Елена Старостенко
Конспект НОД в старшей группе «Весёлая ярмарка по народным промыслам»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Весёлая ярмарка»
Образовательная область: Социально- коммуникативное развитие.
Цель: формирование представлений детей о ярмарке, как о русской народной традиции, знакомство с видами народно-прикладного искусства и их характерными особенностями.
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Конспект НОД в старшей группе „Весёлая ярмарка по народным промыслам“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Старшая группа
- Темочки
• Формировать представления детей о ярмарке, как народном гулянии, понимание сути праздника, его культурные особенности;
• Познакомить с историей возникновения хохломской, гжельской и дымковской росписи и появлением матрёшки в России;
• Расширять представления детей о русских народных промыслах; приобщать к традициям народной культуры;
• Закрепить математические представления;
• Расширять и активизировать словарный запас детей.
Воспитательные:
• Воспитывать интерес к культуре русского народа;
• Воспитывать чувство патриотизма;
• Прививать любовь и бережное отношение к произведениям русских мастеров.
Развивающие:
• Развивать познавательный интерес, словесно-логическое мышление, воображение, связную и диалогическую речь, внимание, память.
• Развивать у детей творческие способности в технике нетрадиционного рисования, методом «примакивания»;
• Вызывать положительные эмоции, развивать музыкальный вкус.
Оборудование:
Ноутбук, русский национальный женский наряд (головной убор-платок с красивым рисунком, сарафан) для воспитателя, обруч с разноцветными атласными лентами для игры «Карусель», «волшебные ворота», изделия русских народных промыслов : деревянная посуда с хохломской росписью, предметы гжельской керамики, дымковские игрушки, силуэтные заготовки дымковских игрушек из белого картона, гуашь, влажные салфетки, матрёшки, дидактическая игра «Собери посуду, презентация «Ярмарка», песня «Незабудковая Гжель» в исполнении Надежды Филатовой, р. н. песня: «Золотая ярмарка» в исполнении Л. Николаевой и ансамбля «Русская душа», музыкальные игры: «Золотые ворота», «Карусель», матрёшки на магнитах, леденцы-петушки.
Предварительная работа: Знакомство детей с русскими народными промыслами : «Хохлома», «Дымково», «Гжель». Рассматривание игрушки «Матрешка», иллюстраций, альбомов, посуды, игрушек. Работа с раскрасками, беседы с детьми о русских народных традициях, знакомство детей с русской народной игрой «Карусель», «Золотые ворота».
Работа с родителями: обращение к родителям с просьбой выучить с детьми стихи о русских народных промыслах.
Ход:
(Негромко звучит музыка, дети входят в зал).
Воспитатель: - Я всех приветствую гостей
И любознательных детей.
Сегодня с вами буду я-
Хозяйка ярмарки, друзья.
-Зову на ярмарку вас всех,
Где много сказочных чудес!
Ребята, а вы знаете, что такое ярмарка? (ответы детей)
Сейчас сами всё увидите…
Показ презентации.
С давних пор у русского народа был обычай – устраивать весёлые ярмарки, на которые съезжались народные умельцы, мастера со своими товарами.
Ярмарка – это такое место, где больше всего народу собиралось.
На ярмарках не только торговали и покупали, но и веселились: песни пели, плясали, силой мерялись, ремеслом хвалились, подарки дарили,
Катались на каруселях и качелях.
Ребята, посмотрите, как нарядно одет народ.
Ярмарка была ярким событием, шумным всеобщим праздником.
Народная мудрость гласит : любая душа празднику рада!
-Ребята, а вы бы хотели попасть на такую ярмарку?
Тогда я приглашаю вас на ярмарку весёлую да удалую, на смекалку русскую посмотреть, да себя показать.
(дети проходят через ворота)
хороводная игра: «Золотые ворота»
- Вот и пришли мы с вами на ярмарку! Но ярмарка у нас не простая. Хотите узнать, какой товар продаётся? Тогда нужно проявить смекалку и отгадать загадки. Согласны?
(Подходим к первому прилавку).
1 загадка.
Эти яркие сестрички,
Дружно спрятали косички
И живут семьёй одной.
Только старшую открой
В ней сидит сестра другая
В той ещё сестра меньшая.
доберёшься ты до крошки,
Эти девицы -… (матрёшки).
Матрешка – не простая кукла. У нее есть один секрет. В чем секрет матрёшки? (Если её открыть, покажется вторая куколка, поменьше)
-Оказывается, ребята, Матрёшке очень много лет.
Сто лет назад в Россию привезли маленькую куколку, внутри которой было ещё несколько таких же куколок, но меньшего размера. Игрушка очень понравилась детям и взрослым и через некоторое время у нас в России стали изготавливать матрёшек. Вскоре матрёшка стала символом России.
-Чем отличаются матрёшки? Какие краски использовал мастер?
-Как можно играть с матрёшкой? (разбирать и собирать)
-Давайте посчитаем, сколько сестричек спрятано в большой матрёшке? (прямой и обратный счёт)
- А сейчас пришла пора отгадать вторую загадку.
-Подходите, да посмотрите, какие здесь товары собраны!
2 загадка:
Фарфоровые чашки, подсвечники, часы,
Животные и птицы невиданной красы.
Голубизну небесную, что сердцу так мила,
Кисть мастера на чашечку легко перенесла.
Деревня в Подмосковье прославилась теперь,
Известно всем в народе её названье….(Гжель).
Сейчас я вам расскажу сине-голубую сказку.
«Сине-голубая сказка»
В некотором царстве, в некотором государстве, недалеко от Москвы стоит деревенька Гжель. Давным-давно жили там смелые да умелые весёлые мастера. Собрались они однажды и стали думу думать, как бы им мастерство своё показать да людей порадовать, край свой прославить. Думали- думали и придумали. Нашли они в сторонушке глину чудесную, белую- белую и решили лепить из неё разную посуду, и расписывать её синей краской разных оттенков. Сами гжельские жители любили говорить, что небо у них, как нигде в России, синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. Рисовали на посуде узоры из цветов, капельки, полоски, сеточки. Стал каждый мастер своё умение показывать. Один мастер чайник слепил необычный, другой чашку, третий сахарницу. Гжельские мастера большие фантазёры. Кроме посуды они лепили животных и птиц. Даже часы в Гжели делают.
-Понравилась вам сказка, ребята?
- О каком народном промысле эта сказка?
Гжельская посуда очень хрупкая. Она легко бьётся. Вот и я была неловкой и разбила свой сервиз. Может, вы мне поможете снова собрать его?
(Дети собирают из разрезных картинок целую)
Дидактическая игра «Собери посуду»
- Молодцы, ребята, спасибо вам, что помогли мне. А теперь, пойдём – ка дальше по базару посмотреть кое-какого товару.
Загадка 3. Ветка плавно изогнулась
И колечком завернулась,
Рядом с листиком трёхпалым,
Земляника цветом алым,
Засияла, поднялась, ярким соком налилась,
А трава как бахрома. Что же это? (Хохлома)
Из чего сделана эта посуда? (Из дерева,
Значит она какая? (деревянная)
-Полюбуйтесь, ребята, как красиво расписывали хохломские мастера ягодки, листочки, завиточки. Такой рисунок называется природный орнамент. Нравится?
Есть такая красивая легенда:
«Давным-давно поселился в лесу за Волгой мужичок - умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил, деревянную посуду вырезал. Варил себе пшённую кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела к его порогу Жар-птица. Мужичок и её угостил. Жар-птица задела крылом чашку с кашей и стала она золотой».
- Это, конечно легенда. А на самом деле производство хохломской посуды дело очень нелёгкое. Много труда нужно вложить в каждое изделие. Красиво отделанная ложка или ковш считались настоящим подарком. Любили мастера свои изделия и ласково их называли.
Предлагаю вам, как и хохломские мастера, назвать ласково посуду.
д/игра «Назови ласково»
(Чашка, ложка, миска, ваза, ковш, блюдо)
Молодцы, ребята!
А теперь мы отправляемся дальше по нашей ярмарке, и я предлагаю вам отгадать следующую загадку.
4. Веселая белая глина,
Кружочки, полоски на ней,
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней.
Кормилицы и водоноски,
И всадники и ребятня,
Собаки, гусары и рыбки,
А ну, отгадайте, кто я? (Дымковская игрушка)
Послушайте удивительную историю.
Далеко, далеко в одном селе жили люди. Когда на улице было холодно, и зимний мороз сковывал землю, в домах затапливались печи, и из труб домов валил дым, да так что ничего не было видно, один дым. Вот и назвали то село Дымково. Жили в том селе люди, которые лепили из глины дымковские игрушки.
Дымковские игрушки очень красивые. Простой, казалось бы, узор, но отвести не в силах взор.
- Расскажите, какой узор на игрушках? (полоски клеточки, кружочки) Какие цвета использует мастер? На что похож узор?
-Сейчас и мы с вами сейчас побудем в роли дымковских мастеров и раскрасим разные рисунки дымковских изделий.
(дети дорисовывают заготовки дымковских изделий пальчиками, звучит тихая музыка).
-Ребята, а знаете, что ещё люди на ярмарке делали?
Они не только покупали и продавали товары, но ещё и веселились.
Я приглашаю вас покататься на каруселях.
Русская народная игра «Карусель»
Понравилось вам кататься на карусели?
-Ребята, к последнему прилавку подойдите,
На товары посмотрите!
(ширма «Народные промыслы»)
(Дети называют народные промыслы)
Эти вещи нынче в гости к нам пришли!
Чтоб поведать нам секреты древней, чудной красоты!
Чтоб ввести нас в мир России, В мир преданий и добра!
Чтоб сказать, что есть в России
Чудо-люди - мастера!
- Ребята, а где же мы сегодня побывали? Что видели? Что делали?
(Ответы детей)
-Понравилось вам на ярмарке?
-Запомнили изделия, каких мастеров мы видели?
– Уходя с ярмарки, я хочу подарить вам подарки на память о нашей встрече.
(магниты-матрёшки, ярмарочные петушки)
Угощайтесь!
Вот и солнце закатилось,
Наша ярмарка закрылась!
Спасибо торговому люду
За товар отличный
Наш, не заграничный.
Спасибо гостям за терпение,
А ребятам за умение!
- До свидания!
(Звучит музыка, дети уходят из зала)