Гульмира Кулушева
Конспект НОД в старшей группе по речевому развитию «Путешествие в космос»
▼ Скачать
Тема: Путешествие в космос.
Образовательная область: речевое развитие
Раздел: развитие речи
Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, словесные, наглядно-действенные (демонстрация, иллюстрация).
Публикация «Конспект НОД в старшей группе по речевому развитию „Путешествие в космос“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Предварительная работа: словесные игры, дидактические игры, настольно - печатные игры, малоподвижные игры, занятия по развитию речи, продуктивная деятельность, индивидуальная работа с детьми, чтение русских народных сказок, беседы о Ю. Гагарине, о космосе.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Цель: систематизировать знания, умения, представления детей по речевому развитию.
Задачи:
Образовательная:
Упражнять в делении слов на слоги, выполнять звуковой анализ слов; закреплять умение детей образовывать имена прилагательные от имен существительных; продолжать учить составлять синквейн по заданной теме; подбирать родственные слова.
Развивающая :
Расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх; отвечать на вопрос воспитателя полным ответом, развивать мышление, внимание, память.
Воспитательная:
Создать хорошее настроение, воспитывать аккуратность, доброту, взаимовыручку, отзывчивость, чувство товарищества, умение слушать воспитателя и товарищей, желание и умение работать в коллективе.
Материалы и оборудование:
Презентация (мультимедиа, картинки, фишки - схема для синквейна, мяч, сундук со сладостями.
Ход занятия:
I. Орг. момент.
Воспитатель: – Ребята, к нам сегодня на занятие пришло много гостей. Давайте с ними поздороваемся. (ответы детей)
II. Эмоциональная настройка.
– Ребята, какое у вас сегодня настроение?
(ответы детей)
– Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение.
Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты – мой друг.
Крепче за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
III. Беседа о времени года.
– Ребята, какое время года наступило? (ответы детей)
– Весна какая? (ответы детей)
– Какие весенние месяцы вы знаете? (ответы детей)
IV. Постановка учебной задачи.
– Какой праздник отмечает вся страна 12 апреля? (ответы детей)
- А в этом году исполняется 60 лет со дня первого полёта человека в космос. Кто был этим первым космонавтом? (ответы детей) Правильно, Юрий Алексеевич Гагарин. 12 апреля 1961 году он совершил полет в космос на космическом корабле «Восток»
- Сегодня у нас будет необычное занятие. Жители планеты Грамотейка – грамотейцы давно наблюдали за тем, как вы хорошо занимаетесь. Они приготовили для вас подарки, которые лежат в сундучке. Но сундука похитили космические пираты. Они вернут вам его, если вы пройдете все испытания! Готовы? Тогда вперед!
- Чтобы узнать, на чём мы отправимся в путь, нам нужно отгадаем загадку.
До Луны не может птица
Долететь и прилуниться.
Но зато умеет это
Делать быстрая … ракета
– Правильно, ребята, мы полетим на ракете. Чтобы давать чёткие ответы, нам надо потренировать язычки.
V. Артикуляционная гимнастика (выполняется хором).
Чу – чу – чу, в космос полететь хочу.
Им – им – им, на ракете полетим.
Ды – ды – ды, долетим мы до звезды.
Ой – ой – ой, затем вернёмся мы домой.
VI. Игра «Образуй прилагательные от существительных»
– Нам нужно занять свои места, а для этого вам надо образовать от слов, отвечающих на вопрос что? слова, отвечающие на вопрос какой?
Весна – весенний, дождь – дождливый, звезда – звездный, туман – туманный, солнце – солнечный, луна – лунный, ночь – ночной, лето – летний, дерево – деревянный, стекло – стеклянный, бумага – бумажный, золото – золотой, серебро – серебряный, соль – солёный, холод – холодный, лес – лесной, снег – снежный, книга – книжный.
VII. Звуковой анализ слов.
– Молодцы, все справились с заданием, заняли свои места, приготовились к старту. Что такое? Наша ракета не может взлететь, космические пираты повредили пароль. Отгадав загадку, мы узнаем пароль нашего космического корабля :
Освещает ночью путь,
Звездам не дает заснуть.
Пусть все спят, ей не до сна,
В небе светит нам… (Луна)
- Чтобы запустить нашу ракету, нам нужно выполнить звуковой анализ слова Луна.
- Первый звук в слове луна?
- Какой это звук?
Второй звук в слове луна? И т. д.
– Молодцы, и с этим заданием вы справились! Наша ракета теперь в порядке, можем отправляться в полёт. (Звук запуска ракеты).
VIII. Деление слов на слоги.
– На нашем пути три планеты – «Слогознайки». На первой планете живут слова, состоящие из одного слога, на второй планете – состоящие из двух слогов, на третьей планете – состоящие из трёх слогов. Космические пираты напугали всех жителей, и они сбежали со своих планет, давайте поможем им вернуться домой. У вас на столах картинки. Посмотрите на них внимательно и произнесите эти слова, определите количество слогов в этих словах.
Кот, слон, кит, волк, Эти слова состоят из одного слога
Лиса, кошка, заяц, коза. Эти слова состоят из двух слогов.
Курица, колобок, корова, лошадка. Эти слова состоят из трёх слогов.
– Молодцы, помогли словам вернуться домой.
- Давайте немного отдохнем.
Физкультминутка.
В небе ясном солнце светит, (дети делают круг руками)
Космонавт летит в ракете. (наклоны в стороны)
А внизу леса, поля – (наклоны вперёд)
Расстилается земля. (дети разводят руки в стороны)
– А мы отправляемся дальше. На нашем пути … отгадайте что.
Всё комета облетела,
Всё на небе осмотрела.
Видит, в космосе нора –
Это чёрная…
Дыра.
VII. Синквейн
– Чтобы нас не затянуло в эту дыру, давайте выполним следующее задание. Нам нужно составить синквейн. А на какую тему, вы должны отгадать:
Кто живёт на небе чистом,
Называется лучистым?
Греет, светит, глазки «слепит»,
Его очень любят дети. (солнце)
- Что такое синквейн? (это нерифмованное стихотворение)
-На первой строчке, что у нас будет? (солнце) Что это? (слово-предмет)
- На какой вопрос отвечает слово солнце? (что). Почему (неживое, неодушевленное)
- Какие слова у нас будут на второй строке? (слова - признаки, слова – описание) На какие вопросы отвечают слова - описания? (какой? какая? какие)
- На третьей строке, какие слова мы будем подбирать? (слова – действия). На какие вопросы отвечают? (что делать? что сделать)
- На четвертой строке, что мы должны составить? (предложение)
- А на пятой строке мы должны подобрать обобщающее слово.
– Молодцы, ребята! Отлично справились с этим заданием. Благополучно пролетели мимо чёрной дыры. Отправляемся дальше!
IX. Подбор родственных слов.
– На нашем пути следующее испытание.
Рассыпалось к ночи зерно,
Глянули утром – нет ничего.
Звёзды.
X. Гимнастика для глаз
– Давайте выполним гимнастику для наших глаз.
– А теперь подберите родственные слова к слову звезда. (ответы детей)
– Что такое родственные слова? (ответы детей)
– Молодцы! Вы справились со всеми испытаниями!
- Космические пираты прислали нам QRкод – подсказку. С помощью этого QRкода мы и узнаем, где спрятан сундучок с подарками, которые приготовили для вас Грамотейцы!
- Вот какие гостинцы приготовили для вас Грамотейцы!
- А теперь нам пора возвращаться домой. Закройте глаза и скажите волшебные слова:
– Из полёта возвратились
И на Землю приземлились.
XII. Подведение итогов.
– Вот мы и вернулись домой. Сегодня мы с вами совершили увлекательное путешествие по космосу и получили гостинцы от Грамотейцев. Вам понравилось путешествие? Что больше всего понравилось делать? А что вызвало затруднение?
- А сейчас, предлагаю вам оценить свою работу. Тот, кто считает, что полностью справился со всеми заданиями – пусть возьмет солнышко, а тот, кому было очень трудно выполнять задания, тот, кто испытывал трудности – тучки.
- За отличное прохождение всех испытаний от космических пиратов, я вас награждаю медалями настоящих космонавтов!
– На этом наше путешествие подошло к концу! Попрощайтесь с гостями.
– До свидания.