микуцкая марина
Конспект НОД в старшей группе по финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста «По следам гусей-лебедей»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Еремеевский детский сад»
Тема работы:
организованная образовательная деятельность по познавательному развитию
с детьми старшей группы
«По следам Гусей – Лебедей»
Воспитатель:
М. В. Микуцкая
С. Еремеевка
Публикация «Конспект НОД в старшей группе по финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста „По следам гусей-лебедей“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Конспекты занятий, НОД
- «Гуси лебеди», сказка
- Темочки
Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию дошкольников, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.
Образовательные задачи: в игровой форме дать понятие о деньгах и их значении, формировать умение правильно расходовать деньги, договариваться; способствовать формированию умения учитывать важность и необходимость покупки;
Развивающие задачи: развивать навыки работы в паре, логическое мышление;
Воспитательные задачи: воспитывать умение правильного обращения с деньгами, разумного подхода к своим желаниям, сопоставление их с возможностями бюджета.
Интегрированные образовательные области:
Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, речевое развитие.
Предварительная работа: беседы с детьми о том, что такое бюджет, доходы, расходы, элементарные понятия экономии, посещение с родителями магазинов, рынка, сюжетно-ролевая игра «Магазин», изготовление товара (овощей, д/и «Совместные покупки».
Оборудование: компьютер, «деньги», карточки с названием продуктов и с указанием их стоимости, маршрутный лист, печка, яблоня, избушка Бабы-Яги, костюмы Алёнушки и Иванушки.
Планируемый результат: дети узнают, какое большое значение имеет в жизни бережное отношение к деньгам, научатся на основе сказочных персонажей правильному отношению, разумному использованию денежных средств, поймут, что купить можно многое, но не все, что наше желание мы можем осуществить с помощью покупки, увидят на конкретных примерах, что такое цена, покупка, а также активно и сосредоточенно действуют в течение 30 минут.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, я принесла сегодня в группу интересный предмет. Воспитатель демонстрирует копилку.
Воспитатель: Что это такое?
Дети: Копилка.
Воспитатель: Для чего же нужна эта копилка?
Дети: Чтобы копить деньги.
Воспитатель: Но мне очень интересно узнать, а зачем людям копить деньги? Что на них можно купить? (Ответы детей)
Игра «Для чего нам нужны деньги?»
Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Для чего нам нужны деньги?». Я бросаю каждому из вас мяч и называю, для чего нам нужны деньги, а вы продолжаете. Итак, деньги нам нужны:
для покупки продуктов питания; для оплаты бытовых услуг; для оплаты развлечений (воспитатель уточняет у детей, для каких развлечений нам нужны деньги); для оплаты услуг (уточнить, каких именно); для оплаты проезда на транспорте; для покупки подарков и т. д.
2. Активизация деятельности.
Воспитатель: Ребята, знаете ли вы, что такое деньги и зачем они нужны? (Ответы детей)
Воспитатель: А откуда у ваших родителей деньги? А у вас? (Ответы детей)
Воспитатель: Сегодня мы с вами будем учиться распоряжаться деньгами. Для этого мы отправимся в сказку, где вас ждут герои одной из сказок. Они будут что-то продавать, а вы будете у них что-то покупать.
3. Объяснение правил игры.
Дети делятся на пары. У каждой пары 20 рублей (5 рублей и 10руб). (Приложение №1)
Воспитатель: У вас по 20 рублей. Вы можете потратить их, купив у каждого героя по одному предмету. Каждый предмет стоит определенное количество денег, которые вы должны будете отдать ему. Постарайтесь распорядиться деньгами так, чтобы вы могли купить что-то у каждого героя. В конце нашего путешествия посмотрим, кто что купил и сколько денег потратил.
4. Основной этап.
1)Понятия «деньги», «цена».
Воспитатель: Прежде чем нам что-то купить, необходимо выяснить, что такое деньги. Что такое деньги? (Ответы детей)
Воспитатель: «Деньги – это всеобщее платежное средство. Это мера стоимости товара или услуги»
Воспитатель: Когда вы приходите в магазин, то на прилавках, рядом с товарами вы видите ценник, на котором указана его цена, т. е. сколько он стоит.
Воспитатель: Обычно указывают цену за 1 кг или за 1 предмет. Зачем надо знать цену товара? (Ответы детей)
2) «Отправляемся в путь»
Воспитатель: Итак, когда мы узнали, что такое деньги и цена, можно отправляться в путь. Готовы?
(Во время беседы воспитателя и детей раздается звук скайпа, на экране появляется Баба – Яга).
Б. Я. : Ой, куда это я попала? Снова что-то не то нажала, ох, уж эти компьютеры! (замечает детей).
А…. вы-то мне и нужны! Ну что доигралась ваша Аленушка с подружками, допрыгалась, доскакалась, а я в это время Иванушку- то и украла! Пока я летала на метле, да проказничала – потеряла свой кошелек с монетами, вот найдете, тогда подумаю, может, и верну вам Иванушку. А пока у меня будет жить, да по хозяйству помогать. (Экран выключается)
Воспитатель: Что же делать нам ребята? Как помочь Аленушке братца найти?
(варианты ответов детей)
Воспитатель: Ну а для начала нам нужно попасть в сказку.
Ножкой топнем, в ладоши хлопнем
Вокруг себя повернемся, дружно за руки возьмемся,
Глаза закроем, скажем «Ах!» и окажемся в гостях!
В гостях у сказки!
А вот и Аленушка, посмотрите, она плачет!
Аленушка: Помогите мне ребята, очень помощь мне нужна.
Воспитатель: О беде своей поведай, что случилось, расскажи,
мы помочь тебе сумеем. Не печалься, не тужи!
Аленушка: С братцем маленьким Ванюшей возле дома мы играли
Я пошла гулять, а братца гуси – лебеди украли! (плачет)
Воспитатель: Знаем Аленушка, появлялась у нас вредная Баба- Яга, но мы постараемся тебе помочь, только где же искать избушку яги?
Аленушка: Когда гуси пролетали, что-то здесь вот потеряли.
Воспитатель: Ребята, посмотрите это маршрут к избушке бабы яги!
По тропинке мы пойдем
Вместе мы ягу найдем
Сил своих не пожалеем
Все преграды одолеем!
По тропинкам и лесам пробираться надо нам,
Весело за мной шагайте, только чур не отставайте.
Ой, ребята, смотрите, болото! (Дети по кочкам перебираются через болото).
Ну, вот мы и перебрались через болото, куда же дальше? (смотрим маршрутный лист)
Дети: к печке.
Воспитатель: По дорожке по дорожке
Скачем мы на правой ножке
И по той же по дорожке скачем мы на левой ножке
По тропинке побежим и до поля добежим
Поле чистое в пути, печку видим впереди
Воспитатель: Здравствуй, печка!
Аленушка: Печка, ты ответь скорей, не видала ль ты гусей?
Печка: я ответить бы вам рада, но вы должны у меня что-нибудь купить.
«Вот хлебушек свежий, с хрустящей корочкой. А вот мыльные пузыри «Пиноккио». Большие пузыри надуваются».
Посмотрели ребята, подумали и решили купить…
Воспитатель: Что же вы купите у печки?
(Оплата товара, выдача карточки с надписью продукта и его стоимостью, дается сдача по необходимости: считается вместе с детьми). (Приложение №2)
Печка: Гуси мимо пролетали, что-то здесь вот потеряли! (достает кошелек с монетами)
Воспитатель: Ребята, Аленушка, смотрите, это же кошелек Бабы – Яги! Спасибо, печка!
Печка: Дальше прямо вы идите, там, у яблони спросите.
(смотрим маршрутный лист)
По ровненькой дорожке, шагают наши ножки- топ-топ-топ
По камешкам по камешкам прыг-прыг-прыг
Шли мы, шли, к яблоньке пришли.
Аленушка: Здравствуй яблонька, скажи, скорей не видала ль ты гусей?
Яблоня: я ответ бы вам дала помогите мне сперва. Я продаю сладкие яблоки и конфеты. Что желаете купить?
Воспитатель: Посмотрите на ценник, сколько стоит яблоко и сколько стоит конфета? Что вы купите?
Ребята покупают выбранный продукт, платят за него деньги. Каждой паре дается карточка с надписью продукта и его стоимостью.
Аленушка: Яблонька, мы все купили, помоги же нам скорей, где найти этих гусей?
Яблоня: Дальше двигайтесь вперед, путь вас к речке приведет
По ровненькой дорожке шагают наши ножки
По камушкам, по кочкам
Быстро, быстро мы шагали
Не споткнулись, не упали
Прямо к речке мы попали.
Речка, нам ответь скорей, не видала ль ты гусей?
Речка: я ответ бы вам дала, но купите у меня сперва.
(Речка сообщает детям о том, что у неё в продаже имеется свежая речная рыба и мяч-игрушка.) Ребята подумали, подумали и решили купить…
Воспитатель: Что купите у речки?
(Оплата товара, выдача карточки с надписью продукта и его стоимостью, дается сдача по необходимости: считается вместе с детьми). (Приложение №2)
Аленушка: Речка, подскажи, где найти этих гусей?
Речка: А гусей-то я видала,
к лесу путь они держали,
быстро крыльями махали
Воспитатель: (смотрит маршрут) Лес дремучий на пути, как же нам в него войти?
Аленушка: Вижу ежика у елки,
чистит он свои иголки.
Аленушка: Ежик, ты в лесу гуляешь,
Тропки все лесные знаешь,
Как нам нужную найти?
И не сбиться, чтоб с пути?
Воспитатель: Где найти нам здесь избушку,
где живет Яга-старушка?
Ежик. Я вам дети помогу и дорогу покажу.
По тропинке мы пойдем,
На полянку попадем
Воспитатель: Вот мы и пришли к избушке,
Где живет Яга-старушка,
А вот и Ванечка сидит,
Золотыми яблочками поигрывает.
Баба-Яга: Чую- чую, русским духом пахнет!
Ух, касатики мои!
Вы зачем сюда пришли,
В это место, в эту глушь?
Вот я вами и займусь!
Аленушка: Отдавай-ка нам Ванюшку,
Злая бабушка-старушка,
Кошелек свой забирай,
Обещанье исполняй.
Баба-Яга: Ладно, ладно, забирайте,
Но сначала посмотрите, что у меня есть. Вот соль. Очень солёная. Не знаю, нужна ли она вам! А вот Чипсы. Вкусные-превкусные, пальчики оближешь. Что же, гости дорогие, пожелаете?» Задумались ребята, что же важнее купить. И решили купить…
Воспитатель: Что купите у Бабы-Яги? (Оплата товара, выдача карточки с надписью продукта и его стоимостью, дается сдача по необходимости: считается вместе с детьми). (Приложение№2)
Баба-Яга: Ты смотри, все получается,
Да каждый как старается!
Так и быть, скажу я вам,
И Ванюшку я отдам!
Баба-Яга: Волшебные слова скажите,
И домой вмиг прилетите!
Гуси-гуси, вы мои! Братца и сестру берите и домой их отнесите!
(Аленушка прощаются с детьми)
Дети: Здесь мы были не напрасно,
Погостили мы прекрасно
1,2,3,4,5- все мы в садике опять!
Воспитатель: Ребята уставшие, но с покупками вернулись в детский сад, в свою группу.
3) Обсуждение важности и необходимости сделанных покупок.
Воспитатель: Давайте посмотрим, кто с какими покупками вернулся. Какой набор продуктов у вас получился? (ответы детей)
Воспитатель: Какова общая стоимость ваших покупок? (ответы детей)
Воспитатель: Какова важность и ценность ваших покупок? (ответы детей)
Воспитатель: Можно ли, используя эти продукты, быть сытым? Или вы останетесь голодными? (ответы детей)
Воспитатель: Какой набор продуктов был бы самым полезным? (хлеб, рыба, соль, яблоки).
Воспитатель: Важные и полезные покупки вы сделали? Почему? (ответы детей)
Воспитатель: Что, в первую очередь, надо учитывать при покупке чего-либо? (ответы детей)
5. Итог.
Воспитатель: Что вы усвоили из этого путешествия?
Дети: 1. Экономно распоряжаться деньгами.
2. В первую очередь удовлетворяй жизненно важные потребности.
3. Невозможно иметь все, что хочешь.
4. Деньги можно накопить или потратить. Накопление должно быть привычкой. Простейшее и интереснейшее занятие – завести копилку и откладывать туда деньги «на потом».
5. Бережно относиться к деньгам.
Воспитатель: Понравилось путешествие?
Приложение № 1
Приложение №2