Кулешова Анна
Конспект НОД в старшей группе «Пернатые друзья»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
формировать экологическую культуру у детей;
прививать любовь к птицам и воспитывать бережное отношение к ним. Программные задачи:
- способствовать формированию представлений детей о зимующих и перелётных птицах,
- учить отгадывать загадки,
- развивать интерес к миру пернатых,
- дать представления о значении птиц для окружающей природы,
- формировать желание заботиться о птицах.
Предварительная работа: изготовление кормушек (дети с родителями); заучивание стихов, беседа о птицах, наблюдения на прогулке.
Публикация «Конспект НОД в старшей группе „Пернатые друзья“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2023
Материал и оборудование: картинки зимующих и перелётных птиц силуэты птиц на картоне, пластилин.
Ход НОД
Воспитатель.
Придумано кем – то
Просто и мудро
При встрече здороваться!
- Доброе утро!
- Доброе утро
Солнцу и птицам!
- Доброе утро!
Приветливым лицам!
И каждый становится
Добрым, доверчивым!
Доброе утро длится до вечера!
Доброе утро ребята! Послушайте я вам прочитаю стихотворение М. В. Титовой «Осенняя пора» Вы попробуйте догадаться о чём мы с вами будем беседовать.
Наступили холода,
Скоро к нам придёт зима.
И птицы – наши верные друзья,
Улетают в тёплые края.
Воспитатель:- Ребята вы догадались о чем мы с вами будем беседовать?
Дети: - о птицах.
Воспитатель:
- О каких птицах (зимующих или перелётных) говорится в стихотворении?
- Ребята, скажите, а почему птиц называют перелётными? (Воспитатель выслушивает ответы детей и обобщает их.)
- Совершенно верно, перелётные птицы – это птицы, которые половину года проводят с нами, а на вторую половину года покидают нас, отправляясь в другие тёплые страны.
- Почему перелётные птицы улетают в тёплые края? (Ответы детей).
- Правильно, все эти птицы питаются насекомыми, но осенью насекомые исчезают, птицы лишаются основного корма и улетают в тёплые края.
- А сейчас я хочу проверить, как вы знаете перелётных птиц, для этого отгадайте мои загадки.
Ребята, сегодня у нас не простое занятие, мы его проведем в виде викторины. И для того что бы нам его начать, нам нужно разделиться на две команды. (Разделение на команды)
- Молодцы ребята. Но для того чтобы нам начать нашу викторину, послушайте правила.
Правила: внимательно слушать воспитателя, отвечать на вопросы не выкрикивая, а поднимать карточку с правильным ответом, не перебивать друг друга, и выполнять задания. Выигрывает команда набравшая больше всего фишек.
-У вас на столе лежат карточки, это ответы на мои вопросы.
-Ребята, все понятно? (Ответы детей)
- Тогда мы начинаем нашу викторину.
Загадки:
В тёплый край не улетают,
На морозе распевают,
Эти птички-невелички
Называются …
Дети. Синички
- Молодцы правильно, это синица (
- Ребята, рассмотрите внимательно картинку.
- Расскажите, какой окрас у синицы? (ответы детей)
-Правильно, молодцы.
- У синицы яркая и красивая окраска брюшка – желтая или лимонная, с продольной черной полосой. Снежно-белые щечки и затылок, а сама голова черная. Со стороны спины зеленоватый или голубоватый отлив. Черный суженный, прямой, укороченный клюв и длинный хвост. Крыло серо-голубого цвета с поперечными светлыми полосками.
- А чем синица питается? (ответы детей)
-Молодцы, синица питается различными семенами.
- Ребята, а скажите синица зимующая птица? (ответы детей)
-Правильно, молодцы.
Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери.
И вдруг, вспорхнули яблоки,
Ведь это…. (ответы детей)
- Правильно. Это снегирь.
- Рассмотрите внимательно картинку.
- Скажите, какой окрас у снегиря
- Как вы думаете слово снегирь связано со словом снег? (Ответы детей)
- Правильно, можно сказать, что снегирь связан со словом снег, потому что снегири появляются с первым снегом.
- Следующий вопрос, чем питаются снегири? (ответы детей)
- Правильно, питаются семенами, ягодами, и т. д. (
Известно с давних нам времён,
Что эта птица – почтальон.
Дети. Голубь
Ребята, рассмотрите внимательно картинку
- Расскажите какой окрас у голубя? (ответ детей).
- Молодцы, правильно.
- Ребята, а голубь больше или меньше воробья? (ответ детей)
- Молодцы, правильно.
- Ребята, расскажите чем питаются голуби? (ответы детей)
- А могут ли голуби передавать письма? (ответы детей)
- А как называют таких голубей? (ответы детей)
- Правильно, почтовые голуби.
- Голуби- это птицы, которых можно научить передавать письма.
- Для этого к лапкам голубя привязывают письмо, и он приносит его в определенное место – голубятню.
- Во время войны голуби служили почтальонами и доставляли ценные письма адресатам.
- Так же голубь - одна из самых добрых и мирных птиц. За это ее избрали символом мира и дружбы. А веточка в клюве у голубя означает, что он несет добрую весть о мире и дружбе.
- Ребята, а скажите голуби зимующие или перелетные птицы? (ответы детей)
Ночь, как смола, черным - черна
Серой птице не до сна.
Меж кустов, как тень, скользит
Караулит, кто не спит.
Ловит каждый шорох чутко
А как крикнет, станет жутко.
Вздрогнет спящая трава
Это ухает …
Дети: Сова
Правильно, молодцы. Это сова. (Получают фишку)
- Ребята, рассмотрите внимательно картинку.
-Расскажите какой внешний вид у совы? (ответы детей)
- Какой окрас? (ответы детей)
- Ребята, а скажите сова зимующая или перелетная птица? (ответы детей)
- Молодцы. Давайте подведем итог.
- Сова – крупная птица. Голова круглая как тарелка, по бокам перышки торчат, клюв крючком. Глаза большие круглые, но днем сова видит плохо и поэтому охотится ночью. Издает звуки словно охает у-ху – поэтому говорят: сова «ухает». Сова у нас зимующая птица.
Птицы отряда совиных охотятся, по большей части, лишь по звукам и шорохам, которые исходят из темноты. Поскольку слух у них отменный, они великолепно определяют направление движения животных и расстояние до нее. А еще совы приносят большую пользу для сельского хозяйства, поскольку основной пищей для них являются мыши, которые вредят фермерам.
Воспитатель: А теперь мы с вами поиграем и отдохнём немножко.
Физкультминутка «Улетают журавли»
Дети легко на носочках бегают, машут руками, имитируя полёт птиц, говорят слова вместе с воспитателем.
Летят журавли, курлычут: курлы-курлы-курлы, как будто говорят: летите вместе с нами. За тёмными лесами, за синими морями есть тёплые края
Все время стучит, деревья долбит
Но их не калечит, а только лечит
(Ответы детей)
- Правильно, это дятел (
- Рассмотрите внимательно картинку.
- Чем отличаются дятлы друг о друга? (ответы детей)
- Правильно, у одного дятла на голове красная шапочка это самец (мальчик, а у другого дятла ее нет это самка (девочка).
- Ребята, ответьте на вопрос: почему дятлы стучат по дереву? (ответы детей)
- Да, правильно.
-Дятел стучит по дереву, чтобы пробить кору деревьев и добраться до самых потаенных насекомых, скрывающихся в древесной коре, освобождает дерево от вредителей.
- Следующий вопрос
- Чем питается дятел? (ответы детей)
- Дятел питается насекомыми летом, а зимой в основном семенами сосны и ели.
- Скажите дятел зимующая птица или перелетная? (Ответы детей)
- Правильно, зимующая.
Воспитатель:- Ребята, я вам сейчас прочитаю стихотворение. А вы мне потом скажите про кого это стихотворение.
Наши ласточки – сестрички, но живут не вместе!
Гнездышки в особом месте строят эти птички.
Кто под крышей выбирает спальню для детишек,
Кто под берегом копает норки для малышек.
Ласточки – друзья, как люблю вас я!
- Ребята, про кого это стихотворение?
Дети: про ласточку
- Да, правильно про ласточку.
- Рассмотрите картинку, и скажите, какой окрас у ласточки? (Ответы детей)
- Правильно, ласточки имеют металлический сине-черный окрас, грудка и живот светло-серые, с рыжиной на лбу. У них длинный раздвоенный хвост. Крылья ласточки заостренные.
- Чем питаются ласточки?
Дети:- Ласточки ловят мошек и насекомых.
Воспитатель:- А где стоят свои гнезда?
Дети: -Под крышей домов
Воспитатель:- Да, ласточки строят свои гнезда под крышей домов и под берегом копают норки.
- Ребята, скажите ласточка зимующая или перелетная птица?
Дети:-Ласточка перелётная птица
Воспитатель:- Молодцы ребята.
- Следующее задание.
- Я вам сейчас прочитаю стихотворение. А вы мне скажите про кого это стихотворение.
Что за радость! Наконец, прилетел к нам в сад скворец.
Наш певец блестяще – черный, по траве снует проворно,
Домик свой отвоевал, воробьев всех разогнал!
С видом деловым поспешно он влетает в свой скворечник.
На ступеньку без забот он садиться и поет
Так, что за душу берет!
- Про какую птицу говорится в этом стихотворении?
Дети: это скворец
Воспитатель:- Да, правильно про скворца.
- Рассмотрите картинку, скажите какой окрас у скворца?
Дети: Чёрный
Воспитатель:- Да, у скворца окрас черное оперение с металлическим блеском фиолетового, зеленого, синего или коричневого цвета.
- Ребята, скажите где живут скворцы?
Дети: В скворечнике
Воспитатель:- Да, правильно в скворечнике.
- А кто для них строит домики?
Дети: Взрослые
Воспитатель:- Ребята, скажите чем питаются скворцы?
Дети:червями,насекомыми
Воспитатель:- Питаются дождевыми червями, насекомыми, бабочками, кузнечиков, многоножек и пауков, семенами, ягоды и различные фрукты: яблоки, груши, вишня, слива.
- Ответьте на вопрос, скворцы перелетные или зимующие птицы?
Дети: Перелётные
Воспитатель:- Правильно.
Молодцы, вы правильно ответили на все вопросы, и теперь нам нужно подвести итоги нашей викторины. Подсчитать все ваши фишки и узнать какая команда у нас выиграла.
- Я подсчитала количество фишек у команд, и у вас одинаковое количество фишек. Победила дружба.
Делаем вместе с детьми вывод: птицы очень нужны, их надо беречь – охранять и подкармливать.
Чтение отрывка стихотворения А. Яшина» Покормите птиц зимой»
Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Гость зерна нужна,
Горсть одна –
И не страшна
Будет им зима.
Продуктивная деятельность – раскрашивание силуэтов птиц, используя технику пластинографию.
Итог.
- Что вам больше всего понравилось на занятии?