Юлия Явич
Конспект НОД в старшей группе «Это русская сторонка»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД
в старшей группе на тему : «Это русская сторонка»
Провела: воспитатель Явич Ю. В.
«Это русская сторонка, это родина моя!»
(Занятие для детей старшего дошкольного возраста в мини-музее)
Цели:
- воспитывать чувство любви к Родине, гордость и уважение к ней;
- продолжать знакомить детей с предметами быта, одеждой людей на Руси;
- формировать интерес к русскому фольклору.
Публикация «Конспект НОД в старшей группе „Это русская сторонка“» размещена в разделах
Подготовительная работа: чтение русских народных сказок, ознакомление с картой, пословицами и поговорками.
Словарная работа: изба, горница, косоворотка, атласный.
Оборудование: картины, предметы русского быта, куклы в русских костюмах, игрушки.
Ход занятия:
Воспитатель и дети входят в мини-музей детского сада.
Воспитатель: Слава нашей стороне,
Слава нашей старине!
И про эту старину
Я рассказывать начну,
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли.
Ребята, а как называется наша родная земля, наша Родина?
Дети: Россия.
Воспитатель: Как называют людей живущих в России?
Дети: Россияне, русские.
Воспитатель: В России живут и другие народы, но сегодня мы с вами поговорим о русском народе. Скажите, что бы вы хотели узнать о жизни русского народа в прошлом, когда ваши бабушки и дедушки были такими, как вы сейчас?
Дети: Как одевались, где жили, что у них было дома, чем занимались.
Воспитатель: ребята, обо всем, что вас интересует, мне помогут рассказать наши гости.
(Воспитатель обращает внимание на кукол в русских костюмах.)
Давайте знакомиться, Ваня и Настя – они в русских костюмах. Сначала рассмотрим одежду Насти, что на ней надето?
(Ответы детей)
Воспитатель: во что одет Ваня?
(ответы детей)
Воспитатель: в такой одежде русские люди ходили на работу, сидели дома. Для праздников у них была другая одежда, нарядная, яркая.
Воспитатель показывает иллюстрации праздничного народного костюма, дети составляют описательный рассказ об одежде. Воспитатель закрепляет их знания, используя стихотворения.
Эта часть костюма
Не мужской кафтан.
Носит красна девица
Длинный (сарафан)
Ходит девица с косой
С непокрытой головой,
Красоте помощник –
Расписной (кокошник)
Ворот вышит, а застежка
Сбоку подбородка.
Всем наряд известен этот
Как (косоворотка)
(Воспитатель показывает картину, на которой изображена старинная русская деревня.)
Воспитатель: посмотрите, в каких домах жили русские люди раньше. Как назывались эти дома?
Дети: избами.
Воспитатель: изба была необычная, строилась из бревен, с резными ставнями и карнизами, высоким крыльцом. Каждый хозяин придумывал избе свое украшение, и когда идешь по улице с такими избами, то кажется, что в сказку попал.
А вы хотите узнать, как выгладит изба внутри? Давайте пойдем в наш музей и посмотрим. А пойдем мы через ворота, да не простые, а золотые.
Игра «Золотые ворота»
(после игры воспитатель с детьми подходит в уголок, оформленный в стиле русской избы, из избы выходит бабушка Марфа)
Бабушка Марфа: Здравствуйте, детишки,
Девчонки и мальчишки!
Спасибо, что мимо не прошли,
Ко мне в гости зашли!
Проходите, не стесняйтесь,
удобней располагайтесь.
(дети рассаживаются на скамейке)
Бабушка Марфа: Посмотрите, как выглядит изба изнутри. Как вы думаете, почему стол такой длинный?
Дети: раньше были большие многодетные семьи.
Бабушка Марфа: что стоит возле стола?
Дети: длинные лавки.
Бабушка Марфа: ребята, что занимает большую часть избы?
Дети: Печь.
(дети рассматривают печь).
Такие печи называли русскими. Печь складывали из кирпича, а сверху обмазывали глиной. Человек, который умел класть печь, - печник - пользовался почетом и уважением. Важно было не просто сложить печь: она должна была долго держать тепло. Печь не только обогревала избу. В печи пекли хлеб, готовили еду. Пищу готовили в чугунке. Еда получалась вкусная, ароматная. На печи можно было спать. Для этого делалась специальная лежанка. Русские печи сохранились в деревнях до сих пор. Много пословиц и поговорок придумали люди о русской печке : «Что есть в печи, то на стол мечи», «Без печи хата – не хата».
В русской избе была одна комната, самая светлая и красивая, она называлась горницей. По вечерам вся семья собиралась в горнице. Взрослые и дети пели песни, играли в игры, веселились. Вечером, за околицей парни и девушки водили хороводы. Давайте и мы с вами встанем в хоровод
(проводится хоровод «Травушка-муравушка»)
Бабушка Марфа: Почти все в избе делалось своими руками. Долгими зимними мужчины вечерами резали миски и ложки, ткали, вышивали, плели лапти и туеса, корзины. Женщины пряли пряжу, ткали ткани, вышивали полотенца. Все делалось тщательно, и было не только полезным, но и красивым. Появлялись народные умельцы, зарождались народные промыслы. Многие старинные вещи сохранились до сих пор, мы видим их в нашем музее.
Вот здесь в уголке стоят предметы, изготовленные руками русских людей. Из чего они сделаны?
Дети: из глины и дерева.
Бабушка Марфа: как вы думаете, почему они сохранились до сих пор?
(ответы детей)
Дети читают стихи и показывают предметы с этой выставки.
Деревянный чурбачок
Завертелся, как волчок.
Из станка струятся стружки,
Получаются игрушки.
Вот русская красавица :
Для соли, для чая,
Для всякого случая,
На сахар, на мед,
На все пойдет!
А вот ложка-
Хлебай понемножку!
А вот матрешки-
Три штучки в одной кучке.
Бабушка Марфа: пока вы читали стихи, в печи поспел пирог. Примите угощенье да приходите в гости еще.
Воспитатель: Сей музей мы покидаем,
Русская изба так хороша,
В каждом стареньком предмете
Живет русская душа!