Татьяна Бобохидзе
Конспект НОД в старшей группе «Чтение рассказа Б. Житкова «Как я ловил человечков»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Ознакомление детей с рассказом Б. Житкова «Как я ловил человечков».
Задачи:
Образовательные:
-формировать умение у детей воспринимать чтение рассказов на слух;
- формировать умение у детей отвечать на вопросы сложными предложениями;
-формировать умение у детей различать жанры художественной литературы
Развивающие:
-развивать устную речь ;
-развивать внимание;
-развивать память, мышление
Воспитательные
-воспитывать интерес к литературе;
-воспитывать умение слушать других.
Публикация «Конспект НОД в старшей группе „Чтение рассказа Б, Житкова „Как я ловил человечков“» размещена в разделах
Оборудование и материалы: письмо от мишки ; книга Б. Житкова «Как я ловил человечков» и иллюстрации к книге, иллюстрации-слайды к сказкам и слайды к рассказу, портрет Б. Житкова, цветы-эмоции
Ход занятия
1. Мотивация
- Колокольчик озорной,
Ты ребят в кружок построй.
Собрались ребята в круг
Слева –друг и справа – друг.
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
-Настроение у нас сегодня хорошее и к нам пришли гости. Давайте им тоже улыбнемся и поздороваемся.
Дети сели на стульчики, стоящие полукругом, перед экраном.
-Но прежде,чем начать наше занятие, давайте вспомним правила:
Каждый день всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Громко, четко говорим.
Никуда мы не спешим.
Если хочешь отвечать, не шуми,
Только руку подними.
На столе Вы видите правила обозначения: давайте их повторим. Один говорит, другие слушают. И еще одно: захотел ответить, подними руку. (Показ обозначений)
В:-Ой, ребята сегодня шла на работу и в почтовом ящике в коридоре увидела конверт. Я его принесла с собой в детский сад. От кого оно, хотите узнать? Но кто это, вы узнаете, когда отгадаете загадку:
Он в чаще лесной живет,
И сладкоежкою слывет.
Любит он малину, мед,
А зимой свою лапу сосет.
Он может громко зареветь,
Мы зовем его …. Медведь (слайд 2)
-Правильно. (воспитатель показывает конверт-письмо).
2. Основная часть.
В:-Ребята, Мишка из леса прислал нам конверт,но конверт, что-то тяжелый.
-Но прежде, чем мы сможем взять то,что в письме, он просит выполнить задания.
-Первое задание: медвежонок просит нас отгадать из каких произведений эти иллюстрации. И что это : сказка или рассказ.
(воспитатель показывает по очереди слайды иллюстраций к сказкам)
3,4,5,6 слайд (Маша и медведь; Крылатый, мохнатый,да масляный; Красная шапочка; Гуси лебеди)
-Из какого произведения эта иллюстрация? Маша и медведь (Это сказка или рассказ)
Ответы детей
3,4,5,6 слайд-дети объясняют, что они считают это сказками, так как там волшебные герои, волшебные события, так в рассказах не может быть ( Например: Крылатый, мохнатый, да масляный-Разве в жизни можно встретить мышонка, который дрова рубит, или блин, который щи да кашу варит)
7,8 слайд
Воспитатель: -А теперь посмотрите,пожалуйста, на этих слайдах, что Вы видите: иллюстрацию сказки или рассказа?
Ответы детей :Рассказ Косточка и рассказ Живая шляпа (так как,там несколько героев и одно реальное событие,не волшебное, не как в сказках и их пишет писатель, а не народ)
В:-Молодцы, ребята справились с первым заданием!
В:-Мишка говорит вы большие молодцы. (9 слайд)
В:-А сейчас мишка хочет посмотреть, как вы умеете двигаться.
В:-Покажем ему, как мы умеем двигаться?
Физминутка «Мишка»( 10 слайд)
Мишка вылез из берлоги,
Огляделся на пороге. (Повороты влево и вправо.)
Чтоб скорей набраться сил,
Головой медведь крутил. (Вращение головой)
Наклонился назад, вперёд (Наклоны туловище)
Вот он по лесу идёт (Ходьба)
Мишка до пяти считает
Мишка гири поднимает (имитирующее упражнение «поднимаем гири»)
В: -Молодцы, ребята, хорошо отдохнули и мишке тоже понравилось, как вы выполнили задание. Он хочет, чтобы мы с вами посмотрели, какой сюрприз приготовлен для нас в этом конверте.
(Воспитатель открывает конверт, в нем находятся иллюстрации к произведению Б. Житкова «Как я ловил человечков»(11 слайд)
-Ребята, перед нами иллюстрация из произведения русского писателя Бориса Степановича Житкова.
(12 слайд)
Борис Степанович написал много разных рассказов. Он писал о смелых, гордых, самоотверженных людях, о редких животных и дальних странах. Его книги учат добру и самым лучшим человеческим качествам. (Воспитатель показывает слайд с портретом Б. С. Житкова)
-Помните, мы с Вами познакомились с одним из его рассказов «Как я ловил человечков». Давайте, мы сегодня вспомним этот рассказ, но кратко.
В: Чтение рассказа (по ходу чтения воспитатель показывает слайды- иллюстрации к рассказу).
13 слайд
-Когда Боря был маленьким мальчиком, его отвезли к бабушке. Там он увидел красивый игрушечный пароходик – «он был совсем настоящий, только маленький». Боря был заворожён маленьким, искусно сделанным судном. Он попросил у бабушки поиграть с ним, но та строго сказала, чтобы Боря даже не прикасался к пароходику, который очень дорог ей как память.
Мальчик сразу понял, «что, если и заплакать, – не поможет».
14 слайд
-Но он никак не мог перестать думать о кораблике и часто представлял, как по его палубе прогуливаются крошечные человечки. Боря настолько поверил в свою фантазию, что даже пораньше лёг в постель, чтобы успеть рассмотреть маленьких матросов, которые, конечно же, выходили на поверхность только под покровом темноты. В ту ночь Боре не удалось дождаться их появления, и на следующий день он решил выманить человечков при помощи конфеты. Он положил кусочек леденца «на пароходик, около будочки», и принялся ждать. Однако и в этот раз Боря уснул. Конфеты на палубе не было. Такая же участь ждала и кусочек хлеба.
Боря был настойчивым мальчиком и «решил непременно взять пароходик и посмотреть и поймать человечков». Дождавшись, когда бабушка ушла из дома, он достал пароходик и принялся его трясти, но человечки ничем себя не выдавали. В сильном волнении Боря взял нож, и принялся ковырять палубу. Ему мешали веревочные лесенки, и он без раздумий разрезал их. К огромному разочарованию Бори под палубой было пусто. Он понял: «теперь всё пропало», и горько заплакал.
15 слайд
В эту минуту домой вернулась бабушка, и принялась утешать Борю: «она ещё не видала пароходика».
Беседа о прочитанном.
В:-Ребята, скажите, это рассказ или сказка? А почему Вы так думаете?
- Вам понравился рассказ?
-Как называется рассказ,с которым мы познакомились?
-Кто написал этот рассказ?
-Как вы думаете,почему плакал мальчик?
-Как вы считаете, почему бабушка не разрешала мальчику трогать кораблик?
-Дети, как вы думаете, что будет, когда бабушка, увидит сломанный кораблик?
-В чем убедился мальчик, когда сломал пароходик?
-Что вам больше всего запомнилось из этого произведения?
3. Рефлексия.
В:-Ой, ребята, посмотрите, а в конверте ещё есть цветочки. Смотрите одни улыбаются, а другие грустят,подойдите и возьмите себе цветочек. Если Вам все сегодня понравилось : как Вы сегодня внимательно слушали, отвечали на вопросы сложными,полными предложениями, внимательно рассматривали иллюстрации, берите улыбчивый цветочек, а если Вам кажется,что немного сегодня у Вас не получилось, Вы были не так активны, плохо отвечали на вопросы, не рассматривали иллюстрации,то берите грустный цветочек.
16 слайд
В: -Очень хорошо, что Вы выполнили задания мишки и смотрите, в конверте книга с рассказом Бориса Житкова «Как я ловил человечков». Я думаю, он нам решил её подарить, чтоб Вы её рассматривали и обсуждали.
Воспитатель делает выводы и заканчивает занятие.