Люба Буранова
Конспект НОД в старшей группе по речевому развитию на тему «Пересказ произведения Н. Н. Носова «На горке»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по речевому развитию на тему : «Пересказ произведения Н. Н. Носова «На горке»
Цель: формирование умения у детей старшего дошкольного возраста составлять связный рассказ по опорным схемам при пересказе литературного произведения.
Задачи:
Образовательные:
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Носов Н.Н.
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Чтение, детская литература
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2023
- познакомить детей со способом пересказа рассказа Н. Н. Носова «На горке» с использованием опорных схем;
- познакомить со способом создания опорных схем;
- упражнять в подборе прилагательных к существительным.
Развивающие :
- развивать речь через умение усваивать последовательность развития сюжета, ответов на вопросы полным предложением.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к труду людей, умение внимательно слушать рассказ, высказываться по очереди, не перебивая друг друга.
Словарная работа:
- активизировать словарь по лексической теме «Зима»;
- обогащать словарь: фанерка, дворницкая, схемы.
Интеграция областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое.
Методы и приемы: чтение рассказа, беседа, вопросы, указания по работе со схемами, пересказ, анализ рассказа, физ. минутка, динамическая пауза.
Предварительная работа:
Наблюдение в зимний период, составление рассказов на тему : «Зима», «Зимние забавы», рассматривание картинок на тему «Зимние забавы».
Материалы и оборудование:
2 конверта (1 с письмом от Незнайки, фланелеграф, ватные диски, сюжетные картинки к рассказу Н. Носова «На горке», книжки-малышки, карандаши простые.
Ход НОД
Организационный момент.
Воспитатель приглашает детей. Здороваются с гостями. Стук в дверь - приносят письмо от почтальона.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, письмо принесли. Написано «От Незнайки» (Дети распечатывают конверт с письмом)
Дети: давайте прочитаем.
Воспитатель читает письмо от Незнайки.
Незнайка: - У нас зима наступила, снегу намело много, все играют, горки строят, катаются на коньках, истории разные рассказывают, а я не умею ни строить, ни кататься, и историй никаких не знаю.
Воспитатель: - А какие зимние забавы вы знаете? (Дети перечисляют)
Воспитатель: - Ребята, а вы любите кататься с горки?
Дети: - да.
Воспитатель: - А из чего строим горку?
Дети: - из снега.
Игра «Какая?» (подбор однородных определений к словам).
Воспитатель: - Ребята, горку можно строить не только из снега, но даже из слов. Давайте попробуем. Я буду задавать вам вопрос, вы правильно отвечаете, берете «снежок» (ватный диск) и строите горку. Посмотрим, насколько высокая горка у нас получится.
Начинаем:
ЗИМА (какая) – снежная, суровая, морозная, веселая, красивая, нарядная, холодная, вьюжная …
СНЕГ (какой) – пушистый, белый, легкий, мягкий, холодный, колючий, рассыпчатый, липкий, искристый, хрустящий, серебристый, мокрый …
НАСТРОЕНИЕ (какое) – веселое, радостное, праздничное, грустное, хорошее, прекрасное, плохое …
ЛЕД (какой) – тяжелый, прозрачный, холодный…
Воспитатель: - Молодцы, назвали много разных слов и поэтому горка получилась высокая. А я еще вспомнила игру.
Динамическая пауза (на удмуртском) :
Гурезьын вылын лымы, лымы, (Поднимают руки вверх)
Гурезь улын но трос лымы, (Приседают)
Кыз вылын лымы, лымы, (Показывают ветки ёлки)
Кыз котыр лымы, лымы (Повороты в стороны)
Нош улаз изе гондыр (Изображают медведя)
Шыпытак ми кошкомы. (Уходят тихо)
Мотивация. Чтение рассказа Н. Носова «На горке»
Воспитатель: - Ребята, Незнайка еще писал, что не знает историй никаких о зимних забавах, а я вот хочу вам одну историю рассказать (прочитать, ее написал детский писатель, который придумал нашего Незнайку - Николай Николаевич Носов. Он писал поучительные рассказы о детях, об их забавах и проказах. Вот одна из его историй о том, как дети строили горку. Хотите узнать, что произошло на горке? (Чтение)
Проведение физ. минутки (давайте и мы немного поиграем) :
Сегодня из снежного мокрого кома (идут по кругу, «катят» перед собой)
Мы снежную бабу слепили у дома (воображаемый ком)
Стоит наша баба у самых ворот (рисуют руками три кома, начиная с маленького)
Никто не проедет, никто не пройдет (грозят указательным пальцем сначала правой руки, потом левой)
Знакома она уже всей детворе (Идут по кругу)
А Жучка все лает: «Чужой во дворе!» («лают»)
Беседа по содержанию
- А теперь скажите, вам рассказ понравился?
- Дети трудились весь день, строили горку, старались. Какие это дети? (трудолюбивые). Правильно, трудолюбивые, т. е. любят труд.
- Какие предметы пригодились ребятам для постройки снежной горки (лопатки, фанерки).
- А помогал ли ребятам Котька? Почему? Каким был Котька? А что делал Котька, пока ребята трудились?
- Откуда таскал Котька песок? (Из ящика).
- Правильно. Котька взял фанерку, т. е. дощечку и покатил к дворницкой. Дворницкая - это помещение, где дворник хранит лопаты.
- Честно ли поступил Котька?
- Какое настроение было у ребят, когда они увидели, что горка посыпана песком? (Расстроенное, грустное, унылое).
- Как дети исправили эту ошибку? (Засыпали песок снегом и опять полили водой)
- Как вы думаете, какой водой поливали горку дети (Холодной)
- Как вы думаете, что бы могло случиться, если бы они полили её горячей водой?
Воспитатель: Ребята, кого в этом рассказе можно назвать добрым?
Дети: Ребят.
Воспитатель: Почему?
Дети: Ребята не перестали дружить с Котькой, даже предложили вместе снова строить горку.
Воспитатель: - Ребята, чему нас научил рассказ Николая Носова «На горке»? (Быть трудолюбивыми, ценить и уважать чужой труд, помогать друг другу, быть дружными)
Воспитатель: Как вы думаете, Незнайке бы эта история понравилась? (Да) Как же мы можем ему ее рассказать? Отправить? Конверт то небольшой.
Дети: Мы можем сами зарисовать их в книжку-малышку.
Воспитатель: Точно, а я даже знаю, как это быстро сделать – при помощи схем. (Обсуждение составления схем, показ, зарисовка детьми)
Пересказ 1 ребенка по изготовленным схемам. Анализ пересказа сверстника.
Подведение итогов НОД
Мотивация к действию: подарим Незнайке одну из наших книг, а остальные можете подарить гостям, чтобы они тоже могли рассказать эту историю своим друзьям.
Воспитатель: Спасибо вам, ребята, за помощь. Как думаете, у Незнайки еще будут проблемы с постройкой горки. (Нет) Мне тоже так кажется. ( Запечатываем конверт с книжкой и подписываем: Незнайке в Цветочный город)