Надежда Николаевна Конорева
Конспект НОД по правовому воспитанию «Путешествие в сказочную страну» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание
Цель: Довести до сознания детей, что каждый человек имеет право на жизнь и здоровое развитие, государство заботиться об охране жизни.
Образовательные задачи:
- обобщать знания детей об их гражданских правах и обязанностях;
- закреплять представления детей о благополучной дружной семье;
- дать детям представления о важности права на имя;
- довести до сознания детей идею значимости, неповторимости, уникальности каждого человека.
Публикация «Конспект НОД по правовому воспитанию „Путешествие в сказочную страну“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Права ребенка. Конспекты занятий по правовому воспитанию
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Старшая группа
- Темочки
Развивающие задачи:
- способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений;
- развивать в детях уверенность в себе и своих возможностях;
- развивать умение слушать и отвечать на вопросы воспитателя.
Воспитательные задачи :
- воспитывать уважение к правам и обязанностям каждого человека;
- прививать веру, любовь и доброе отношение детей к окружающим;
- содействовать дальнейшему развитию общения между ровесниками, оптимизации взаимоотношений в группе.
Предварительная работа
1. Знакомство с «Конвенцией…» – специальным документом о правах ребёнка;
2. Чтение русских народных сказок,
3. Разучивание пословиц, стихов, поговорок;
4. Изготовления альбома – «Моя любимая семья»;
5. Рисование на тему: «Моя семья»;
Ход занятия:
Дети заходят в зал:
Воспитатель : Ребята, давайте возьмемся за руки, сделаем глубокий вдох. (Дети встают в круг, делают два-три глубоких вдоха, произносят слова и выполняют движения.)
В небо солнышко взошло (поднимают руки- вдох)
И всем улыбнулось. (опускают руки- выдох)
Нам вдруг стало хорошо (поднимают руки- вдох)
И больше не взгрустнулось! (опускают руки –выдох).
Воспитатель : Ой, смотрите ребята? Что это лежит у нас на окне?
Воспитатель показывает детям письмо:
- Кто-то бросил мне в окошко,
Посмотрите, – письмецо.
Может, это лучик солнца,
Что щекочет мне лицо?
Может, это воробьишко,
Пролетая, обронил?
Может, кот письмо, как мышку
На окошко заманил?
- От кого же это письмо? Адресовано детям старшей группы «Родничок», обратный адрес «Сказочная страна». Давайте поскорее откроем конверт и почитаем его.
Текст письма
«Здравствуйте, дорогие ребята! Это я, Красная Шапочка, обращаюсь к вам за помощью. В нашей сказочной стране случилась беда. Озорник ветер сорвал с цветка «счастья» все лепестки, на которых были записаны права маленьких жителей нашей страны. И теперь наши права постоянно нарушаются. Ребята, может быть, вы попробуете отыскать заветные лепестки? Мы будем вам очень благодарны!
Ваша Красная Шапочка».
- Ну что, ребята, поможем Красной Шапочке и ее друзьям отыскать заветные лепестки с правами жителей сказочной страны?
Дети: Да
Воспитатель :
Но для того чтобы их найти, вы сами должны очень хорошо знать эти права. Вы уверены в себе?
Ответы детей.
- Тогда пора отправляться в сказочную страну, где сбываются все мечты и случаются самые необыкновенные чудеса!
Ребенок:
- А как же мы туда попадем?
Воспитатель :
- А вы забыли про наш волшебный зонтик, который нам подарила Фея, когда мы уже летали к ней в гости?
- Вот с помощью него мы и отправимся в путешествие. Вставайте друг к другу плотнее – полетели.
(Воспитатель стоит в центре с большим раскрытым зонтом, дети вокруг плотным кольцом. Звучит музыка, имитирующая звук ветра).
Воспитатель : Ну, вот мы и оказались в сказочной стране!
- Ребята, времени у нас не так много, так что за дело!
Посмотрите, тут волшебный сундучок, загляну я в него, может он нам подскажет, как найти лепестки?
На магнитную доску размещаются сюжеты из сказок «Красная шапочка», «Три поросенка», «Волк и семеро козлят»)
Воспитатель :
- Ребята, какое право нарушено в этих сказках?
Дети:
- Право на жизнь.
В каких еще сказках нарушается это право?
Ответы детей
Воспитатель : Правильно!
- Вот вы и заработали первую подсказку оранжевого цвета.
(Достает из сундука подсказку, читает: «лепесток оранжевого цвета находится в полянке из воздушных шаров»)
Давайте ее найдем.
На магнитную доску крепится лепесток оранжевого цвета.
Воспитатель : Ребята, у меня в руках карточки с одной буквой (достает карточки с буквой «Я» (7шт.). Ребята, назовите какая это буква? (по одной выкладывает на магнитную доску).
Дети: Это буква «Я».
Воспитатель : Давайте, посчитаем сколько букв «Я»?
Дети считают.
Воспитатель : Всё верно, семь!
Это слово каждый знает
Ни за что не променяет.
К цифре «семь», добавлю- «Я» ,
Что получится?
Дети: Семья!
Воспитатель : Расскажите мне, что это за право?
Ребенок: Каждый ребенок имеет право на семью.
Воспитатель : В каждой семье все должны любить и уважать друг друга, взрослые заботиться о маленьких.
Сейчас, я предлагаю вам почувствовать, как это приятно о ком-то заботиться и какая это ответственность.
Психогимнастика «Согрей котенка».
Воспитатель : Ребята, встаньте, пожалуйста. Представьте, что вы подобрали на улице маленького котенка. На улице очень холодно, идет снег. Ваш котенок очень замерз и дрожит от холода! Возьмите его на ручки - в ладошки! Чтобы его согреть подышите в ладони (пауза). Прижмите его к груди… А теперь, посмотрите на вашего котенка, согрелся ли он? Посмотрите на него с нежностью и любовью. Улыбнитесь ему и, он улыбнется вам в ответ! А теперь, отпустите! Посмотрите, он побежал домой к своей семье.
Вот и мы с вами подарили свою любовь, тепло и ласку маленькому котенку. Он согрелся и убежал к маме.
Ведь как хорошо, когда у каждого есть своя семья, где любят, ждут, заботятся, приходят на помощь.
Очень хочется, чтобы и вы ценили своих близких, никогда их не огорчали, заботились о них, так же, как они заботятся о вас.
- Ребята, вспомните сказки, в которых нарушается право героев на воспитание в семье?
( Ответы детей: «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Гуси - лебеди»)
Воспитатель :
Следующая подсказка : «Лепесток синего цвета находится в избушке»
Крепят синий лепесток.
(воспитатель на магнитную доску крепит карточки с изображением героев с подписанными именами: Кот Леопольд, крокодил Гена и Чебурашка. А собачка без имени)
Воспитатель : Ребята, вы узнали этих героев?
Дети: Да, это кот Леопольд и крокодил Гена с Чебурашкой.
Воспитатель : Все верно, а это ребята, кто? Посмотрите, у него нет имени! Это правильно?
Дети: Нет!
Воспитатель : правильно ребята, каждый герой, каждый человек должен иметь свое имя! Ребята, а кто дает нам имя?
Дети: мамы и папы….
Воспитатель : правильно, скажите, а какое право нарушено?
Дети: Право на имя!
Воспитатель : Все верно! Знакомство с каждым ребенком или взрослым начинается с вопроса: «Как тебя зовут?». Ребята, я предлагаю нам поиграть в игру «Шляпа знакомств». Каждому из вас, я буду примерять вот эту шляпку, а вы должны представиться, назвав свое имя и фамилию.
(Дети по очереди называют сою фамилию и имя).
Вот мы и заработали подсказку розового цвета, лепесток находится в сказочном лесу.
Крепят розовый лепесток на магнитную доску.
Педагог размещает на магнитную доску картинку с доктором Айболитом.
Воспитатель : Что это за сказочный персонаж?
Ответ детей: доктор Айболит
Воспитатель : Кто такой доктор или врач? А как называется врач, который лечит зверей?
Дети:
- Ветеринар.
Воспитатель : О каком праве мы говорим?
Дети:
- О праве на медицинское обслуживание.
Воспитатель :
- Молодцы, а вы знаете самое главное правило про домашнюю аптечку?
Детям ни в коем случае нельзя принимать лекарства самостоятельно, даже одна таблетка, принятая не по назначению, может нанести здоровью большой вред. Лучше всего не простужаться и не болеть. А что для этого нужно делать?
Дети:
- Одеваться по погоде, правильно питаться, принимать витамины, не есть снег зимой, не сосать сосульки, правильно питаться, гулять на свежем воздухе, делать зарядку.
А вот и новая подсказка «Лепесток желтого цвета находится под пенечком»
(Дети находят и крепят лепесток желтого цвета.)
Из сундука педагог достает картинки с изображением двуглавого орла и флага РФ, прикрепляет на магнитную доску.
Воспитатель : Что здесь изображено?
Дети: герб РФ и Флаг.
Воспитатель : Ребята, как называется страна, в которой вы живете?
Ответы детей.
Воспитатель : Ребята, раз вы живете в России, значит вы?
Дети:
- Россияне.
Воспитатель : Значит, какое право вы все имеете, живя в России?
Дети:
- Право на гражданство.
Воспитатель :
- Правильно, вы все являетесь гражданами Российской Федерации, а жители сказочной страны являются гражданами страны Детства, у них тоже есть такое право. Вот мы и отыскали вторую подсказку.
(Достает из сундука подсказку лепесток красного цвета, читает: «Лепесток красного цвета находится под красным цветком»
Педагог крепит лепесток на магнитную доску.
Из сундука на магнитную доску крепятся картинки Незнайки и Буратино.
Воспитатель : Как вы думаете, ребята, о каком праве мы будем говорить с вами сейчас?
Дети: О праве на образование.
Воспитатель : Вспомните, по какой причине они все время попадали в неприятные истории?
Дети: Не хотели учиться, считали себя самыми умными, не слушали советов товарищей…
Воспитатель : Молодцы. Давайте поиграем в игру «Восстанови пословицу».
Игра «Восстанови пословицу»
(Игра с мячом в кругу)
Воспитатель начинает пословицу, дети должны ее закончить.
Воспитатель :
Век живи
Дети:
Век учись
Воспитатель :
Учиться
Дети:
Всегда пригодится
Воспитатель :
Ученье – свет
Дети:
Не ученье – тьма.
Воспитатель : А вот и следующая подсказка.
(Воспитатель достает из сундука подсказку зеленого цвета и читает: «Лепесток зеленого цвета находится под зеленым кубиком»; ребенок находит лепесток, воспитатель прикрепляет его на магнитную доску).
На магнитной доске иллюстрация из сказки «Золушка».
Воспитатель :
- Посмотрите, ребята, на эти иллюстрации и скажите, какое право сказочных героев в них нарушено?
Дети:
- Право на отдых.
Воспитатель :
- А в каких еще сказках нарушалось это право?
Ответы детей («Маша и медведь», «Морозко»).
Воспитатель :
- Мы с вами тоже сегодня много трудились, хотите отдохнуть?
Дети:
- Да.
Воспитатель :
-Ой, смотрите, к нам на тонкой, длинной ножке скачет дождик по дорожке.
(Воспитатель брызгает водой из распылителя).
- Давайте поиграем в вашу любимую с самого раннего детства игру «Солнышко и дождик. Вы ведь скоро пойдете в школу и уже больше в нее не поиграете.
Игра «Солнышко и дождик»
Воспитатель :
- Солнце светит веселей,
Выходи гулять скорей!
(Дети гуляют по ковру, прыгают, веселятся)
-Дождик начал моросить
И ребяток веселить.
- Дождик, дождик все сильней,
Все под зонтик поскорей!
(Дети прячутся под зонтик)
После игры.
Воспитатель :
- Что делать после дождика?
Дети:
- По лужицам скакать!
Воспитатель :
- Что делать после дождика?
Дети:
- Кораблики пускать!
Воспитатель :
- Что делать после дождика?
Дети:
- На радуге качаться!
Воспитатель :
- Что делать после дождика?
Дети:
- Да просто улыбаться!
Воспитатель :
Хорошо отдохнули? А вот и последняя подсказка «Лепесток фиолетового цвета находится у нас под сундучком».
- Вот мы и собрали все лепестки на цветке счастья.
- Сколько в нём лепестков?
Дети: 7
Воспитатель : Теперь в сказочной стране снова воцарится порядок, ведь все права снова на месте и цветок счастья будет радовать сказочных жителей.
Воспитатель : Ребята, а как вы думаете, для чего же нужны нам эти права?
Ответы детей.
(Чтобы жилось хорошо, чтобы был порядок)
Воспитатель : Жители сказочной страны очень вам благодарны, и дарят вам маленькие цветы «счастья». Они будут всегда напоминать вам о ваших правах.
(Воспитатель открывает сундучок и достает маленькие цветы на лентах).
Воспитатель : ну а теперь, пора возвращаться в детский сад. Где наш волшебный зонтик? Дружно, встаньте друг к другу плотнее! Полетели? Вот мы и оказались в детском саду. Давайте друг другу улыбнемся и скажем спасибо.
Конец.
Методическая литература:
1. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Я ребенок, и я имею право. – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2009.
2. Козлова С. А. Мы имеем право! (учебно-методическое пособие для пед. Коллективов дет. дошк. учреждений) М. : Обруч, 2010.
3. С чего начинается Родина? (опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) / Под ред. Л. А. Кондрыкинской. – М. : ТЦ Сфера, 2004.
4. Осокина И. М. Сказка с песней повстречались. Ярославль. Академия развития, 2006.
5. Борисова О. Правовое образование дошкольников// Ребёнок в детском саду. 2002. №4.
6. Копытова Н. Н. Правовое образование в ДОУ. - М. : ТЦ Сфера, 2006, - 80с.
7. Пыжьянова Л. Права ребёнка// Ребёнок в детском саду. 2003. №4,5.
8. Соболева М. Н., Савина Н. В. Правовое воспитание в семье и ДОУ// Управление ДОУ. 2005. №3.
9. Соловей С. А., Львова Т. Н., Дубко Г. И. Реализация Конвенции о правах ребёнка в дошкольных образовательных учреждениях. М., 2004.