Ирина Стоволосова
«Осенний сундучок». Конспект итоговой открытой образовательной ситуации по речевому развитию в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Цель: обобщить представления детей об осени как времени года, ее признаках.
Задачи:
Образовательные:
- уточнить представления детей о сезонных изменениях в жизни растений и животных и о разнообразии вариантов их подготовки к зиме;
- закрепить представления детей о связи живой и неживой природы в осенний период, об осенних хлопотах человека;
- отвечать на поставленные вопросы полными ответами;
- активизировать словарь: листопад, урожай, перелетные, зимующие;
- обучать основам словообразования: образовывать и использовать в речи относительные прилагательные;
Развивающие:
- развивать слуховое и зрительное восприятие, память, мышление, речь;
- улучшать общую моторику и координацию движений;
Воспитательные:
- воспитывать желание наблюдать за красотой осенней природы;
- воспитывать чувство любви к родной природе;
-воспитывать бережное, заботливое отношение к окружающему нас миру: растениям, птицам, животным.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций на тему «Осень», «Перелётные птицы» «Живая и неживая природа осенью», «Труд людей в осенний период»; отгадывание загадок; наблюдение за изменениями в природе с наступлением осени, разучивание пальчиковой гимнастики.
Материалы и оборудование: Сундучок, иллюстрации с изображением осенних пейзажей, диск с музыкой П. И. Чайковского «Осень», схемы – подсказки в картинках, мяч, кленовый листок.
Ход занятия:
• Вводный этап
В: Ребята, посмотрите, к нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся. А теперь поприветствуем друг друга.
Стали дети дружно в круг,
Ты мой друг и я твой друг,
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся! (Выполнение движений по тексту)
Говорим всегда красиво,
Смело и неторопливо.
Ясно, четко говорим,
Потому, что не спешим.
Сюрпризный момент (письмо в форме кленового листа)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой красивый кленовый лист к нам прилетел! Чтобы узнать, кто нам его прислал, вы должны отгадать загадку.
Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья.
- Как вы думаете, кто прислал нам этот лист? (Осень)
Смотрите, а на нём что-то написано.
«Дорогие ребята! Я приглашаю вас в путешествие по осеннему лесу. Там вы найдёте сундучок с заданиями и вспомните об осени все самое важное, красивое и интересное».
Принимаем приглашение осени? (да)
Чтобы оказаться в лесу надо сказать волшебные слова, повернуться вокруг себя и хлопнуть в ладоши: вокруг себя повернись - в волшебном лесу очутись!
• Основная часть:
Посмотрите, на полянке стоят пенёчки, похожие на наши стульчики. Давайте присядем на них.
Звучит мелодия П. И. Чайковского «Осень»
Воспитатель: Послушайте, какая красивая, спокойная музыка звучит. Эту мелодию написал композитор Петр Ильич Чайковский и назвал «Осень».
Какое настроение передаёт нам эта музыка? Какая мелодия? (ответы детей)
Мелодия жалобная, задумчивая, тоскливая, неторопливая, печальная.
Задание 1. Календарь.
В: А вот и осенний сундучок с заданиями. Давайте посмотрим, что нам приготовила осень.
Что это? (календарь)
Воспитатель: Календарь обозначает движение времени.
Давайте вспомним, какие осенние месяцы вы знаете? (сентябрь, октябрь, ноябрь). А какой сейчас месяц? (Ноябрь)
Какой месяц был перед ноябрем?
В: И так первое испытание. Посмотрите, что это? (показывает серию из 3-х картинок «Ранняя осень – Золотая осень — Поздняя осень»).
– Картины художников про Осень. Скажите, какие периоды осени вы знаете? («Ранняя осень – Золотая осень — Поздняя осень»).
-Правильно. Давайте расставим картинки по порядку (дети выполняют задание, педагог не мешает). Хорошо, а теперь, ребята, расскажите, почему так расположили?
Ответы детей. При необходимости с наводящими вопросами воспитателя:
--Ребята, какое время года изображено на картинах?
– Какая осень изображена на первой картине? Первая картинка «Ранняя осень». Это какой месяц? (сентябрь). Правильно, а почему Осень в сентябре называют ранней? (Потому что листья на деревьях ещё зеленые, только начинают желтеть, опадать; солнышко светит ярко, но не греет так тепло, как летом. В лесу много грибов и ягод. Птицы улетают в теплые края.)
-Какая осень изображена на второй картине? Вторая картинка «Золотая осень». Это какой месяц? (октябрь). А почему осень в октябре называют золотой? Осень в октябре называют золотой, потому что листья на деревьях к этому времени становятся желтыми, красными, оранжевыми. Это очень красивый, нарядный период осени. Начинается листопад, желтеет и сохнет трава, солнце уже светит все реже, чаще хмурые тучи и дожди.
– Какая осень изображена на третьей картине? Третья картинка «Поздняя осень». Это какой осенний месяц? Это последний осенний месяц…ноябрь.
А почему осень в ноябре называют поздней?
(Поздняя осень это преобладание белого и серебристого цвета)
И на улице становится очень прохладно, дует холодный ветер, идут дожди или даже снег. Река покрывается тонким льдом. Деревья готовятся к зиме, сбрасывают последние листья.
В: Какие вы молодцы, справились с первым задание отлично.
- Давайте встанем в осенний хоровод и еще раз вспомним осенние месяцы.
Физ. минутка:
Листья на ветках всё лето висели. (Руки подняты вверх и раскачиваются влево - вправо)
Сентябрь наступил и они пожелтели. (Руки на верху, повороты кистями "шарики-фонарики")
Октябрь с собою принес листопад. (Плавно опускаем руки вниз)
Листья слетают и в танце кружат. (Вращение вокруг себя в одну и в другую стороны)
Ноябрь пришел, весь лист облетел. (Присели)
И под ногами у нас зашумел. (Трем ладонь об ладонь, имитируя шуршание листьев)
(Дети садятся на стулья)
Задание 2. Осенняя природа.
(Воспитатель достаёт из сундука 3 задание)
Ребята, посмотрите, это осенний лес.
Прослушайте стихотворение Ивана Бунина «Лес, точно терем расписной»
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.
А что происходит необычного осенью с листьями на деревьях? (Осенью листья меняют свой цвет. Осенью опадает листва с деревьев).
Как называется явление, когда листья опадают с деревьев? (листопад)
- А сейчас давайте с вами поиграем. Ребята, вставайте в круг. Я буду бросать вам мяч и называть дерево, а вы должны сказать какой у него листок.
Дидактическая игра «Назови листочек» (Воспитатель бросает мяч и называет дерево, а дети называют листок данного дерева)
дуб – дубовый
клён – кленовый
осина - осиновый
рябина – рябиновый
берёза – берёзовый
липа - липовый
(Дети садятся на стулья)
Пальчиковая игра «Осенний букет»:
Ребята, давайте соберем осенний букет.
Раз, два, три, четыре, пять - Будем листья собирать (дети сжимают и разжимают кулачки).
Листья березы, Листья рябины, Листики тополя, Листья осины,
Листики дуба (загибают поочередно пальцы)
Мы соберем. Маме осенний букет отнесем (сжимают и разжимают кулачки).
Задание 3. Картинка с животными – зверями и птицами
Воспитатель: Что же ещё лежит в нашем сундучке?
Скажите, что происходит с приходом осени в жизни зверей. (Все животные готовятся к зиме)
Как готовятся животные осенью к зиме?
(Некоторые залегают в спячку, например, медведь, еж, барсук;
другие делают запасы на зиму, такие как белка, бурундук, хомяк, мышь полевка (зимние кладовые);
осенью звери линяют: меняют летние шубки на зимние, более теплые)
- Земноводные и насекомые, наверное, тоже делают запасы на зиму? (Нет, насекомые прячутся под кору деревьев, а лягушки и рыбы засыпают до весны).)
- Что меняется в жизни птиц с приходом осени? (есть такие птицы, которые улетают на зиму в теплые края)
- А как называются птицы, улетающие от нас на зиму? (Такие птицы называются перелетными)
- А почему же они улетают? (А осенью солнце греет мало, становится прохладно, насекомых становится меньше)
-Первыми улетают стрижи, ласточки, скворцы, грачи. Затем красивым клином улетают журавли. Последними, когда замерзают водоемы, улетают гуси и утки, которые живут на водоемах и питаются рыбой и лягушками.
- Как же выживают оставшиеся с нами птицы? (Эти птицы живут рядом с человеком, и, чтобы они не умерли от голода или не замерзли, нужно их подкармливать, строить кормушки)
-А как называют птиц, которые остаются с нами на всю зиму?
- Верно. Такие птицы называются зимующие. И, конечно, они ждут помощи от нас зимой. А мы обязательно вместе с папами и мамами построим им кормушки.
Задание 4. Картинка – Труд человека осенью (человек)
Мы будем говорить о заботах человека осенью.
Что делают осенью в огородах, садах люди? (в садах собирают урожай фруктов, в огородах убирают картофель, капусту, морковь, свёклу. Убранные поля удобряют и вспахивают.)
Как называется урожай, собранный на огороде? (овощи) В саду? (фрукты)
А что люди собирают в лесу осенью? (грибы)
Осень очень щедра на подарки: фрукты, овощи, ягоды, грибы, орехи. Но все ее дары необходимо собрать и переработать: законсервировать или засушить, сварить или засолить. А это тоже немалый труд.
Задание 5. Игра «Осенние приметы»
— Я буду говорить вопросы, если ответ «Да», надо хлопнуть в ладоши, а если ответ «Нет», топнуть ногой.
Осенью цветут цветы? (нет)
Осенью растут грибы? (да)
Тучи солнце закрывают? (да)
Колючий ветер прилетает? (да)
Морозы осенью бывают? (да)
Ну, а птицы гнезда вьют? (нет)
А букашки прилетают? (нет)
Звери норки закрывают? (да)
Урожай все собирают? (да)
Птичьи стаи улетают? (да)
Часто-часто льют дожди? (да)
Солнце светит очень жарко? (нет)
Можно детям загорать? (нет)
Ну а что же надо делать — куртки, шапки надевать? (да)
Сапоги всем обувать? (да).
Молодцы! Вы знаете приметы осени.
Задание. 6 Игра «Осенние слова» (какая бывает осень)
Сейчас по кругу будем передавать кленовый лист и говорить какая бывает осень. (Золотая, печальная, хмурая, красивая, разноцветная, дождливая, долгая, затяжная, пестрая, теплая, холодная, ранняя, поздняя, средняя, хорошая, дивная, задумчивая, замечательная, интересная, величавая, унылая, очаровательная, тихая, невеселая, таинственная, скучная, грустная, ласковая.)
• Рефлексия.
(Дети садятся на стулья)
Воспитатель: Ребята, понравилось вам в осеннем лесу? Но нам пора возвращаться в детский сад. Но прежде чем мы отправимся в обратный путь, давайте вспомним, о чём мы сегодня говорили. (Ответы детей).
А теперь давайте встанем в круг, скажем наши волшебные слова и повернёмся вокруг себя: вокруг себя повернись - в детском саду очутись!
Воспитатель: Ну, вот мы и в детском саду. На этом наше путешествие закончено.