Татьяна Селезень
Конспект НОД в старшей группе на тему «Грибы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД в старшей группе на тему : «Грибы».
Селезень Татьяна Алексеевна
Цель: формировать знания детей о грибах.
Программное содержание:
Образовательные задачи:
Закреплять и обобщать знания детей о грибах; учить различать съедобные и несъедобные грибы. Познакомить детей с особенностями внешнего вида и роста грибов.
Дать детям представления о правилах сбора грибов.
Темочки:
- Грибы и лесные ягоды
- Грибы. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Развивающие задачи:
Развивать наблюдательность, память, воображение, умение анализировать и делать выводы.
Воспитательные задачи:
Воспитывать экологическую культуру, умение правильно вести себя в лесу при сборе грибов.
Методы и приё мы:
Наглядный: сова, изображения грибов,
Словесный: беседа, рассказывание, указания, отгадывание загадок, «метод педагогической оценки», напоминание, чтение стихотворения П. Синявского «Грибная электричка».
Игровой: прилёт совы Фаины, пальчиковая игра «Грибы»,
Практический: составление модели «Как растут грибы», постройка транспорта из стульев, игра «Собери грибы в лукошко».
Метод проблемного обучения: создание проблемной ситуации.
Приё м активизации мыслительной деятельности детей: переключение видов деятельности детей на занятии;, введение игровых приёмов, введение художественного слова, опора на опыт детей, практическая деятельность детей.
Словарная работа:
Активизация словаря: съедобные, несъедобные грибы; ядовитые, мухомор, белый гриб-боровик, рыжики, подосиновики, лисички; шляпка, ножка, грибники.
Обогащение: плодовые тела, грибница, тонкие нити; бледная поганка,
Закрепление: (тема лексического запаса, имеющего у детей).
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, сюжетных картин на тему «Грибы», загадывание загадок, заучивание стихотворений о грибах, разучивание пальчиковых игр.
Оборудование и материалы:
Для воспитателя: бибабо совы Фаины; на экране телевизора - изображения съедобных грибов и ядовитых; изображения грибов, которых можно встретить в воде, на растениях, в домах, на камнях, в почве; фланелеграф для составления модели, как растут грибы (грибница, тонкие нити, изображение грибов, музыкальный фон.
Для детей: корзинки для сбора грибов, грибы съедобные и ядовитые, стулья для постройки транспорта.
Планируемый результат:
Дети должны знать:
- какие бывают грибы, чем они отличаются, где растут;
- основные виды съедобных и несъедобных грибов;
- правила поведения при сборе грибов в лесу;
- использовать активный словарь по теме.
Ход НОД.
1. Дети занимаются игровой деятельностью. Слышатся звуки в дверь.
Дети подходят к воспитателю и говорят, что к нам кто-то стучится.
- Ребята, как вы думаете, кто это может быть? (предположения детей).
В группу влетает сова. Так кто же это прилетел к нам в гости?
(это наша мудрая сова Фаина).
Сова: Я летала, я летала, очень многое узнала, и хочу вам рассказать.
- А о чём она вам сегодня расскажет, вы узнаете, когда отгадаете её загадку.
Сова Фаина загадывает детям загадку:
Кто сидит на крепкой ножке
В бурых листья у дорожки?
Встала шапка из травы –
Нет под шапкой головы.
- Ребята, так о чём сегодня пойдёт речь? Правильно о грибах. А вы знаете, кто это такие? (ответы детей). Почему и взрослым и детям необходимы знания об этих удивительных созданиях? (потому, что мы все любим собирать грибы, а они бывают очень опасны для нашего здоровья).
Грибы – это не растения, и не животные, поэтому их и называют загадочными созданиями. Много – много, около 100 тыс. грибов растёт на нашей планете. Их можно встретить везде. Как вы думаете где? (ответы детей).
Грибы можно встретить : в почве, в воде, на камнях, на растениях, в домах, в лесу и даже в музеях (на экране телевизора дети рассматривают картинки).
- А где встречали их вы? (в лесу). Давайте вспомним, как это было.
Дети рассказывают:
В руки возьмём по корзинке,
В лес за грибами пойдём.
Пахнут пеньки и тропинки
Вкусным осенним грибком.
Пальчиковая игра «Грибы».
- Каких только грибов нет в лесу. Лесные красавцы – эти грибочки! А вернее, их плодовые тела. Вот послушайте нашу гостью.
Сова Фаина: Многие думают, что грибы растут сами по себе. Но это не так. Гриб спрятан в почве. Состоит он из тонких белых ветвящихся нитей – грибницы (на экране дети рассматривают грибницу). Когда грибу достаточно тепла, влаги и питательных веществ, то на грибнице вырастают плодовые тела. Грибы поодиночке не растут.
- Ребята, а вы знали раньше об этом? Так почему же грибы не растут поодиночке?
Предложить детям на фланелеграфе, составить модель, как растут грибы (грибница, тонкие нити, изображение грибов). Дети выполняют задание.
Сова Фаина: Многие лесные грибы очень «дружат» с определёнными деревьями и кустарниками и обычно селятся под ними. Часто гриб просто не может существовать без дерева.
- Ребята, посмотрите, кто знает этот гриб? Как он называется? (белый). Белый гриб растёт только в лесу. Его ещё называют боровиком, растёт он на вырубках, в хвойных лесах, близ дорог; в глухомани его не встретишь (на экране рассматривают гриб). Шляпка у него мясистая, упругая, светло-серая, но может быть и желтоватая или бурая. Низ шляпки, как губка – губчатый, желтоватого цвета с чуть зеленоватым оттенком. А сам гриб, действительно, на изломе белый.
- А как называются эти грибы? (на экране грибы - рыжики). Рыжики растут под соснами и елями.
А этих красавцев знаете? Ну, конечно, это подосиновики. А где они растут, уже догадались? Правильно, под осиной, поэтому, так и называются.
А вот этот удивительный гриб узнали? (на экране гриб – лисичка). Как вы думаете, почему он так называется? (ответы детей). Правильно, за сходство его окраски с цветом лисьего меха. (Рассматривают гриб). Шляпка у лисички не отделяется от ножки, как у других грибов, а сливается с ней в одно целое. Есть у лисички очень ценная для грибников особенность. Ребята, может вы, знаете какая? (ответы детей). Правильно, они никогда не бывают червивыми. Старые лисички высыхают или загнивают, но в них никогда не поселяются другие насекомые. А вы знаете, почему? (размышления детей). Учёные никак не могут обнаружить, почему так происходит. Неужели насекомых просто отпугивает яркий цвет гриба? Удивительно…
Сова Фаина: Ребята, так какие съедобные грибы вы знаете? (ответы детей).
Эти грибы очень питательные и вкусные. Но растут в наших лесах и несъедобные, ядовитые грибы.
- Дети, кто знает, какие? (ответы детей). Правильно, бледная поганка и мухомор. Но самый опасный из ядовитых грибов – бледная поганка. Съешь её, и умрёшь. (Сова вместе с детьми на экране рассматривает бледную поганку). Шляпка у неё в центре как шар, а по краям плоская, шелковистая, бледно-зелёного цвета. Ножка белая, длинная, тонкая, с кольцом наверху и оторочкой у основания. Растёт она летом и осенью, обычно в лиственных лесах, реже а хвойных.
- А этот гриб красивый, красный. Но, поверьте, - он опасный.
Дети: мухомор.
Сова Фаина: Мухомор – самый нарядный гриб. Его вы ни с чем не спутаете (на экране рассматривают, и описывают мухомор). Шляпка у него…ярко-красная с белыми крапинками, на ножке кольцо, как будто мини-юбочка. А знаете что? Мухомор – гриб не такой простой. Людям его можно есть? (нет, он ядовитый и опасен). А вот многим лесным жителям без него не обойтись. Почему? (размышления детей).
- Ребята, как вы думаете, кто из животных может, есть мухомор? Правильно, белочки иногда сушат их на зиму. А ещё не брезгуют мухоморами и сороки. А лоси проглатывают их целиком, иногда несколько штук за один раз. Зачем? (ответы детей). Мухоморы для лосей – лекарство, которое помогает им избавиться от глистов. Вот так-то!
- Ребята, так о каких грибах вы сегодня узнали? Какие из них съедобные, а какие ядовитые – несъедобные? (ответы детей).
- А почему мухомор назвали мухомором? (раньше настой этого гриба всегда применяли для уничтожения мух и других насекомых, за что он и получил своё название).
- Что общего между мухомором и бледной поганкой? (это ядовитые, несъедобные грибы).
- Что вы сделаете, увидев в лесу мухомор: пройдёте мимо или собьёте ногой? Почему? (мухомор нужен животным).
Сова Фаина: Ребята, а почему говорят, что маленький и старый гриб грех срывать? (маленький должен вырасти, а старый в пищу не годится – пусть им лесные жители полакомятся).
- А вы любите собирать грибы? (да, очень любим)
- Тогда, давайте с вами поедем в лес за грибами. (Дети строят из стульев транспорт, изображают, что едут за грибами).
Звучит музыкальный фон. Чтение детям стихотворения П. Синявского «Грибная электричка» :
Едут в электричке волнушки и лисички
С ребятами-друзьями - опятами, груздями.
Со станции Пригоркино на станцию Ведёркино,
Со станции Подъёлкино на станцию Засолкино.
Колёса со старанием по рельсам тарахтят,
Везут по расписанию компанию опят.
Со станции Полянкино на станцию Сметанкино,
Со станции Пеньковкино на станцию Духовкино.
У мухомора хитрый вид, ехидная усмешка –
Забрался в поезд и сидит, как будто сыроежка.
Но вот заходит контролёр, выводит мухомора.
И безбилетник мухомор краснеет от позора.
А старичок боровичок, интеллигентный толстячок,
Приподнимает свой берет, и предъявляет свой билет.
К билету прилагаются четырнадцать квитанций.
Четырнадцать квитанций с названиями станций:
Дорожкино, Лукошкино, Опушкино, Засушкино,
Кастрюлькино, Бульбулькино, Лучково, Сельдерюшкино,
Морковкино, Перловкино, Немножкино-Картошкино,
Лаврушкино-Петрушкино, Тарелкино и Ложкино.
- Ну, а мы с вами приехали на станцию Загадкино. Сейчас проверим, знаете ли вы грибы. (Загадывание детям загадок).
Я в красной шапочке расту под стройною осиною, меня узнаешь за версту, зовусь я (подосиновик).
Возле леса на опушке, украшая тёмный бор, вырос пёстрый, как Петрушка, ядовитый (мухомор).
На толстой белой ножке коричневая шапка. Наверняка любой грибник найти мечтает (боровик).
У него невзрачный вид, воланчик на ножке его не украсил. Ты не трогай этот гриб. Учти, - он очень ядовит! Смотри, не бери его с полянки! Его называют (бледной поганкой).
Растут в лесу сестрички, рыжие (лисички).
- Молодцы! Загадки отгаданы. А теперь, подумайте и скажите, как правильно собирать грибы в лесу? (ответы детей).
Сова Фаина: Для настоящего грибника поход за грибами – радостная встреча с лесом, приобщение к его красоте, к его тайнам. Каждый гриб он осторожно срежет, да ещё полюбуется им, а потом только положит в корзину. Незнакомые и несъедобные грибы не тронет, ногами не собьёт. Они нужны лесу. Сухую листву и мох не перевернёт, не разбросает. Настоящему грибнику лес радуется, как другу и грибов для него не пожалеет. Отправляясь за грибами, не забывайте об этом.
- Спасибо, тебе совушка за мудрые советы, я тоже надеюсь, что наши ребята прислушаются к ним и будут стараться не навредить лесу.
Сова предлагает детям поиграть игру «Собери грибы в лукошко». На полу разложены разные грибы : съедобные и несъедобные. Звучит музыкальный фон, дети собирают в корзинки грибы. В конце игры дети объясняют, почему они собрали именно эти грибы. Сова проверяет, правильно ли дети запомнили съедобные грибы. Делает акцент на то, что дети не трогали ногами несъедобные грибы, потому что они пригодятся диким животным. Благодарит детей за их знания, и желания научиться правильно вести себя в лесу при сборе грибов.
Дети прощаются с совой Фаиной, благодарят её за мудрые советы и предлагают прилетать в гости почаще.
4. Рефлексия.
- Кто сегодня прилетал к нам в гости? (сова Фаина).
- О чём она вам рассказывала? (о съедобных и ядовитых грибах).
- С чем познакомила? (с правилами сбора грибов,
- Что интересное для себя вы узнали? (что мухоморы нужны лесным жителям).