Ватолина Любовь
Конспект НОД в старшей группе «Бумага и её свойства»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить детей с разными свойствами бумаги и ее применением.
Задачи:
1. Уточнить представление детей о бумаге, продолжать знакомить с её свойствами, и применением. Познакомить с историей создания бумаги.
2. Развивать умение обследовать предмет и устанавливать причинно-следственные связи в процессе выполнения различных действий с бумагой. Повысить интерес детей к исследовательской деятельности через опыты с бумагой.
Публикация «Конспект НОД в старшей группе „Бумага и её свойства“» размещена в разделах
- Бумага. Свойства бумаги
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2020
3. Развивать связную речь посредством полных ответов на вопросы.
4. Воспитать интерес к познанию окружающего мира, любознательность и бережное отношение к бумаге и ее использованию
Оборудование: картинки с изображением способов применения свойств бумаги, бумага разных видов, материалы для опытов.
Образовательные области:
Социально-коммуникативное развитие,
познавательное развитие,
речевое развитие.
Ход НОД.
- Ребята, отгадайте загадку?
Аппликация, картинки
Серебристые снежинки
Можешь сотворить и флаги
Из листов простой ….(бумаги)
- Да, это бумага.
- Ребята, когда появились первые люди на земле, бумага еще не существовала! Что было вместо нее, как вы думаете?
- У вас очень разные предположения, давайте присядем и посмотрим как появилась первая бумага.
Чтобы узнать это, ученые проводили раскопки. И слои земли метр за метром открывали свои тайны. Из раскопок ученые узнали, что древние
люди рисовали на камнях. Затем начали писать на сырых глиняных табличках. Наши далёкие предки сушили их на солнце или обжигали в огне, чтобы закрепить текст.
Более лёгким и надёжным материалом для письма стало дерево. Наши предки славяне наносили свои тексты на бересту, ребята, а вы знаете, что такое береста?
Правильно, это кора дерева. Их называли берестяные грамоты.
Люди, живущие в Египте, нашли растение-папирус. Стебли папируса разрезали на тонкие полоски и укладывали их друг на друга, смазывали клеем, проглаживали деревянной гладилкой, сушили на солнце и свертывали в трубку.
Первую бумагу придумали в Китае две тысячи лет назад. Китайцы нашли способ делать бумагу из волокнистой внутренней части коры тутового дерева. Они научились толочь кору в воде, чтобы отделить волокна, потом они выливали эту смесь на подносы, на дне которых находились длинные узкие полоски бамбука. Когда вода стекала, мягкие листы клали сушиться на ровную поверхность.
- Ребята, как вы думаете, в современном мире, где изготавливают бумагу?
- Правильно, бумагу изготавливают на бумажной фабрике. Туда привозят из леса бревна сосновые и еловые. На фабрике с них сдирают кору, измельчают на щепки, а щепки отправляют на варку. А потом древесина попадает в машину, у которой много-много валиков. Одни валики отжимают, другие высушивают, третьи полируют. Так переходя с валика на валик, древесина превращается в белую бумагу.
- Как вы думаете, человеку нужна бумага?
- А зачем? Да, ее сейчас нужно все больше и больше, а мы знаем, что для изготовления бумаги нам нужны деревья, очень много, что может тогда произойти?
- Какие вы молодцы, все правильно сказали. Для того чтоб сохранить природный и животный мир, что мы должны сделать. (Экономно расходовать бумагу).
- А еще бумага имеет множество свойств.
- Как мы можем узнать свойства бумаги? (В лаборатории, проводить опыты)
ОПЫТ № 1
На столе лежат яркая игрушка, лист бумаги, полиэтиленовый пакет. Сначала рассмотрим игрушку через полиэтиленовый пакет. Почему мы видим игрушку? Потому, что пакет прозрачный.
А теперь вместо пакета, мы берём лист бумаги. Видно через бумагу игрушку? Нет. А почему? Потому, что бумага не прозрачная. Это свойство бумаги. Ребята, какая бумага?
(Не прозрачная.)
Как это свойство бумаги можно использовать в жизни?
(Из неё можно делать обои, оберточную бумагу).
ОПЫТ № 2
На столе лежат бумага, пластиковая доска, карандаш. Нарисуйте карандашом на доске, а теперь на бумаге. Что происходит? (На бумагу можно наносить изображения, рисовать, писать).
Для чего нам это пригодится в жизни?
(письма, книги, картины)
ОПЫТ № 3.
На столе лежат лист бумаги и салфетка. Попробуйте сделать из них самолетик. Что происходит? Какое свойство бумаги?
Бумага легко сминается, сгибается, держит форму.
Для чего нам это пригодится в жизни?
(Из неё можно делать различные фигуры, поделки).
Физминутка.
Мы сначала будем топать, а потом мы будем хлопать
А сейчас мы вместе сядем, встанем – будем взрослым дядей
Наклонитесь ниже, ниже, головой к коленям ближе
А сейчас вы потрудитесь – хорошенечко прогнитесь
Головою покрутите и плечами повертите
Ну-ка дети, не устали, сели-встали, сели-встали,
все руками помахали, и ко мне все подбежали
А теперь мы повернемся и все вместе засмеемся
ОПЫТ № 4.
На столе стоит тарелка с водой, бумага, металлический предмет. Сначала опустите ложку, а потом бумажную салфетку. Что произошло с ложкой? Ничего. А что случилось с бумажной салфеткой? Она промокла насквозь.
- Как вы думаете, ребята, если на улице пойдёт дождь, мы будем прятаться под бумажным зонтиком? Нет. А почему? (Потому, что бумага промокает и пропускает воду).
Ребята, какое свойство бумаги?
Как это свойство бумаги можно использовать в жизни?
(Салфетки, полотенце для кухни, туалетная бумага)
ОПЫТ № 5.
Бумага легко воспламеняется.
Где мы можем использовать это свойство бумаги?
(Разжигать костер, чтобы согреться, приготовить еду)
Ребята при помощи опытов мы с вами выяснили, какие свойства бумаги есть, и как они нам могут пригодиться в жизни. Давайте подойдем к мольбертам и повторим свойства бумаги.
Прочитать детям телеграмму от коллекционера, который собирает разные виды бумаги. Он путешествует и рассказывает о своей коллекции. Но на улице подул сильный ветер и коллекция разлетелась, а часть коллекции попала в группу. Помогите найти образцы бумаги и наклеить на лист бумаги в соответствии с названием. Назвать назначение каждого вида бумаги и описать свойства данного вида бумаги.
- Ребята, что вам сегодня больше всего понравилось?
- Вам было легко выполнять опыты или были затруднения?
- Вам понравилось работать в лаборатории?
Мне тоже понравилось, как вы работали, а теперь нам пора возвращаться в группу.