Ольга Янишевская
Конспект НОД в средней группе детей с ОНР «Приметы осени. Осень в стихах русских поэтов»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД в средней группе детей с ОНР
Программные задачи:
Развивать умение вслушиваться в обращённую речь и понимать её содержание.
Работать над накоплением словарного запаса и активизацией в речи существительных, глаголов, прилагательных по теме «Осень».
Учить понимать обобщающее значение слов и формировать обобщающие понятия.
Формировать умение поддерживать беседу, задавать вопросы, составлять предложения из нескольких слов, отвечать на вопросы.
Обучать распространению простых предложений.
Формировать навык мягкого голосоведения.
Публикация «Конспект НОД в средней группе детей с ОНР „Приметы осени, Осень в стихах русских поэтов“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Средняя группа
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Стихи про осень для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2016
Воспитывать правильный умеренный темп речи, её интонационную выразительность.
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Словарная работа:
Дни короче, тёплые края, меняют окраску, опадают, гораздо холоднее, опадают с деревьев, идут чаще, приметы осени (как обобщающее понятие).
Материал к занятию:
Сборники стихов русских поэтов.
Ход:
Логопед: Дети, послушайте загадку:
Птицы к югу улетают.
Листья с дерева слетают.
«Что за время года?» - спросим.
Нам ответят: «Это осень».
Правильно. Это осень. Давайте станем в круг и поиграем в игру: «Яблочко, подскажи!». Посмотрите, какое у меня в руках красивое яблоко. Оно поможет мне услышать от вас приметы осени. Кому яблочко в руки попало, тот и называет. Начнёт Полина. Называй свою примету осени и передавай яблочко дальше. (Дети отвечают и передают яблоко рядом стоящему.)
Как много примет вы назвали. Сказали о том, что дни стали короче, птицы собираются улетать в тёплые края, листья меняют свою окраску и опадают с деревьев, стало гораздо холоднее и люди одевают тёплые вещи, всё чаще идут дожди. Осенью дожди холодные. Если попасть под такой дождик, можно простудиться.
(логопед громко «чихает»)
Логопед: Не может быть, чтобы я простудилась. Я не бегала под холодным дождём. Чтобы вы и я не расчихались, предлагаю поиграть в игру. Под красивую музыку покружимся так, как будто мы осенние листочки.
(звучит произведение Бетховена «К Элизе».
Логопед: Как чудесно вы кружились. Как настоящие осенние листочки. Давайте повторим с вами упражнение «Осенние листья» чтобы поработали наши пальчики.
Осенние листья
Раз, два, три, четыре, пять, Дети загибают пальчики на обеих
руках, начиная с больших.
Будем листья собирать. Ритмично сжимают и разжимают
кулачки.
Листья берёзы Вновь загибают пальчики,
Листья рябины начиная с больших.
Листики тополя,
Листья осины.
Листики дуба мы соберём, Приседают, «шагают» по ковру сред-
Маме осенний букет отнесём. ним и указательным пальцами
обеих рук.
Н. Нищева.
Логопед: Молодцы. Вы правильно выполнили упражнение. Дети, посмотрите, у меня в руках сборник стихов русского поэта Алексея Плещеева. Он написал много стихов о русской природе и так же стихотворение об осени. Дети, давайте рассмотрим книгу.
(Дети листают книгу. Обращают внимание на портрет поэта.)
Логопед: Я предлагаю вам послушать стихотворение А. Плещеева «Осень».
Осенью
Осень наступила,
Высохли цветы.
И глядят уныло
Голые кусты.
Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленее.
Озимь на полях.
Туча небо кроет,
Солнце не блестит.
Ветер в поле воет,
Дождик моросит.
Зашумели воды
Быстрого ручья.
Птички улетели
В тёплые края.
А. Плещеев
Логопед: Дети, понравилось вам стихотворение? А вы обратили внимание на то, сколько примет осени описал в нём автор? Если кто-то запомнил, назовите их мне. (дети называют приметы, описанные автором, которые они запомнили). А сейчас я ещё раз прочитаю вам стихотворение, а вы постарайтесь запомнить как можно больше примет.
Логопед ещё раз читает стихотворение и просит детей назвать то, что они запомнили.
Логопед: Дети, об осени писал стихи не только Алексей Плещеев. Послушайте несколько стихов русских поэтов об осени :
Листопад
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой….
Иван Бунин
Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.
Дремлет взрытая дорога.
Ей сегодня примечталось,
Что совсем-совсем немного
Ждать зимы седой осталось….
Сергей Есенин
Осень
Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят;
Лишь вдали красуются, там на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин.
Весело и горестно сердцу моему,
Молча твои рученьки грею я и жму,
В очи тебе глядючи, молча слезы лью,
Не умею высказать, как тебя люблю.
А. Толстой
Логопед: Дети, я прочитала вам удивительные стихи русских поэтов. Наверное вам ещё не всё в них понятно, но мне хотелось, чтобы вы послушали их мелодичность, обратили внимание на красоту русского слова, которое говорит о русской осенней природе. В этих стихах поэты показали, что они любят осеннюю красоту природы. Я надеюсь, что вы тоже любите нашу Кубанскую природу и постараюсь научить вас видеть то, как она прекрасна в любое время года. А сейчас назовите то, что вы сегодня запомнили на нашем занятии.
(если дети затрудняются, логопед помогает им наводящими вопросами).