Ирина Чирьева
Конспект НОД в старшей группе «Наша улица»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД в старшей группе «Наша улица»
Цель: закрепить знания детей о правилах дорожного движения.
Задачи: Закрепить правила передвижения пешеходов по улице, о назначении светофора, представление об одностороннем и двустороннем движении. Развивать логическое мышление, память, имеющиеся изобразительные навыки и умения. Воспитывать желание научить правилам дорожного движения других.
Публикация «Конспект НОД в старшей группе „Наша улица“» размещена в разделах
Материалы: макет улицы, кукла Незнайка, 3 круга из картона красного, желтого и зеленого цветов, фуражка инспектора ГИБДД, листы для рисования, простые и цветные карандаши.
Предварительная работа: разучивание стихов о светофоре, пешеходном переходе; рассматривание иллюстраций из серии «Дорожная азбука»; чтение стихотворений С. Михалкова «Моя улица», «Это всем должно быть ясно».
Словарная работа: пешеходы, тротуар, проезжая часть, двустороннее движение, пешеходный переход, высокий, низкий, надземный, подземный, специальный транспорт.
Ход занятия
Воспитатель. Сегодня к нам в гости пришел Незнайка. Его прислали жители Солнечного города, которые хотят посетить с экскурсией наш город, но Знайка сказал им, что, не зная правил поведения на дороге, отправляться в путь очень опасно! Давайте поможем жителям Солнечного города расскажем правила поведения на улице Незнайке, а он в свою очередь расскажет их своим друзьям.
Дети и воспитатель приглашают Незнайку к макету улицы.
Воспитатель. Незнайка, посмотри, как много домов на нашей улице. Дети, какие они? Что в них находится?
Дети. Высокие, низкие. В одних люди живут, в других работают. В магазине продают продукты. На почте отправляют посылки и письма в другие города.
Воспитатель. А как называют людей идущих по улице?
Дети. Пешеходы.
Воспитатель. Как называется часть улицы, где передвигаются пешеходы?
Дети. Тротуар.
Воспитатель. А где едут машины?
Дети. По проезжей части.
Воспитатель. На нашей улице двустороннее движение. Что это значит?
Дети. Проезжая часть разделена белой линией. Машины движутся в обе стороны.
Воспитатель. Чтобы на улице был порядок люди должны соблюдать правила. Как надо идти по улице? Какой стороны тротуара надо придерживаться?
Дети. Передвигаться по тротуару надо спокойным шагом, придерживаясь правой стороны.
Воспитатель. Чтобы перейти дорогу с двусторонним движением люди, прежде чем начать переход смотрят налево, дойдя до середины – направо. Скажите, в какую сторону нужно смотреть, при одностороннем движении?
Дети. Надо смотреть в ту сторону, откуда движется транспорт.
Воспитатель. А водители транспорта должны соблюдать правила?
Дети. Да. Для них есть знаки дорожного движения и светофоры.
Воспитатель. Дети, на улице так много машин, где же ее перейти?
Дети. На пешеходных дорожках или переходах.
Ребенок. (В фуражке инспектора ГИБДД.)
Пешеход, пешеход,
Помни ты про переход:
Подземный и наземный,
Похожий на зебру,
И наземный переход
От машин тебя спасет!
В. Добрякова
Воспитатель. Как выглядит знак, обозначающий пешеходный переход?
Дети. Это указательный знак в синем квадрате. На нем человек движется по белым полоскам или лестнице. Лестница вверх надземный переход – вниз подземный.
Воспитатель. Знак, обозначающий пешеходный переход указывает нам определенное место, где можно переходить дорогу, а что же еще помогает нам переходить дорогу?
Дети. Светофор.
(Выходят дети с картонными кругами соответствующего цвета в руках.)
1-й ребенок.
Наш домик – светофор,
Мы три родные брата,
Мы светим с давних пор
В дороге всем ребятам…
Если в окошечке красный горит:
«Стой! Не спеши!» - он говорит.
Красный свет – идти опасно,
Не рискуй собой напрасно.
2-й ребенок.
Если вдруг желтое вспыхнет окошко,
Подожди, постой немножко.
3-й ребенок.
Если в окошке зеленый горит,
Ясно, что путь пешеходу открыт.
Зеленый свет зажегся вдруг,
Теперь идти мы можем.
Ты, светофор, хороший друг
Шоферам и прохожим.
Воспитатель. Теперь проверим, как вы умеете реагировать на сигналы светофора, а Незнайка назовет самых внимательных.
Игра «Светофор». Дети с кругами красного, желтого и зеленого цветов отворачиваются от остальных. По сигналу воспитателя ребенок должен повернуться и продемонстрировать свой цвет. Остальные дети, увидев сигнал должны на него соответственно отреагировать красный – маршируют, желтый и зеленый стоят неподвижно.
Воспитатель. А сейчас, я предлагаю каждому нарисовать свою улицу, на которой вы живете. Рисунки мы подарим Незнайке, чтобы он показал их своим друзьям из Солнечного города и рассказал им все правила передвижения пешеходов по улицам. На своих рисунках, нарисовав дом, в котором вы живете не забудьте про магазины, школы, детские сады и т. д., про тротуары для переходов, проезжую часть для машин, про светофоры и пешеходные дорожки, обратите внимание на движение транспорта на дороге, какое оно, односторонне или двустороннее. А какой транспорт можно изобразить на проезжей части?
Дети. Легковой автомобиль, автобус, троллейбус, грузовик, специальный транспорт: пожарная машина, полиция, скорая помощь.
1. В группу входит Незнайка :
Незнайка: Ой, где это я, куда попал? Сколько ребят! Я — Незнайка из Цветочного города.
Вместе со своими друзьями – малышами я путешествовал на воздушном шаре. Но он потерпел аварию, и мы потерялись в незнакомом городе. Я отстал от друзей, заблудился, не могу понять, где я оказался.
Педагог: Здравствуй, Незнайка, не волнуйся. Мы тебе сейчас все объясним. Скажите, ребята, как называется наш город? (Новокуйбышевск)
Правильно. Ты Незнайка сейчас в Новокуйбышевске, в нашем детском саду. Ребята, давайте скажем Незнайке, как называется наш детский сад («Кораблик»)
Педагог: Ребята вы знаете на какой улице находится наш детский сад? Да правильно, на улице Карбышева.
Составление творческих рассказов: «Моя улица»
Дети вместе с воспитателем составляют небольшие рассказы об улице на которой находится детский сад.
Экскурсия по улице где находится детский сад.
Цель: знать, какие общественные здания, достопримечательности есть на улице, где находится детский сад, уметь рассказывать о них, описывать особенности, отмечать их значимость в жизни горожан.
Ситуативный разговор: «Улицы города»
Физкультминутка: «Путешествуем по улицам города»
Цель: уметь воспроизводить образ пластично, эмоционально окрашивая его; дифференцировать свои мышечные ощущения, управлять ими; использовать знания о городе в создании игрового образа.
Ходьба по узкой улочке по одному, по широкому проспекту в колонне по двое, по трое, по площади — по кругу; ходьба на носочках с вытянутыми вверх руками — высотные дома; подметаем улицы, катаемся на велосипедах ъ сквере, на лодках в пруду парка, качаемся на качелях, прыгаем на батуте в цирке-, идем скользящим шагом, как трамвай по рельсам, разбегаемся в разные стороны, как транспорт по своим маршрутам, застываем на месте по сигналу светофора и т. п.
Дидактическая игра: «Узнай улицу по описанию»
Воспитатель показывает картинки с изображением улиц города, рассказывает о них. Дети с помощью воспитателя отгадывают название улицы.
2. Воспитатель собирает детей возле себя в круг и предлагает: «Давайте улыбнемся друг другу. Я предлагаю вам найти в группе что-то необычное. А в каком направлении идти, я вам буду подсказывать. (Дети идут по указателям — следы на полу).
Прямо пойдешь – ничего не найдешь.
Налево пойдешь – гостей найдешь.
Направо пойдешь – что-то необычное найдешь!
(Дети находят большой конверт).
В конверте находятся загадки о городе. Ребята отгадайте мои загадки, найдите отгадки на доске (на доске расположены картинки с изображением города)
Отгадывание загадок
Соревнованья там проводят,
В футбол играют и хоккей.
Там занимаются спортсмены,
И ты спеши туда скорей. (Стадион.)
Кассы в нем и кинозал.
Это вовсе не спортзал.
Здесь экран и стулья есть,
Можно всем удобно сесть. (Кинотеатр.)
Здесь покупают и продают,
Здесь на витринах всё люди найдут.
Могут продукты любые купить
И для детей что-нибудь не забыть.
Могут одежду себе присмотреть,
Обувь, посуду и ткань приглядеть. (Магазин.)
В этом доме только книги.
Здесь их можно взять домой.
И в читальном зале тихом
Почитать журнал любой. (Библиотека.)
Много деревьев и много цветов.
И отдохнуть здесь каждый готов.
Мчится по кругу с детьми карусель,
В центре фонтан, здесь встречают друзей.
В тихих аллеях — прохлада и тень.
Можно гулять и кататься весь день. (Парк отдыха.)
Электрички, поезда приезжают все сюда.
Пассажиров доставляют,
Расписанье они знают.
Здесь билеты продают,
Приезжающих здесь ждут.
Пассажиры все в дорогу
Чемодан большой берут. (Вокзал.)
Можно здесь купить таблетки
И микстуру заказать.
Витамины выбрать можно,
По рецепту мази взять. (Аптека.)
Чтобы детишки здоровыми были,
Нужно, чтоб где-то врачи их лечили,
Чтоб за здоровьем следили всегда.
С мамами ходят детишки куда? (Поликлиника.)
Сочинение историй «Город, в котором живут дети»
Цель: уметь включать воображение, проявлять творчество, создавая новые образы, описывая их.
Педагог начинает сочинять историю, описывая ДОУ, в котором находятся дети. Затем каждый ребенок что-то добавляет к рассказу. Педагог активизирует детей уточняющими вопросами.
• А на какой улице располагался детский сад, в котором жили дети?
• Что было особенного на этой улице? Чем она отличалась от других?
• Какие улицы были ее соседями? Чем они отличались от нее?
• В каком месте города дети любили отдыхать?
• Куда чаще всего дети ходили с родителями?
• Что детям особенно нравилось в своем городе? Что огорчало?
• Если бы они были волшебниками, что бы изменили? И т. д.
Беседа «Что такое улица и по каким правилам она живет?»
Цель: знать, что улицы города, как его составляющие, живут по определенным правилам, нуждаются в уходе, обновлении, ремонте; какие службы заботятся о порядке на улицах города, чем они занимаются; уметь отвечать на вопросы педагога небольшим рассказом, используя знания, словарь, полуденные при изучении темы, из личного опыта; сознавать необходимость соблюдения чистоты и порядка на улицах города.
Педагог задает детям вопросы по своему выбору.
• Назовите улицу, на которой вы живете; на которой стоит детский сад
• Что есть на улице? (Здания, дорога, тротуар, дворы.)
• Вы утром умываетесь, причесываетесь, одеваетесь. Кто убирает и моет утром улицу? Какие машины помогают человеку убирать мусор, мыть, поливать улицы?
• Ваши мамы следят за тем, чтобы ваша одежда была не только чистой, но и. красивой. Кто следит за красотой зданий, состоянием дорог, тротуаров, дворов?
• Какие постройки, сооружения есть в вашем дворе? Как он озеленен? Удобно ли в нем играть, гулять? Ремонтируют ли оборудование детской площадки?
• Ваша мама следит за тем, чтобы ваша прическа была аккуратной, красивой, а волосы чистыми. А кто ухаживает за зелеными насаждениями: деревьями, кустарниками, цветами, газоном на улице? Какие работы проводятся весной, летом, осенью, зимой?
• За вашим поведением, поступками следят ваши родители. А кто следит за порядком на улице? Кто обеспечивает порядок на дороге? Кто приходит на помощь, если случилась авария, беда?
• В семье и в детском саду вас учат правилам поведения. А какие правила поведения на улице вы знаете?
Подвижная игра: «Машины на нашей улице»
Цель: уметь внимательно слушать команды педагога, быстро реагировать на них, передвигаться только в указанном направлении, не наталкиваясь на других детей; правильно реагировать на сигналы светофора.
Правила. Педагог жезлом указывает направление движения транспорта, показывает определенный цвет сигнала светофора, на который дети-машины должны реагировать правильно, дает команды «Легковой транспорт», «Грузовой транспорт», на которые дети перемещаются то по одному, то по двое, цепляясь за отведенные за спину руки ребенка, стоящего впереди. Выбывает тот, кто нарушил правила дорожного движения и кто не успел среагировать на команду педагога.
Дидактическое упражнение «Ответь на вопрос»
Цель: знать, что в городе, где живет много людей, большое количество домов и других объектов общественного назначения; уметь отвечать на вопрос, образуя существительное во множественном числе.
Педагог задает детям вопросы:
• В городе один дом? (В городе много домов.)
• В городе одна аптека?
• В городе один магазин?
• В городе одна улица?
• В городе одна площадь?
• В городе один светофор?
• В городе один перекресток?
Игра на слуховое внимание: «Звуки улицы»
Звучит шум проезжающих машин. Воспитатель спрашивает детей: «Как вы думаете, что это?
Дети: Это едут машины.
Что это пищит?
Это пищит сигнал светофора и т. д. Дети определяют на слух тот или иной звук улицы.
Труд: «Домик» (техника оригами)
Дети вместе с воспитателем складывают домик из бумаги в технике оригами.
Цель: закреплять навыки детей складывания листа бумаги из прямоугольника.
Коллективная работа: «Улицы нашего города»
Дети с помощью воспитателя берут домики сделанные в технике оригами, обыгрывают сюжет, затем приклеивают домики на ватман. Далее дополняют свою работу по желанию, изображают улицу нашего города.
Подведение итогов:
• Ребята, что вам понравилось в нашем путешествии?
• А хотели бы вы отправиться в путешествие завтра или на следующей неделе?
• Чтобы вы ещё хотели узнать о нашем городе?
Я знаю, что вы любите играть, и сейчас я хочу поиграть с вами в игру. Проводится игра «Встаньте, те кто…». Дети садятся на стульчики, расположенные по кругу, слушают и выполняют задание воспитателя:
Встаньте те, кто любит играть в машинки?
Встаньте те, кто приходит в детский сад пешком?
Встаньте те, кто приезжает в детский сад на автобусе?
Встаньте те, кого привозят в детский сад на машине?
Встаньте те, кого сегодня привела мама?
Встаньте те, кого сегодня привел папа?
Встаньте те, кто приходит в детский сад один, без взрослых?
Посмотрите, ребята, сейчас вы все сидите, это значит, что все вы приходите в детский сад вместе со взрослыми, с мамой или папой, с бабушкой или дедушкой. Как вы думаете, почему? (ответы детей). Правильно, мы с вами знаем, что улица – это место, где надо быть очень внимательными, чтобы не случилось беды.
Вспомните, как называются правила, которые должны соблюдать люди, если они собираются выйти на улицу и куда-нибудь пойти или поехать? (ответы детей). Правильно, это - правила дорожного движения. Что мы с вами говорим о правилах дорожного движения?
Хором:
«Чтобы никогда не попадать в сложные положения,
Надо знать и соблюдать правила дорожного движения!»
Воспитатель: Скажите, а вы выполняете правила дорожного движения? Давайте мы с вами сейчас назовем те правила, которые вы соблюдаете по дороге в детский сад.
Проводится игра «Передай жезл» : дети становятся в круг, передают друг другу жезл инспектора ГИБДД и называют какое-нибудь правило (например, я перехожу дорогу только на зеленый сигнал светофора; когда я еду в детский сад на машине, то папа пристегивает меня ремнем безопасности; по дороге в детский сад я держу маму за руку; мы с мамой идет по тротуару и т. д.)
Перед тем как начать работу, давайте поговорим о том, как устроена улица?
Я начну, а вы мне помогайте, рассказывайте, что знаете. Улицы устроены так, чтобы всем людям было удобно.
Высказывания детей (если дети затрудняются или забыли назвать какую-нибудь часть улицы, воспитатель подводит их к ответу, НО! не дает готовый ответ за детей, по мере обсуждения на мольберте схематично рисуются основные части улицы) :
- на улице стоят дома;
- у каждого дома есть свой номер, по которому легко найти нужный адрес (несколько детей называют свой адрес, вспомнить с детьми, почему важно знать свой адрес);
- вдоль улицы расположены тротуары и дороги;
- по дороге двигаются автомобили, ими управляют шоферы.
Воспитатель: Ребята, наверное, это интересно водить машину, скажите, а вы сейчас можете быть шоферами? Почему? А взрослые люди все могут быть водителями? Почему? (ответы детей – чтобы водить автомобиль, надо учиться, надо получить права и др.) Конечно настоящим автомобилем вы управлять еще не можете, но мы с вами можем пофантазировать и поиграть. Хотите?
Проводится физминутка «Мы - шоферы» (дети показывают движения)
Едем, едем на машине
(движение рулем)
Нажимаем на педаль
(ногу согнуть в колене, вытянуть)
Газ включаем, выключаем
(рычаг повернуть к себе, от себя)
Смотрим пристально мы вдаль
(ладонь ко лбу)
Дворники счищают капли
Вправо, влево – чистота!
(«дворники»)
Волосы ерошит ветер
(пальцами взъерошить волосы)
Мы шоферы хоть куда!
(большой палец правой руки вверх)
Далее продолжается обсуждение.
Воспитатель: Посмотрите на схему, как много того, что есть на улице вы уже назвали. Что еще можно рассказать об улицах города?
Высказывания детей:
- чтобы было удобно, на дороге есть разметка;
- по тротуарам двигаются люди (пешеходы, для людей, которые пользуются общественным транспортом здесь установлены остановки;
- на улицах обозначены места для переходов;
- на улицах много дорожных знаков и есть светофор.
Воспитатель: Светофор – наш главный помощник на улице, знать и понимать его сигналы очень важно. Давайте вспомним значение сигналов светофора и поиграем в игру «Будь внимательным».
Если свет зажегся красный,
Значит двигаться. (опасно)
Свет зеленый говорит:
Проходите, путь (открыт).
Желтый свет – предупрежденье –
Жди сигнала для (движенья).
Затем воспитатель объясняет правила игры: когда я покажу зеленый сигнал светофора (демонстрируется зеленый круг диаметром 10см, вы маршируете на месте, когда желтый (демонстрируется желтый круг диаметром 10см) – хлопаете в ладоши, когда красный (демонстрируется красный круг диаметром 10см) – стоите неподвижно.
Молодцы, справились с заданием.
В нашем городе много улиц, все они очень разные: на некоторых вдоль дороги стоят магазины и дома, на некоторых есть парки, а есть улицы, где дороги пересекают друг друга – вы помните, как называется такое место на дороге? (ответы детей).
Я подготовила для вас три основы, на которых мы будем делать наши макеты (демонстрация подготовленных основ для макетов, затем они кладутся на три стола, на каждом столе стоит флажок красного, желтого или зеленого цвета).
Подойдите ко мне, возьмите из фуражки по одному кружку (разноцветные круги диаметром 3см, посмотрите какого цвета ваш кружок и подойдите к тому столу, на котором стоит флажок такого же цвета.
Теперь слушайте задание: перед вами на столе лежит основа, где вы попробуете сами смастерить макет улицы. Посмотрите внимательно, подумайте, какая у вас будет улица? Вместе решите, что будет у вас на улице - какие будут дома, будут или нет деревья, нужен ли вам будет светофор и дорожные знаки? Попробуйте вместе выполнить эту работу.
Мы с вами в детском саду и вы вместе с родителями дома уже подготовили элементы, которые нам могут пригодиться – это модели построек, светофоры и дорожные знаки. Вы можете пользоваться этими заготовками для создания своего макета.
Когда вы закончите работу, мы все вместе рассмотрим ваши макеты, вместе выберем, какие из них мы подарим малышам.
Затем дети мастерят свои макеты, при необходимости им оказывается помощь, дается подсказка.
После того, как работа закончена, каждая команда представляет свой макет: придумывает название улицы, дети рассказывают, как устроена их улица, почему они поставили тот или иной знак, выбрали именно это место для светофора и т. д. Обсуждение проводится с помощью взрослого.