еду без огня.
Вторая пара: огонь - враг - утюг оставили без присмотра, и он загорелся, в квартире может случиться пожар.
Третья пара: огонь - друг и огонь - враг - костёр развели в лесу и согрелись, оставили костёр в лесу без присмотра и загорелся лес.
Четвё ртая пара: огонь - враг - ёлку украсили свечками и она загорелась.
Пятая пара: огонь - друг - в деревне у бабушки с дедушкой в доме нет батарей и согреться они могут, только разведя огонь в печке.
В. : А у меня для вас есть ещё одна картинка. Воспитатель показывает картинку, на ней нарисован мальчик, который пострадал от не осторожного обращения с электричеством.
Как вы считаете, что случилось с мальчиком?
Д. : Мальчик сунул свои пальцы в розетку, и его ударило током.
В. : Посмотрите на свои картинки и скажите, какие опасные предметы могут нас окружать дома?
Д. : Это электрические приборы. Они работают за счёт электричества. Они тоже могут загореться, они огнеопасны. Неосторожное обращение с ними приводит к пожару.
В. : Ребята, всё запомнили? Опасными предметами играть строго запрещается!
В. : А я знаю что вы, ребята, выучили стихотворение о правилах безопасного поведения.
Ребё нок: Правил пожарных несложен урок,
Знай, выполняй их и помни, дружок!
Чтобы не было в доме беды,
Мы запомнить с тобою должны:
Чтоб пожаров и бед избежать, -
С огнём не пристало играть!
В. : Ребята, скажите, а если вдруг случилась беда, что же тогда делать?
Ребё нок: Знает каждый гражданин
Этот номер - 01.
Если к вам придёт беда,
Позвони скорей туда.
В. : Ребята, по номеру 01 мы с вами вызовем пожарных с домашнего телефона. А если у нас с вами есть только сотовый телефон, то по какому номеру мы будем звонить?
В. : Давайте мы с вами запомним единый номер для вызова служб МЧС по мобильному телефону 112. Мы поместим его в наш уголок безопасности.
В. : А сейчас я вам, ребята, предлагаю поиграть в интересную
игру - загадку.
Педагог объясняет правила игры.
В. : ребята, давайте все вместе встанем в круг (у воспитателя в руках красный воздушный шар). Я буду начинать стихотворение, а заканчивать будет тот, кому в руки попадёт воздушный шарик.
1. Где с огнём беспечны люди,
Там взовьётся в небе шар,
Там всегда грозить нам будет
Злой.
Ребё нок: пожар.
2. Раз, два, три, четыре -
У кого пожар
Ребё нок: в квартире.
3. Дым столбом поднялся вдруг.
Кто не выключил
Ребё нок: утюг.
4. Красный отблеск побежал.
Кто со спичками
Ребё нок: играл.
5. Стол и шкаф сгорели разом.
Кто сушил бельё
Ребё нок: над газом.
6. Столб огня чердак объял.
Кто там спички
Ребё нок: зажигал.
7. Пламя прыгнуло в листву.
Кто у дома жёг
Ребё нок: траву.
8. Помни, каждый гражданин,
Этот номер.
Ребё нок: 01.
9. Дым увидел - не зевай
И пожарных.
Ребё нок: вызывай.
10. Это всем должно быть ясно,
Что шутить с огнём.
Ребё нок: опасно.
В. : Молодцы, ребята!
Далее воспитатель обращает внимание детей на ёлочку, стоящую в комнате Кати. На столе лежат ёлочные шары, снежинки, фигурки Деда Мороза и Снеговика, свечки, бенгальские огни, вата.
В. : Дети, посмотрите, какая красивая ёлочка! Зачем она здесь?
Д. : Скоро праздник Новый год и на праздник наряжают ёлку.
В. : Наверное, Катя хотела нарядить её к празднику?
В. : А что нам приносит Новый год?
Д. : Радость, счастье, веселье, подарки.
В. : Сколько разных украшений. Ребята, давайте украсим ёлочку.
В. : Ребята, а что у нас осталось?
Д. : Вата, бенгальские огни, свечи, бумажные снежинки.
В. : А почему вы не нарядили ими нашу ёлочку?
Д. : Нельзя зажигать свечи на ёлке. Ёлка смолистая, она сама горит очень хорошо. Нельзя украшать ёлку бумагой, ватой и бенгальскими огнями.
В. : А вы знаете, почему ёлку не ставят на ковёр?
Д. : Прежде чем устанавливать ёлку, с пола нужно убрать ковёр. Ведь если искра попадёт на него, то он может загореться.
В. : Почему ёлочку не ставят у дверей?
Д. : Двери должны быть свободными, чтобы в случае возникновения пожара через них можно было пройти в другую комнату.
В. : Почему нельзя жечь возле ёлки бенгальские огни, хлопушки?
Д. : Это следует делать на улице, лучше подальше от жилых домов. Бывают случаи, что горящий кусочек хлопушки залетает на балкон. И если там хранятся старые вещи, они могут загореться и стать причиной пожара.
В. : Надеюсь, ребята, навсегда запомнили, как правильно украшать ёлку и как вести себя возле наряженной ёлки, чтобы не случилось пожара! (Выйти на середину группы.)
В. : Ребята, а вы сможете найти в группе предметы, которыми можно быстро потушить огонь до приезда пожарных?
В. : Сделать вывод о том, можно огонь залить водой из лейки, можно посыпать песком или землёй из цветочных горшков, можно накрыть одеялом и потопать ногами. Тем самым мы перекроем доступ кислорода и огонь погаснет. Но, ни в коем случае, нельзя открывать окна при пожаре, а то, пламя разгорится ещё сильнее.
В. : А сейчас вам я предлагаю новую игру.
Игра: " Кто быстрей".
Многие из вас помнят стихотворение С. Я. Маршака:
Тили - тили - тили - бом!
Загорелся кошкин дом.
Кошка выскочила,
Глаза выпучила,
Бежит курица с ведром,
Заливает кошкин дом.
Попробуем и мы потушить пожар ведёрками с водой.
В. : Рассчитайтесь по порядку: первый (первая, второй (вторая, третий (третья, четвёртый (четвёртая, пятый (пятая).
Задание: Ребята, давайте разделимся на две команды, по цепочке будем передавать ведёрки с водой и выливать воду в тазик. Первый подаёт ведёрки с водой, последний выливает. Какая команда быстрей перенесёт всю воду – та и победила.
В. : Молодцы, ребята, вы очень дружные и смелые!
В. : А нам, дети, пора в детский сад возвращаться!
Знают все: без огня
Не проживём мы ни одного дня!
При огне, как при солнце, светло!
При огне и зимою тепло!
Но когда мы небрежны с огнём,
Он становиться нашим врагом!
Дети отправляются в детский сад со словами:
Руки в стороны - в полёт
Отправляем самолёт,
Левое крыло вперёд,
Правое крыло вперёд,
Раз, два, три, четыре -
Полетел наш самолёт.
В. : Ребята, мы с вами сказали, что нельзя украшать ёлку разноцветными восковыми свечами. Но с помощью свечки можно сделать подарок для своих родных и друзей.
Рисование в технике "воскография".
В. : Для этого нам понадобится белый лист бумаги, небольшая свеча, кусочек поролона и краски.
Педагог готовит для детей лист белой бумаги с изображением дерева и еловой веточки. Дети прорисовывают свечой ствол и ветки. Далее воспитатель просит взять детей поролон, обмакнуть в жидкую краску, закрасить равномерно весь лист бумаги. В результате, заранее нарисованный контур дерева, остаётся не закрашенным.
В. : Посмотрите, ребята, какое красивое зимнее дерево и еловая веточка у нас с вами получились!
Как вы думаете, почему те места, где мы с вами рисовали восковой свечкой, остались, не закрашены краской?
В. : А я вам раскрою маленький секрет о том, что воск отталкивает воду.
Мы с вами, ребята, после занятия сможем ещё порисовать свечами, и каждый из вас сделает для мамы и папы подарок к празднику (воспитатель размещает восковые свечи в уголок опытнической деятельности).
3. Итог занятия.
В. : Наши с вами замечательные работы мы оставим на столе сушить. А я предлагаю вам присесть на стульчики.
Вы, ребята, сегодня меня очень порадовали, теперь я за вас уверена, вы отлично знаете и соблюдаете правила пожарной безопасности.