Жукова Анастасия
Конспект НОД в средней группе по развитию речи «Звуковая культура речи: звуки [з]-[з’]»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить со звуком «З», «ЗЬ», научить его произносить, находить слова в которых есть звук «З», «ЗЬ». Формировать у детей интерес к устному народному творчеству: загадкам, чистоговоркам.
Задачи: - упражнять детей в произношении изолированного звука «З» (в словах и слогах); - учить произносить звук «З» твердо и мягко; - различать слова со звуками «З» и «ЗЬ»; - развивать речь детей, фонематический слух; - закреплять умение работать по схемам; - закреплять умение проговаривать чистоговорки; - закреплять умение пользоваться вежливыми словами; - воспитывать звуковую культуру речи, обогащать и активизировать словарь ребёнка; воспитывать культуру общения.
Публикация «Конспект НОД в средней группе по развитию речи „Звуковая культура речи: звуки [з]-[з’]“» размещена в разделах
- Буква З и звуки [З], [З’]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
Материал и оборудование: полянка с цветами, грибами, бабочками, картинки 2-ух комаров (большой и маленький, картинки 2 домов, карточки, с звуками «З», «ЗЬ» (зонт, замок, ваза, таз, кукуруза, корзина, зеркало, зебра, зефир, газета).
Ход НОД:
1. Вводная часть: приветствие
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
(Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой).
Воспитатель: - Посмотрите, мы с вами очутились на чудесной полянке. Как много разных звуков живет здесь: «ш-ш-ш»- шумит ветер, «ж-ж-ж»- жужжат жучки, «р-р-р» - рычат разные животные.
Воспитатель: - Ребята, я загадаю вам загадку, а вы подумайте и скажите о каком насекомом в ней идёт речь :
Это вовсе не пчела,
Нос - точёная игла,
Писк его всех раздражает,
Очень больно он кусает! (Комар)
Показать картинку – Комар маленький.
2. Основная часть.
Воспитатель: - Наступила осень, стало холодно, и комарик простудил горлышко. Все насекомые попрятались, а комарик не может найти свою маму, не может её позвать. Воспитатель: - Как вы думаете, чем мы сможем помочь комарику? (позвать маму)
Воспитатель: - Послушайте, какую звонкую песенку поет большой комар «з-з-з-з» - его песня громкая, твердая, а маленький комарик поет мягко, тихо «зь-зь-зь-зь».
Прежде чем позвать маму комарика, нам надо сделать гимнастику для губ и языка. Проводится артикуляционная гимнастика «Улыбка», «Трубочка». - Когда мы произносим звук «з» - губы улыбаются, а язык прячется за нижними зубами, упираясь в них. Поэтому мы с вами сейчас будем улыбаться, а ещё вытягивать губы трубочкой, как хоботок комара. (поочередно произносится звук «З» и звук «ЗЬ», затем «Хоботок»).
Воспитатель: - Горлышко – это домик голоса. И когда голос звонко поет песенку комара, даже стенки домика дрожат. И это можно ощутить (положите руку на горло и пропойте песенку комара).
Воспитатель: - Ребята, скажите, похожи песни маленького и большого комарика? А чем отличаются?
-Правильно звуки «з» и «зь» похожи, но и отличаются, звук «з» твердый как в песенке большого комара, а звук «зь» мягкий, как в песенке маленького комарика.
-Давайте еще раз споем песенки комариков.
Воспитатель: – Ребята, нашу песенку услышала мама комарика и прилетела к нам. Показывать большого комара- поют звук «з», показывать маленького комара -поют звук «зь».
-Ребята, комарики предлагают с ними поиграть.
Дидактическая игра «Прятки со звуком».
Воспитатель: - Звуки «З» и «ЗЬ» спрятались в словах. Я вам буду их называть, а вы, если услышите звук «З»- топайте ногами, а если услышите звук «ЗЬ» -хлопайте в ладоши. Вставайте на ножки возле стульев. Слова: зонт, зуб, зима, земляника, завод, зелень,золото, земля, зяблик, зернышко, вокзал.
Воспитатель: - Молодцы, какие вы внимательные! Но чтобы двигаться дальше, нам необходимо немного передохнуть.
Физминутка «Лес».
Только в лес мы зашли – Появились комары.
Хлоп – комар над головой, (хлопок над головой)
Хлоп – у ног комар другой. (наклониться – хлопок у ног)
Дальше дружно мы шагаем (ходьба на месте)
И медведя мы встречаем.
Руки за шею все кладем (руки за шею)
И в вразвалочку идем. (имитируют походку медведя)
Хлоп – комар над головой, (хлопок над головой)
Хлоп – у ног комар другой. (наклониться – хлопок у ног)
Только в поле мы зашли – (ходьба на месте)
Улетели комары!
Воспитатель: - Ну что, разогнали мы всех комариков? Никого не покусали? Тогда отправимся дальше!
На столах у детей разложены карточки с изображением предметов, в названии которых присутствует звук «з» или «зь».
Дидактическая игра «Домик для звуков».
Воспитатель: - Перед вами лежат карточки с изображением разных предметов. Комарики перепутали эти предметы и не знают в каком домике живут. Поможем им? У нас есть два домика (нарисованы на доске, те предметы в названии которых есть звук «з»живут в домике большого комара, а в названии которых есть звук «зь», в домике маленького комара. Вам надо будет взять карточку, громко, четко произнести название предмета, так чтобы мы слышали какой же звук в слове «з» или «зь» и отнести его в нужный домик.
Слова: «з» -зонт, замок, ваза, таз, кукуруза.
«зь»- корзина, зеркало, зебра, зефир, газета.
Воспитатель: -Молодцы, вы справились с заданием, все предметы оказались на своих местах.
Воспитатель: - Сегодня мы с вами разучим чистоговорку «Коза». Скажите, а в слове коза есть звук З? (Да) Воспитатель: - Какую песенку этот звук поёт, песенку большого или маленького комара? (Песенку большого комара)
За-за-за - забрела в наш лес коза.
Зу-зу-зу - волк увидел ту козу.
Зы-зы-зы - испугался волк козы.
3. Заключительная часть:
Воспитатель: - Нашим комарикам пора улетать. Давайте скажем им спасибо и попрощаемся с ними. - Ребята, давайте вспомним, чем мы сегодня занимались? - С кем мы повстречались на полянке? - А какой звук мы сегодня учились произносить? (З-ЗЬ) - А что понравилось больше всего?