Ольга Тюменцева
Конспект НОД в старшей группе «Лесные жители»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: закрепить представления о диких животных.
Задачи:
Образовательные:
-Закрепить обобщающие понятия «дикие животные»,»домашние животные», дифференцировать их.
-Уточнить знания детей об образе жизни лесных зверей.
-Обобщить знания детей о способах защиты зверей от врагов, добывания пищи
- Закреплять умение детей называть детенышей животных в единственном и множественном числе.
Развивающие:
Темочки:
- Дикие животные, лесные звери
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2015
-Активизировать словарь детей: нора, дупло, берлога, злой,серый,страшный,сердитый,трусливый,длинноухий,косой,быстрая,проворная,пушистая,рыжая,маленький,колючий,хитрая,косолапый,неуклюжий.
-Обогащать словарный запас детей :«санитар леса», «логово», «бурый медведь».
-Развивать познавательный интерес к диким животным.
-Развивать внимание, мышление, речь.
Воспитательные:
-Воспитывать бережное отношение к животным.
Образовательные области: познание, коммуникация
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная.
Материалы и оборудование:
• Листы картона со стволами и ветками деревьев.
• Мягкие игрушки животных: еж, заяц, белка, лиса, волк, медведь.
• Макеты жилищ животных: пенек с норкой, дерево с дуплом, кустик, горка с норой, логово, берлога.
• Макет дома и леса.
• Набор карточек «Дикие животные и их детеныши».
• Коробка с сыпучестями и игрушечные наборы диких и домашних животных.
• Аудиозапись «Звуки леса», «Крик вороны»
• Конверт с письмом.
• Сенсорная дорожка («кочки»)
• Картинки с изображение животных (веселых и грустных)
• Следы животных на бумаге
• Шишки, листья
• Ширма
• Раскраски
• Набор карточек «Кто чем питается»
• Листы с изображением животных для игры «Кто меняет шубку»
• Разрезные картинки для игры «Чей домик»
Предварительная работа: просмотр мультфильма о животных.
Ход занятия.
Организационный момент.
Воспитатель: Здравствуйте ребята! Сегодня к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся и подарим им наши красивые улыбки!
Звучит музыка леса.
Воспитатель: Ой, ребята, а куда мы это сегодня попали? (в лес) А почему вы так решили (ответы) А кто живет в лесу? (животные) А помните на прошлом занятии, мы смотрели мультфильм? (ответы) О ком он был? (о животных)
Звучит крик вороны.
Воспитатель: Ой, кто это кричит? (ворона) Ребята, посмотрите, она нам принесла какое-то удивительное письмо… Посмотрите, какой-то листик на конверте, какие-то странные следы… Интересно было бы узнать, откуда оно и от кого… А вам интересно? А как же нам узнать от кого оно (прочитать)Тогда давайте откроем его и прочитаем. (воспитатель читает письмо)
Письмо. Здравствуйте, наши дорогие мальчики и девочки! Нам очень скучно и грустно у себя в лесу и поэтому мы приглашаем вас к себе в гости.
Дикие животные.
Воспитатель: Ой, ребята, а кто такие дикие животные? (Это животные, которые живут в лесу и заботятся о себе сами: сами добывают еду, сами строят себе жилище). А каких диких животных вы знаете? (Заяц, белка, волк, медведь, еж и т. д.)
Воспитатель: Ребята, а вы хотите отправиться в гости к диким животным? А как же нам встретиться с ними (ответы) Как же мы их найдем? (пойдем по следам)
Волк.
Воспитатель: Смотрите, вот чей-то дом виднеется. Интересно, кто здесь живет? Серый и зубастый. Воет в день ненастный: «У-у-у. ,.» (волк).
А какой он, ребята? (злой, сердитый, серый, зубастый, страшный)
А как называется его жилище (логово) А как волк добывает себе пищу (У него сильные ноги, он бегает на большие расстояния за добычей)Обычно волку попадаются слабые и больные животные. Волка называют «санитаром леса».
Воспитатель: Здравствуй, волк! Что случилось, почему грустишь?
Волк «шепчет» на ухо воспитателю: Ах вот в чем дело! Представляете, ребята, заходили в гости к лесным жителям домашние животные. И так все вместе веселились, так плясали, что все-все перепутались, и теперь не знают, кто из них дикие, а кто домашние. Что же теперь делать (помочь волку)
Воспитатель: А кто же такие домашние животные? Почему их так называют (Это животные, которые живут рядом с домом человека, человек заботится о них)
(В коробке с сыпучестями спрятаны маленькие фигурки диких и домашних животных. Дети достают по одной фигурке, называют животное. Диких ставят к макету леса, домашних- к макету дома).
Воспитатель: Вот и разобрались! Мы помогли волку? (ответы) Развеселили его (ответы)Ну а мы отправимся на поиски других животных.
Заяц
Воспитатель: Посмотрите-ка, ребята, у нас болото на пути. Тяжело пройти будет. Но мы постараемся. Правда? Смотрите, тут дорожка есть через болото- по кочкам придется идти. Давайте встанем друг за другом. Ровненько, не спеша пойдем, чтобы друг друга в болото не столкнуть.
(Дети строятся в колонну и по одному переходят через болото).
Ой, смотрите — кустик! Кажется, там кто-то прячется. Ну-ка угадаем, кто это. (Заяц)
Воспитатель: Точно, заяц! А какой он, ребята? (трусливый, длинноухий, серый, косой). Где зайчик живет (под кустом в норке)А чем заяц питается? (капуста, морковка,кора деревьев)Кого боится? (лису, волка)А как спасается от врагов? (его спасают быстрые ноги) А какая у зайчика шубка зимой? (белая)Почему?
Ребята, но заяц тоже грустный. Он мне сказал, что забыл надо ли зверям менять шубу к зиме. Что же теперь делать (надо ему помочь)
(На столе лежат листы бумаги с изображением диких животных. Воспитатель предлагает обвести тех животных, кто меняет шубку к зиме)
Воспитатель: Ну что ребята, помогли мы зайцу (ответы) Он очень рад и благодарит вас за помощь. А теперь нам пора отравляться дальше.
Еж.
Воспитатель: Посмотрите-ка, ребята, вот пенечек стоит. А под пенечком чья-то норка. Только пенек весь листьями засыпан. Надо нам подуть посильнее, чтобы все листочки улетели, тогда мы и узнаем, кто там в норке живет.
(Дуем все вместе на листья, и они «улетают»).
Воспитатель: Кто же это, ребята? (еж) Какой он? (маленький, колючий) А что еж любит есть? (насекомых, мышей, змей, мышей) А как называется домик ежа? (норка) Как вы думаете, если мы придем в лес зимой, мы сможем увидеть ежа? Почему? (нет, еж зимой спит).
Интересно, почему наш еж такой грустный? Что случилось, ежик? Ах вот оно что! Оказывается,еж хотел сходить в гости к животным, но забыл где они живут. А вы,ребята, знаете (ответы)А ежику помочь сможете? (ответы)
(Воспитатель предлагает детям собрать разрезные картинки с изображением жилищ животных)
Теперь еж доволен,ведь теперь он сможет сходить в гости.
А нам снова пора в дорогу.
Лиса.
Воспитатель:
Смотрите-ка- горка!
А под горкой-норка!
Кто-то в норке здесь живет,
В гости нас к себе зовет.
Давайте угадаем, кто же это? (Лиса)
Воспитатель: Вот она- лисичка! Какая она, ребята? (хитрая, рыжая, пушистая) А где она живет? (в норе)А чем питается? (птицы, мыши)Лиса хочет нам что-то рассказать.
Лиса «шепчет» на ухо воспитателю: Весной у всех зверей в лесу появляются детеныши. Но звери забыли, как правильно называть своих деток, и мы просим помочь нам разобраться.
Воспитатель: Вы ребятки умные и знаете, как называются лесные детеныши. Поможем? (ответы)
На магнитной доске выставляются наборы карточек:
Лиса-лисенок-лисята
Заяц-зайчонок-зайчата
Белка-бельчонок-бельчата
Волк-волчонок-волчата
Еж-ежонок-ежата
Медведь-медвежонок-медвежата.
Молодцы, ребята! И лисе помогли,развеселили ее.
Белка.
Воспитатель: Ой, шишки под ногами! Кто же их здесь разбросал?
Верно, это белка. Смотрите, вот на дереве ее домик. Как он называется (дупло) А вот и сама белочка из дупла выглядывает. Здравствуй, белочка! Ребята, какая она? (проворная, быстрая, пушистая, рыжая). А зимой у белки какая шубка? Как белка спасается от врагов (умеет быстро перебираться с дерева на дерево) А чем питается белка (орешки, грибы)
Воспитатель: Ребята, интересно, почему белочка такая грустная? Давайте ее спросим. Белка просит нас помочь ей разобраться, чем питаются дикие животные. Поможем (ответы)
(Дети распределяют картинки животных и продуктов)
Молодцы, ребята! Белка очень довольна! А мы продолжим свой путь.
Медведь.
Воспитатель: Я еще чей-то домик вижу впереди. Кто там живет (Медведь)
Воспитатель: Точно, это медведь! Здравствуй, Мишка косолапый! Ребята, а медведь какой? (косолапый, бурый, неуклюжий). А чем медведь питается? (мед, ягоды,орехи, грибы)А что медведь зимой делает? (впадает в спячку)Где он спит? (в берлоге)
Воспитатели: Молодцы, ребята, хорошо потрудились, всех зверей развеселили! Все лесные обитатели очень вам благодарны и приготовили для вас подарок- раскраски животных.
Понравилось вам наше лесное путешествие? У кого в гостях мы сегодня побывали? Тяжело ли вам было отвечать на вопросы? Почему? Ребятки, все вы молодцы-постарались! (воспитатель подводит итог)
Рефлексия
У меня на столе картинки с изображением веселых и грустных животных. Если вам было интересно сегодня, то возьмите картинку с веселым животным, а если вам было грустно, скучно – тогда картинку с грустным животным(дети выходят к доске и объясняют свой выбор). В наших лесах живут еще и другие животные, но о них мы поговорим в следующий раз. Ну а нам пора возвращаться в детский сад.