Любовь Бобова
Конспект НОД в старшей группе «Волшебница зима»
Образовательные области:
5. «Познание»;
6. «Коммуникация»;
7. «Физическая культура»
8. «Чтение художественной литературы».
Задачи НОД:
Обучающие: закреплять знания о признаках зимних явлений природы (П); обогащать словарь детей с помощью прилагательных (П); закреплять умение согласовывать существительные с прилагательными в роде и числу (П);
Развивающие: развивать речь детей как средство общения (К); развивать фонематическое восприятие, словарь детей (К); развивать логическое мышление, память, мелкую моторику (З);
Публикация «Конспект НОД в старшей группе „Волшебница зима“» размещена в разделах
Воспитательные: воспитывать любовь к природе (С); снятие мышечного и нервного напряжения (ФК).
Реализация детских видов деятельности в НОД:
- познавательно-исследовательская;
- двигательная;
- игровая;
- коммуникативная;
- продуктивная.
Планируемые результаты уровня интегративных качеств:
- принимает активное участие в отгадывании загадок;
- даёт чёткие развёрнутые ответы на вопросы воспитателя;
- проявляет интерес к участию в подвижных играх;
- умеет подбирать слова-признаки к словам;
- умеет составлять рассказ о зиме с опорой на иллюстрации;
- проявляет интерес к просмотру презентации.
Методические приё мы: изображение домика с закрытыми ставнями, картина с изображением зимнего пейзажа, карточки с изображением признаков зимы; фонограмма пьесы П. И. Чайковского «На тройке» из цикла «Времена года»? кукла «Зимушка», презентация на тему «Зима».
Предварительная работа: наблюдения в природе, рассматривание иллюстраций; чтение художественной литературы по теме: стихотворений З. Александровой «Снежок», И. Сурикова «Зима», русских народных сказок «Два Мороза», «Морозко».
Методика проведения:
I. Сюрпризный момент
II. Беседа по теме занятия
III. П/и «Метелица»
IV. Д/и «Подбери признаки»
V. Составление рассказа о зиме
VI. П/и «На дворе играют дети»
VII. Игра «Отгадай загадку»
VIII. Танец «Снежинки»
IX. Просмотри презентации
X. Подведение итогов
Содержание организованной деятельности детей
I. Сюрпризный момент
Перед детьми изображение домика с закрытыми ставнями.
Воспитатель. Ребята, хотите узнать, что спряталось за закрытыми ставнями домика? Тогда давайте отгадаем загадку и узнаем, чём мы с вами будем беседовать на занятии.
Кто, угадай-ка,
Седая хозяйка,
Тряхнёт перинки,
Над миром пушинки?
(Зима.)
Воспитатель. Верно.
Воспитатель открывает ставни у домика, а за ними картина с зимним пейзажем.
II. Беседа по теме занятия.
Воспитатель. Ребята, как вы думаете, почему говорят «Мороз не велик, да стоять не велит», «Береги нос в большой мороз». (Ответы детей.)
Воспитатель. Скажите, какие изменения происходят в природе зимой? (Выпадает снег, солнышко мало греет, холодно и т. д.)
Какая она, зима, (Холодная, хмурая, ветреная и т. д.)
А ещё зима – время весёлых детских игр и забав. Какие зимние игры вы знаете? (Дети перечисляют.)
Поиграть хотите?
III. Подвижная игра «Метелица»
Метелица, метелица. (Разбегаются врассыпную.)
Снег по полю стелется. (Выполняют плавные движения руками.)
Кто кружится, вертится, (Свободно кружатся.)
Тот и заметелится. (Приседают на последний слог.)
IV. Игра «Подбери признаки».
1. Звучит пьеса П. И. Чайковского «На тройке».
Воспитатель вносит куклу Зимушку.
Зимушка. Здравствуйте, ребята, я слышала, что вы обо мне говорите, и решила к вам в гости заглянуть. Мне очень грустно и обидно, что меня все считают холодной, хмурой и колючей. Но ведь я хочу, чтобы люди меня любили и не называли такими грустными словами.
Воспитатель. Не огорчайся, Зимушка. Мы с ребятами сейчас что-нибудь придумаем. Ребята, я предлагаю вам пофантазировать и придумать для красавицы новые признаки, которые понравятся Зимушке.
Воспитатель. Подберите слова-признки к данному слову:
Лёд (какой).
Зима (какая).
Снег (какой).
Метель (какая).
Сугроб (какой).
Воспитатель. Молодцы! А теперь повторим, какой же может быть зима.
Почему зима может быть мягкой, лёгкой, белой? (Ответы детей.)
Воспитатель. Зимушка, ты довольна ответами детей?
2. Воспитатель. Ребята, а что может обозначать выражение «железная зима»? (Всё сковала льдом, как железом.)
Как вы понимаете выражение «дымящаяся зима»?
(Зимой топят печки, они дымят, поэтому и зима дымящаяся.)
V. Составление рассказа о зиме с опорой на иллюстрации.
Воспитатель. Мы подобрали много интересных слов и выражений, поговорили об их значении. А теперь из полученных словосочетаний давайте составим рассказ о зиме.
Воспитатель ставит перед детьми опорные картинки.
Наступила зима. Выпал белый и пушистый снег, и землю укрыло мягкое и лёгкое одеяло. На деревьях лежат пушистые снежинки, лёгкие, как пёрышки. Реки и озёра сковал лёд, как будто железом. Холодно и морозно на улице. А людям тепло, они от мороза в тёплых домах прячутся. Печки топят да греют.
(Дети предлагают свои варианты рассказа.)
Зимушка. Спасибо, ребята, мне уже совсем не грустно. И я предлагаю вам поиграть со мной.
VI. Подвижная игра «На дворе гуляют дети».
На дворе мороз и ветер, (Ходят по группе врассыпную.)
На дворе гуляют дети.
Ручки, ручки согревают, (Потирают руку об руку.)
Ручки, ручки потирают.
Чтоб не зябли наши ножки, (Топают ножками.)
Мы потопаем немножко:
Топ-топ-топ.
Нам мороз не страшен,
Вот как мы теперь попляшем. (Пляшут.)
VII. Игра «Отгадай загадку».
Зимушка. Сейчас я загадаю вам загадку.
Белая звёздочка с неба упала,
Мне на ладошку легла. и пропала.
(Снежинка.)
Зимушка. А теперь мне так грустно с вами прощаться, я хочу, чтобы вы со мной потанцевали.
VIII. Танец «Снежинок»
Мы снежинки, мы пушинки,
Мы танцуем день и ночь,
Мы снежинки – балеринки,
Покружиться мы не прочь.
IX. Просмотр презентации
X. Подведение итогов
Зимушка. Спасибо вам, ребята, повеселили вы меня.
Что вам больше всего понравилось?
Что было труднее всего? (Ответы детей.)
Зимушка прощается и уходит.