Сорокина Татьяна Васильевна
Конспект НОД в старшей группе «Чтение рассказа Л. Н. Толстого «Косточка»
Воспитатель: Сорокина Т. В.
Тема: Чтение рассказа Л. Н. Толстого «Косточка»
Цель:
познакомить детей с жизнью и творчеством русского писателя Л. Н. Толстого и его произведениями,
пополнить литературный багаж детей рассказами и сказками Л. Н. Толстого,
Публикация «Конспект НОД в старшей группе „Чтение рассказа Л, Н, Толстого „Косточка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Толстой Л.Н.
- «Косточка», Толстой Л.Н.
- Темочки
помочь детям через литературное произведение понять нравственный смысл рассказа «Косточка», на какое нравственное качество направлена суть произведения (честность, умение не бояться говорить правду).
Задачи:
продолжать развивать интерес детей к художественной литературе,
учить внимательно и заинтересованно слушать рассказ,
способствовать формированию эмоционального отношения к литературному произведению,
развивать умение поддерживать беседу,
совершенствовать диалогическую форму речи,
развивать монологическую форму речи,
поощрять желание высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарищей
познакомить с новыми словами: горница, сочла, проступок и объяснить их смысл,
обогащать словарный запас детей,
совершенствовать интонационную выразительность речи,
формировать у детей нравственные качества посредством чтения литературного произведения.
Оборудование:
портрет писателя Л. Н. Толстого,
выставка книг данного писателя,
книга Л. Н. Толстого «Азбука»,
иллюстрации к рассказу «Косточка»,
презентация на тему «Жизнь и творчество Л. Н. Толстого»,
грамзапись рассказа «Косточка» (сайт Мишкины книжки, аудио рассказы Толстого Л. Н. ,
тарелка со сливами, накрытая салфеткой, бумажные салфетки.
Предварительная работа:
организация выставки книг Л. Н. Толстого,
внесение портрета писателя в книжный уголок,
альбом иллюстраций на тему «Произведения Л. Н. Толстого»,
отгадывание загадок о фруктах,
игра «Съедобное – несъедобное»,
игра «Хорошо – плохо».
Методы и приё мы:
словесный (беседа, вопросы, чтение рассказа, слушание рассказа в грамзаписи, рассказывание по частям, поощрение, оценка, обсуждение,
наглядный (рассматривание портрета писателя, показ его первой книги «Азбука», показ книги с рассказом «Косточка», показ иллюстраций, презентация «Жизнь и творчество Л. Н. Толстого», тарелка со сливами,
практический (физминутка)
Ход:
Воспитатель вместе с детьми заходит в группу, приветствует гостей и усаживает детей на стульчики полукругом.
Воспитатель: (показ портрета Л. Н. Толстого) Ребята, как вы думаете, кто изображен на этом портрете? Может кому то знаком этот человек? (ответы детей) А что в нём особенного? (ответы детей) Какой он по характеру, как вы думаете? (ответы детей) Кем по вашему он может быть? (ответы детей)
Воспитатель: Молодцы. Сегодня я хочу рассказать вам о знаменитом русском писателе Льве Николаевиче Толстом. Мне он мне с детства очень нравится потому что писал много интересных и поучительных рассказов как для детей, так и для взрослых и надеюсь вам он тоже понравится. Хотите послушать рассказ о нём? (ответы детей)
Просмотр презентации «Жизнь и творчество Л. Н. Толстого»
Воспитатель: Интересно было? (ответы детей) А что запомнилось больше всего? Почему? (ответы детей)
Вопросы к детям:
- в какой семье родился Л. Н. Толстой?
- сколько было у него сестёр и братьев?
- где жили они всей семьёй?
- чем интересовался Л. Н. Толстой, когда был маленьким?
- какое важное дело решил сделать Л. Н. Толстой? Почему?
- почему с ним было интересно детям?
- что помогало крестьянским детям при обучении грамоте и чтению?
- названия каких произведений Л. Н. Толстого вы услышали?
- какие по характеру произведения Л. Н. Толстого?
- похожи ли они на сказку? Почему?
- чему учат рассказы Л. Н. Толстого?
Воспитатель: Молодцы ребята, внимательно смотрели. На нашей выставке книг есть та самая «Азбука», которую написал сам Л. Н. Толстой. Посмотрите какая она старая, но хорошо сохранилась. (показ книги детям)
Воспитатель: В произведениях Толстого рассказывается о поступках взрослых и детей, о животных и их повадках. Прочитав его рассказы, люди задумываются о плохих и хороших поступках взрослых и детей, могут в героях узнать самого себя, увидеть себя со стороны, учатся быть добрее и человечнее по отношению к другим людям и ко всему живому. Вы согласны со мной? (ответы детей)
Воспитатель: А я знаю одну интересную игру, которая называется «Хорошо – плохо». Хотите поиграть? (ответы детей) Но сначала скажите мне, как вы понимаете слова «хорошо» и «плохо»? (ответы детей, рассуждения, объяснения, обоснование своего ответа)
Воспитатель предлагает встать детям на любое свободное место и знакомит их с правилами игры.
Воспитатель: Правила игры: я произношу фразу с описанием поступка или проступка, если в содержании говориться о плохом, вы должны топать, а если о хорошем, то хлопать. Всем понятны правила? (ответы детей)
Проводится игра.
После игры воспитатель приглашает детей на стульчики и замечает необычную тарелку.
Воспитатель: Ой, дети, посмотрите, а что это такое, непонятное, салфеткой прикрытое? (догадки детей). Вам интересно? (ответы детей). Мне тоже (делает заинтересованное выражение лица) давайте посмотрим…
Воспитатель убирает салфетку и все видят на столе тарелку со сливами.
Воспитатель: Что же это такое? (ответы детей). Правильно, сливы. А что же они здесь делают? (ответы детей). Лежат они здесь не просто так. И сейчас вы поймёте почему. Я хочу познакомить вас с рассказом Л. Н. Толстого. Называется рассказ «Косточка». Хотите послушать? (ответы детей). Тогда садитесь поудобнее и слушайте внимательно.
Слушание рассказа Л. Н. Толстого «Косточка» в грамзаписи после чего проводится беседа по вопросам:
- вам понравился рассказ?
- о чём этот рассказ?
- кто главный герой рассказа и как его зовут?
- что с ним произошло?
- почему он не смог удержаться?
- почему все засмеялись?
- почему заплакал Ваня?
- как бы вы поступили на его месте? Почему?
- понравился ли вам главный герой? Почему?
- почему рассказ называется «Косточка»?
Затем воспитатель предлагает детям рассмотреть иллюстрации к рассказу и выложить их в последовательном порядке, рассказывая рассказ.
Воспитатель: Молодцы ребята! А теперь давайте немножко отдохнём и прогуляемся по саду…
Проводится физминутка «Мы вчера в саду гуляли…»
(движения имитируются под текст физминутки)
Мы вчера в саду гуляли, мы смородину сажали.
Яблони белили мы, известью, белилами.
Починили мы забор, завели мы разговор –
Ты скажи, садовник наш, что ты нам в награду дашь?
- Дам в награду слив лиловых, самых лучших груш медовых,
Самых крупных, самых сладких спелых яблок два десятка,
Вишен целый килограмм! Вот, что дам в награду вам!
Дети усаживаются на стулья.
Воспитатель: Отдохнули, прогулялись? (ответы детей). Скажите, какой рассказ мы свами слушали? (ответы детей). Хотите послушать ещё раз? (ответы детей)
Воспитатель ещё раз включает грамзапись рассказа Л. Н. Толстого «Косточка», дети слушают, рассматривая иллюстрации к нему, расположенные на доске.
Воспитатель: Я думаю, что вы все уже догадались как сливы на нашем столе связаны с рассказом Л. Н. Толстого «Косточка»? (ответы детей). Молодцы, правильно. Нравятся вам они? А давайте мы с вами как Ваня понюхаем и потрогаем их и что при этом почувствуем…Хотите? (ответы детей)
Дети трогают и нюхают сливы, делясь своими ощущениями и кладут их обратно в тарелку.
Воспитатель: Понравились они вам? (ответы детей). Что бы вам хотелось с ними сделать? (ответы детей). Мне тоже…так вот и Ваня почувствовал тоже самое и не смог удержаться….а мы с вами сможем удержаться? (воспитатель делает хитрый взгляд на детей) (ответы детей). Хорошо, тогда давайте как в рассказе сосчитаем сливы и после обеда угостимся. Согласны? (ответы детей)
Воспитатель вместе с детьми считают сливы и ставят их на видное место до обеда.
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, с каким рассказом мы сегодня познакомились? (ответы детей). Кто автор этого рассказа? (ответы детей). О чём этот рассказ? (ответы детей). Чему учит рассказ Л. Н. Толстого «Косточка»? (ответы детей). Молодцы! Вам было интересно на занятии? (ответы детей). Надеюсь, что нашим гостям было так же интересно как вам. Давайте их спросим?
Гости делятся своими впечатлениями.
Воспитатель: А теперь давайте попрощаемся с нашими гостями.
Воспитатель и дети прощаются с гостями и уходят.