лилия сохова
Конспект НОД в средней группе «Кто опрятен — тот приятен»
Конспект НОД в средней группе на тему «Кто опрятен – тот приятен»
Подготовила: Сохова Л. З.
Цель: продолжать формировать бережное отношение к своему организму.
Задачи:
- Дать представления о личной гигиене, о ее влиянии на здоровье и на взаимоотношения людей;
- учить правилам знакомства;
- расширить кругозор сведениями из жизни животных;
-воспитывать интерес к чтению художественной литературы.
Оборудование:
- мальчик Вихрастик (грязный);
Публикация «Конспект НОД в средней группе „Кто опрятен — тот приятен“» размещена в разделах
- ИКТ (слон, воробьи, кошка умываются).
-книжка К. Чуковского «Мойдодыр»
- слады по рассказу.
Ход НОД.
Воспитатель. Доброе утро, ребята. Кто -нибудь обратил внимание на мое приветствие? Какими словами я вас встретила? Как вы думаете, почему я так сказала? (дети отвечают)
Правильно, потому что сейчас утро, у меня хорошее настроение, и я хочу им поделиться с вами, хочу, чтобы и для вас утро стало добрым!
Здравствуй солнце золотое
Здравствуй небо голубое
Здравствуй вольный ветерок
Здравствуй маленький дубок
Здравствуй утро, здравствуй день
Нам здороваться не лень.
Ой, а кто это стучит к нам в двери? Кажется у нас гость. Какой-то не обычный, и я его кажется, знаю. Это мой знакомый Вихрастик!
Заходит Вихрастик
Какой он грязный, лохматый, неопрятный. Ребята, а разве в таком виде ходят в гости? А в детский сад? Во двор? Может, дома можно так ходить? Это вежливо или невежливо? (Дети отвечают).
Вихрастик, что случилось? (Вихрастик, что-то говорит воспитателю на ухо.)
Понятно, он потерялся и не знает своего домашнего адреса. Это очень плохо. Каждый ребенок должен знать свой домашний адрес. Ребята, а вы знаете? (воспитатель проводит выборочный опрос детей по желанию)
Молодцы! За вас я спокойна.
Ребята, вам жалко Вихрастика? Может, возьмем его на воспитание или не нужен нам в группе такой грязнуля?
(дети делают нравственный выбор)
Вихрастик. Что, вы, правда, не выгоните меня? И разрешите жить в вашей группе? И будите меня воспитывать?
Вихрастик. А вы научите меня всему доброму и вежливому? Ура!
Воспитатель. Молодцы, ребята! Вы приняли хорошее, доброе решение. Научим Вихрастика здороваться и знакомиться.
А теперь, Вихрастик, тебе надо познакомиться с детьми.
Вихрастик. А зачем?
(Дети поясняют)
А как?
Воспитатель. Ребята, с чего начинается любое знакомство?
(Дети отвечают)
Правильно, с приветствия. Давайте поделимся с Вихрастиком приветственными словами, которые мы знаем.
Дети наговаривают кукле приветственные слова: здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер, привет, рад вас видеть и другие.
Вихрастик все запоминает и, повернувшись к детям спиной, громко говорит «Здрасте»
Дети исправляют его ошибку. Вихрастик знакомится с детьми, подходит по очереди к каждому ребенку, ребенок называет свое имя, а тот в свою очередь выражает радость знакомства: очень рад, очень приятно, рад знакомству и другие.
Ребята, как вы думаете, чему в первую очередь мы должны научить нашего нового друга?
Правильно, его надо научить быть чистым.
Вихрастик. Да не переживайте, я и так могу ходить. Мне несложно. Зачем время на умывание тратить? Не хочу купаться, хочу больше играться! Давайте поиграем, а?
Воспитатель. Ребята, а вам хочется играть с таким Вихрастиком? А руку ему пожать? А игрушку свою дать?
Дети отвечают.
Вихрастик. Почему?
(Дети отвечают)
Ну и что? Зато я веселый, добрый, знаю много игр. Вам со мной будет интересно. Правда! Милена (обращается к любой девочке, ты будешь со мной играть? Почему? А, все вы девчонки такие чистюли… Зато Вадим будет со мной играть. Правда, Вадим? А почему?
Беседа о чистоте.
Воспитатель. Ребята, объясните Вихрастику, почему плохо быть грязным.
Дети наговаривают свои варианты, воспитатель обобщает.
Это некрасиво, неприятно для окружающих, грязный человек плохо пахнет, все время чешется, он часто болеет и может заразить окружающих людей, может испачкать вещи, игрушки. Поэтому с грязнулями никто не хочет дружить.
Воспитатель предлагает Вихрастику посмотреть на детей – они такие чистые, опрятные, на них приятно смотреть. «Кто опрятен – тот приятен» - говорят в народе.
Вихрастик не слышит, так как у него грязные уши. (Дети дважды повторяют правило)
Это правило надо вспоминать всегда, когда выходишь из дому. Лично я не забываю посмотреть на себя в зеркало и сказать себе: «Кто опрятен – тот приятен!» (Произносит с зеркальцем в руках)
Воспитатель предлагает детям проговорить правило индивидуально, передавая зеркало друг другу)
А как называют людей, которые ходят грязными и не любят мыться? (Неряхи, замарашки, грязнули, поросята, чумазики.) Про них даже дразнилку придумали:
Противные бяки
Кто зубы не чистит, не моется мылом,
Тот вырасти может болезненным, хилым.
Дружат с грязнулями только грязнули,
Которые сами в грязи утонули.
Из них вырастают противные бяки,
За ними гоняются злые собаки.
Грязнули боятся воды и простуд,
А иногда вообще не растут.
Как вы думаете, ребята, убедили мы Вихрастика в том, что быть грязным плохо и вредно?
Физкультминутка «Утро»
Мы проснемся, встрепенемся, дети поднимаются из положения сидя,
встряхиваются.
Сонно в ванную пойдем. Вяло ходят на месте (плетутся).
Там в прохладную водичку Складывают из ладошек «лодочку»
Наши глазки окунем. и «ныряют» в нее лицом.
Шейку мы протрем ладошкой, ладошкой трут шею.
В ушки пальцами нырнем Указательными пальцами чистят ушки
И, взъерошив шевелюру, Взлохмачивают волосы.
В свою комнату придем. Бодро ходят на месте.
Там заправим мы кроватку. Делают махи руками в правую и левую
стороны.
Быстро сделаем зарядку прижимают руки к плечам, вверх и вниз
И, съев кашу с молоком, имитируют
Бодро в садик мы пойдем. Бодро ходят на месте
Вихрастик. (плачет). Не хочу быть маленьким, не хочу болеть, не хочу мыться! Вот пристали! Уж лучше бы я был какой-нибудь зверушкой: слоненком, например или птичкой. Вы бы меня всегда любили и не заставляли мыться.
Гигиена животных.
Воспитатель предлагает Вихрастику и детям посмотреть на экран и наблюдают, как слоны, воробьи и кошки следят за своей чистотой.
Воспитатель. Слоны любят купаться в реках и озерах. Вместо душа у них хобот. Им животные поливают себя и друг друга.
Использует хобот, словно душ.
Моет им спину и уши.
Угадайте, кто же он?
Если хобот, это - ….(слон)
В. Степанов
А еще несмотря на свои огромные размеры слона умеют нырять и даже плавать под водой.
Пальчиковая гимнастика Е. Савельевой «Слон»
На прогулку вышел слон, дети выставляют средний палец
Хоботом качает он. Правой руки – «хобот», все остальные
Пальцы – «ноги» слона.
Топ-топ, топ-топ… «Слон» идет, опираясь на все четыре
Ноги, не касаясь хоботом земли.
Говорю слону я: «Стоп!» «Слон» останавливается. Дети
Изображают слона попеременно левой
И правой рукой.
Воспитатель. Воробьи любят плескаться в лужах.
Читает стихотворение А. Барто «Воробей», показывает иллюстрации.
Воробей по лужице
Прыгает и кружится.
Перышки взъерошил он,
Хвостик распушил.
Погода хорошая!
Чив-чив-чив!
А если луж нет, они купаются в пыли. Пыль делает их перышки пушистыми и воздушными.
Воспитатель. Отгадайте, про кого эта загадка.
Глазищи, когтищи,
Зубищи, хвостищи,
А моется всех чище.
(кошка)
Давайте изобразим кошечку на пальчиках.
Пальчиковая гимнастика В. Цвинтарного «Кошка»
А у кошки ушки на макушке, средний и безымянный пальцы
Упираются в большой. Указательный
И мизинец подняты вверх.
Чтобы лучше слышать мышь в норушке.
Воспитатель. Кто видел, как кошка умывается?
Дети отвечают.
Правильно, кошки не очень любят воду. Но они всегда чисты и ухожены. «Часто умывается, а с водой не знается» - так говорят про кошек. Как же у них это получается?
Действительно, умываются и купаются они язычком. Слюна у них вместо воды, а шершавый язычок вместо мочалки. (Показывает соответствующую иллюстрацию, проделывает с детьми соответствующие движения).
Так что, дорогой друг Вихрастик, за своей чистотой следят все: и животные и люди. Это закон! Подумай об этом и начинай исправляться дружок. Иначе с тобой может приключиться история, как с мальчиком из книжки К. Чуковского «Мойдодыр».
Воспитатель выразительно читает это стихотворение (просмотр слайдов по произведению).
Беседа по произведению.
Воспитатель. Почему вещи не захотели служить мальчику?
Обращает внимание на то, что и от Вихрастика уже убежал один ботинок и собирается убежать пуговица.
Как автор называет грязного мальчика? (Поросенок, трубочист)
Кто перевоспитал ребенка?
Ну вот Вихрастик, ты понял, что нужно умываться по утрам и вечерам, а не чистым трубочиста, стыд и срам! Поэтому иди Вихрасти приведи себя в порядок.
А мы свами ребята пойдем смотреть мультфильм «Невежи».