Ольга Кузьмина
Конспект НОД в старшей группе по ознакомлению с художественной литературой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество».
Цель: учить умению точно, последовательно, эмоционально воспринимать содержание сказки; грамматически правильно передавать содержание текста, добиваться яркости и выразительности речи, понимать ее нравственный смысл.
Публикация «Конспект НОД в старшей группе по ознакомлению с художественной литературой „Сестрица Аленушка и братец Иванушка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Старшая группа
- Темочки
Задачи: упражнять в умении правильно строить предложения при составлении связного рассказа. Развивать силу голоса, дикцию, интонационную выразительность. Упражнять детей в подборе слов, противоположных по смыслу; следить за темпом речи, четкостью и ясностью произношения слов, фраз, правильное произношение звуков; развивать знания об особенностях сказочного жанра. Развивать поэтический слух, умение слышать и выделять в тексте выразительные средства, умение воспроизводить и осознавать образные выражения.
Ход НОД:
-Ребята, давайте подойдем к книжному уголку. Посмотрите, какие красивые книги стоят на полочках. Скажите, названия каких книг вам знакомы (ответы детей). А как одним словом назвать эти книги? Правильно это сказки и все они русские народные.
-Как вы думаете, кто их придумал и написал? Действительно, эти сказки придумал не писатель, не поэт, а русский народ много- много лет назад. А чтобы эти сказки не забылись - их рассказывали детям, а те, когда становились взрослыми, рассказывали их своим детям. Так дошли до нас русские народные сказки.
Вы любите путешествовать? Хотите сегодня отправиться в страну сказок? Тогда повторяйте за мной:
Здравствуй небо! (руки вверх)
Здравствуй земля! (приседают)
Здравствуйте, мои друзья! (протягивают друг другу руки)
Раз, два, три, четыре, пять (загибают пальцы)
Вместе мы в кругу опять
Будем дружно мы играть
В сказку мы хотим опять.
Где ты, сказка, отзовись?
Нам, ребятам, покажись.
Выносится волшебный сундучок с новой сказкой.
-Ребята, посмотрите, вот волшебный сундучок, в котором лежит книжка с новой сказкой. Но открыть мы его не можем, он заколдован чарами злой ведьмы. И чтобы его открыть мы должны отгадать загадки. Справимся, ребята?
Я от бабушки ушел,
Я от дедушки ушел,
Отгадайте без подсказки,
Из какой ушел я сказки. (Колобок)
Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом.
Кто же были эти
Маленькие дети? (Семеро козлят)
Дом растаял ледяной,
Попросилась в лубяной.
Приютил ее зайчишка
Сам остался без домишка.
Зайцу петушок помог
Лису выгнать за порог. (Заюшкина избушка)
Поселились в той избушке
Очень разные зверушки.
Попросился к ним и мишка
Только ведь медведь – не мышка,
Влезть и так и сяк старался
Сверху влез и дом сломался. (Теремок)
-Молодцы! А теперь давайте попробуем открыть волшебный сундучок. А вот и книжка со сказкой. Давайте ее рассмотрим! (дети садятся на стульчики)
-Как называется первый лист у книги? (обложка)
-О чем нам может рассказать обложка?
-Второй лист называется – титульный. Он нас знакомит опять же с названием книги, с автором, с издательством и с художником-иллюстратором.
-Как называется сказка? Как вы думаете про кого она будет? (высказывания и рассуждения детей)
-Давайте примем позу внимательного слушателя (воспитатель читает сказку).
-Что мы прочитали? (сказку)
-Чем сказка отличается от других жанров?
-Какими словами начинается сказка?
-С кем жили Аленушка и Иванушка?
-Что случилось потом с детьми?
-Какая беда случилась с Иванушкой? Первый раз, какое копытце он повстречал? Кем бы он стал, если бы выпил? И так далее все копытца. (теленочком, жеребеночком, козленочком) Послушался ли он мудрого совета сестры? Какими словами можно охарактеризовать Иванушку? (непослушный, упрямый, глупый).
-Какой персонаж появился в сказке дальше? (купец) Вот картинка, на ней изображен купец, который женился на Аленушке и стали они жить втроем. Первая часть сказки закончилась.
Физкультурная минутка:
В темном лесу есть избушка (дети шагают)
Стоит задом наперед (поворачиваются).
В той избушке есть старушка (грозят пальцем)
Бабушка-Яга живет (другой рукой).
Нос крючком (показывают,
Глаза большие,
Словно угольки горят.
Ух, сердитая какая.
Страшно нашим детям? (да)
-Ребята, а в нашей сказке, какой плохой персонаж появляется (злая ведьма? Какими словами мы можем охарактеризовать ее (злая, плохая, противная, хитрая, обманщиц? Чем она была хитрая (перехитрила купца, обернулась Аленушкой и велела зарезать козленочка?
-Кто не поверил хитростям колдуньи? Представьте, что было бы, если бы козленочек не узнал о хитростях злой ведьмы?
-Кто спас Аленушку? Какими словами можно охарактеризовать поступок купца?
-Как вы думаете, что победило в сказке добро или зло?
Посмотрите на эту картинку, что изображено на ней? Давайте все вместе позовем Аленушку тихим, жалобным голоском.
А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Скажи наоборот» (кидаю мяч, дети обратно).
-Аленушка добрая – а ведьма (злая);
-Дорога бывает длинной – а бывает (короткой);
-Поле бывает широкое – а бывает (узкое);
-Солнце горит высоко – (низко);
-Настроение веселое - (грустное);
-Люди бывают добрыми – (злыми);
-Аленушка красивая – а ведьма (страшная);
-Речка глубокая – (мелкая);
-Колодец далеко – (близко).
Итог.
-Наше путешествие в страну сказок подошло к концу. Что вам понравилось больше всего? Кто не понравился? С каким жанром мы сегодня знакомились? Чем сказка отличается от других жанров?
А сейчас я вам предлагаю сделать книгу своими руками. Мы с вами будем художниками – иллюстраторами. И все что вам больше всего понравилось или запомнилось вы нарисуете, а затем из ваших рисунков мы сделаем нашу книгу про «Сестрицу Аленушку и братца Иванушку».
Список используемой литературы:
- Т. И. Гризик, Л. Е. Тимощук «Развитие речи детей 5-6 лет» (Методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений); Москва «Просвещение» 2006
- В. В. Гербова «Учись говорить» (Методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3-6 лет по программе «Радуга») ; Москва «Просвещение» 2004
- «Развитие речи и творчество дошкольников» (игры, упражнения, конспекты занятий) Под редакцией О. С. Ушаковой; Творческий центр «Сфера», Москва 2005