Людмила Суворова
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Волшебница вода»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Волшебница вода
Задачи:
• Познакомить с тем, в каком виде вода существует в природе, с различными явлениями (дождь, роса, снег, иней, лёд, пар и т. д.) и состоянием воды в окружающей среде.
• Прививать навыки экологически грамотного поведения в быту;
• Учить понимать необходимость бережного отношения к воде как природному ресурсу.
Оборудование:
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе „Волшебница вода“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2016
Иллюстрации: с чаем, водой, молоко, морс и т. д. 2-е тёрки, 1 яблоко, 1 морковь. Иллюстрации с изображением дождя, тумана, пар, облака; картинки с изображением пейзажей в различные времена года. 3-и стакана, лимонная кислота, соль, сахар. Песок, угольные таблетки, сетка. Схемы изображения закрываем кран, сильный напор воды.
Предшествующая работа:
Беседы, эксперименты по выявлению вкуса воды, растворимость. Наблюдение за снежинками. Экспериментирование со снегом в тёплом помещении.
Словарная работа:
Активизация: прозрачная, бесцветная, холодная, солёная, сладкая, кислая.
Пассивный словарь: солёная вода, пресная вода, родниковая, водоочистительные.
Индивидуальная работа:
Виктор, добиваться полного ответа.
Организационный момент:
Внести глобус. Рассматривание, что на нём изображено синим цветом. (Вода).
- А вы хотите узнать, какой бывает вода, зачем она нужна, и что может случиться, если не беречь водоёмы? Тогда устраивайтесь поскорей.
- Скажите, а может, какой ни будь живой организм обойтись без воды? (Нет)
(слайд№1; №2; №3)
- А вы знаете, сколько жидкости мы выпиваем в день? Давайте посчитаем. ( Выставляю картинки с изображением: чай, молоко, компот на обед; кефир на полдник, чай на ужин; да ещё раз пьём чай дома и т. д.)
- А ещё борщи, супы, овощи. Давайте поиграем «Кто больше назовёт съедобной жидкости». (Кисель, вода, морс, компот, молоко, ситро и т. д.)
- А ещё в каждом фрукте и овоще есть вода. Давайте посмотрим, сколько сока в яблоке. (Трём на тёрке, отжимаю сок, привлекаю ребёнка.)
- Вода обладает чудесным свойством, она может растворять различные вещества. Съел ты бутерброд, разжевал, проглотил, вода растворит этот бутерброд на мелкие частички, и кровь разнесёт питательные вещества по всему организму, каждой клеточке. Вода – это настоящая волшебница. Она умеет превращаться и изменяться.
Загадки о воде: (слайд №4; №5;№6; №;№8)
В огне не горит
И в воде не тонет.
(Лёд)
Сперва летит, потом бежит,
Потом на улице лежит….
Тогда без бот или калош
Его сухим не перейдёшь.
(Дождь)
Растёт она вниз головою,
Растёт не летом, а зимою.
Чуть солнце её припечёт,
Заплачет она и умрёт.
(Сосулька)
Что за звёздочки сквозные
На пальто и на платке?
Все сквозные – вырезные,
А возьмёшь – вода в руке.
(Снежинка).
- Кто знает, что на глобусе обозначено белым цветом? (это льды и снега)
- Это тоже вода. А ещё вода умеет превращаться в дождь, пар, туман, облака и т. д. (Выставляю картинки с изображением пейзажей в различные времена года.)
- Вода настоящая волшебница, может превращаться и в снег, и в дождь, туман, лёд. (слайд №9;№10; №11)
Предлагаю картинки вода в различном состоянии в быту, в природе.
- Найдите воду. Кто узнает её? (Дети находят воду в видоизменённом состоянии на картинках.)
Опыт:
На столе стоит 3-и стакана с водой. Предлагаю детям определить, одинаковая ли вода в этих стаканах по цвету, вкус, температуру, прозрачность.
- Как мы определим цвет, прозрачность? (Глазами.)
- Температуру? (Рукой.)
- Вкус? (Языком.)
Вызываю трёх детей. Дети определяют прозрачность, температуру, вкус.
- Вода прозрачная, бесцветная, холодная, а на вкус – солёная, сладкая, кислая.
- Дети, посмотрите, соли, сахара, лимонного сока не видно, а вкус остался.
-Что за волшебница-вода? Оказывается, вода обладает способностью растворять соль, сахар, лимонный сок.
- Дети, а вы знаете, что морская вода тоже солёная, а как же в неё соль попала? Реки проходят горы и почвы, где содержится разные соли. Реки приносят эту соль в море, где она остаётся на всё время, потому что море никуда не течёт. А в реках вода остаётся свежей и не солёной, так как реки постоянно наполняются новой водой из родников, от дождей, а течение уносит соль в море.
Физ. Минутка.
К речке быстрой
К речке быстрой мы спустились, (Шагаем на месте.)
Наклонились и умылись. (Наклоны вперед, руки на поясе.)
Раз, два, три, четыре, (Хлопаем в ладоши.)
Вот как славно освежились. (Встряхиваем руками.)
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно:
Вместе — раз, это брасс. (Круги двумя руками вперед.)
Одной, другой — это кроль. (Круги руками вперед поочередно.)
Все, как один, плывем как дельфин. (Прыжки на месте.)
Вышли на берег крутой (Шагаем на месте.)
И отправились домой.
- А как реки знают, что им надо течь к морю? (Предлагаю присесть на ковёр провести опыт)
Опыт:
Возьмём кусочек стекла, нальём на стекло немного воды… Что получилось? (Лужа, небольшое озерко.) А теперь - наклоним стекло… речка потекла. А сильно наклонить? Теперь совсем быстро потекла. Вот так и в природе. Если река течёт с гор, то течёт быстро. Если по равнине, течёт медленно.
- Вода бывает разная : солёная морская, пресная речная. А кто пробовал родниковую воду?
- Родниковая вода самая полезная, самая чистая, она проходит из самых глубин земли.
- Как вы думаете, что вода встречает на своём пути. Когда она пробивается на поверхность? (Камушки, глина, песок, различные минералы, уголь). Вот сейчас посмотрим, что получится, какая вода будет. (По ходу изготавливаю фильтр).
-Да. Вот получилась чистая вода.
- А откуда у нас в доме вода? Ведь реки рядом нет? Она далеко за городом. Мы пользуемся речной водой. Она проходит по трубам. А можно такую воду пить? Правильно, её сначала надо очистить. Вот в городе тоже есть очистительные фильтры. Только они очень большие и мощные. Сначала вода проходит через специальные сетки, решётки, очистительные сооружения, где вода становится совсем чистой. Чистую воду насосы качают в подземные трубопроводы. Вода по трубам доходит до самых верхних этажей.
(Слайд №12)
- Кажется, что воды на земле много. Вон сколько голубой и белой краски на глобусе! Сейчас в мире воды столько же, сколько было всегда. Но людей на планете живёт больше и воды используется больше. Мы должны беречь воду, чтобы её хватило на всех. Ведь мы пользуемся чистой водой, а выливаем - грязную. Как мы можем беречь воду. (Слайд №13)
1. закрывать кран с водой.
2. Не пускать воду сильной струёй.
3. Набирать столько воды, сколько необходимо.
4. Содержать реки, озёра, пруды в чистоте и порядке, не засорять природные водоёмы.
Итог:
- Так какой может быть вода? (Солёной, кислой, сладкой, прозрачной, морской, пресной, холодная, горячая, чистая.)
- Для чего необходимо беречь воду, природу? - Кому нужна вода? (Всему живому).
- Как мы можем сберегать воду? Перечислите правила обращения с водой в быту? (Слайд №14)