Тамара Троценко
ННОД в подготовительной к школе группе «Помнить всех, кто в горький час сам погиб, но землю спас!»
▼ Скачать + Заказать документы
ННОД в области «Познавательное развитие» в подготовительной к школе группе
Тема: «Помнить всех, кто в горький час сам погиб, но землю спас!».
Цель.
1. Формировать у детей качества гражданственности, патриотизма.
2. Развивать интерес к историческому прошлому нашей страны.
3. Расширять кругозор.
Задачи.
1. Обобщать и расширять знания детей об истории Великой Отечественной войны.
Публикация «ННОД в подготовительной к школе группе „Помнить всех, кто в горький час сам погиб, но землю спас!“» размещена в разделах
- Планета Земля - наш дом
- Подготовительная группа
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2015
2. Воспитывать уважение, любви и благодарности к людям, защищавшим нашу страну в войне против фашистских захватчиков, гордость за свой народ, любовь к Родине.
3. Расширять словарный запас детей, развивать связную речь детей. Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие - музыка».
Оборудование и реквизит:
-Компьютерная презентация «Дети войны» и музыкальные записи (см. по тексту);
-Выставка детских книг о войне, работ детей из бросового материала;
-Головные уборы: пилотки, каски, фуражки, береты; спортивный инвентарь для проведения игр (см. по тексту).
-Машины военной техники, строитель, макеты разрушенного дома и дома- памятника
-- даты: 1941-1945 гг;
Последовательная деятельность: Звучит запись "Священная война" А. Александров, сл. В. Лебедева - Кумача
Воспитатель: Придёт время, ребята, и вы станете настоящими солдатами- защитниками нашей Родины. Кем вы хотите стать?
Дети: Отважными пехотинцами, смелыми десантниками, быстрыми лётчиками, меткими ракетчиками, бесстрашными моряками, танкистами, артиллеристами.
(Дети одевают, по своему выбору, головные уборы).
Воспитатель: А пока о подвигах солдат в годы Великой Отечественной войны мы узнаём лишь по рассказам, которые мы с вами прочитали. Давайте вспомним их названия :
«Первый ночной таран» Алексеева, «Сестра» Л. Кассиля, «Шел по улице солдат» Баруздина, «Мой брат уехал на границу» Михалкова.
A сейчас ребята расскажут и покажут вам о патриотизме простых советских людей в годы войны.
Ребята инсценируют самый интересный эпизод из прочитанной книги С. Алексеева «Они защищали Москву». (М. ,1973, с. 29-31).
Ребенок (автор) : Было это в небольшом селе под Москвой. Наши войска отбили натиск фашистов и стали преследовать врага. Да вот беда - отходя, немцы взорвали мост через реку.
Танкист (ребёнок) : «Уйдут»,- беспокоился командир, глядя на крутые берега реки, на которые танкам было не взобраться.
Вдруг перед ним появилась женщина и с ней мальчик Петя. «Пойдёмте!»- позвала женщина. Она подвела командира к своему бревенчатому дому:
Танкист (ребёнок) : - Ломайте. Добрый будет мост.
- А вы как же, ведь лютый мороз во дворе?
- Да мы в землянке как-нибудь.
- Как вас зовут, дорогие?
-Александра Григорьевна и … Пётр Иванович.
-Земной поклон вам, люди русские.
Ребенок (автор) : Догнали наши солдаты фашистов, разбили неприятельскую колонну. Закончилась война. Но не забыты подвиги людей. На прежнем месте вырос новый дом - красавец. Надпись на доме: «Александре Григорьевне и Петру Ивановичу Кузнецовым за подвиг, совершенный в годы Великой Отечественной войны.
Воспитатель: Как можно назвать поступок этих людей?
Дети: подвиг, героизм, любовь к Родине.
Воспитатель : Ребята, о танкистах ещё до войны сложили замечательную песню, которая рассказывала о трёх друзьях.
Сцена: бойцы (дети) сидят у костра, у одного солдата в руках гармошка.
Только взял боец гармошку,
Сразу видно – гармонист.
Для началу, для порядку
Кинул пальцы сверху вниз.
Той гармошки старой,
Как - то вдруг теплее стало
На дороге фронтовой.
Исполняется песня «Три танкиста», слова Б. Ласкина, музыка братьев Покрасс
Взрослый: Эти песни пели и поют, и будут петь многие поколения
А я хочу проверить вашу боевую готовность, узнать, сумеете ли вы встать, если понадобится, на защиту Родины.
Проводится игра «Преодоление минного поля». Участвуют по шесть человек от каждой команды. Выстраиваются в колонну по одному. На полу от черты обозначены три ряда кружков. По сигналу первый участник каждой команды начинает прыгать по кружкам. За черту кружка заступать нельзя - подорвёшься. Надо вернуться назад и передать эстафету (флажок) следующему участнику. Побеждает команда, первой закончившая эстафету, имеющая наименьшее число подорвавшихся на минах.
Ребё нок:
Любому спорт поможет на каждом стадионе.
Стать сильным и готовым к труду и обороне.
В годы Великой Отечественной войны много подвигов совершили дети, герои- пионеры (по презентации дети рассказывают о подвигах – домашнее задание)
Ребенок: Володя ДУБИНИН
Володя родился и рос в городе Керчи на Черном море в семье потомственного моряка.
Мальчику исполнилось 14 лет, когда грянула война. Его отец добровольцем ушел на флот. С захватом Керчи многие жители присоединились к партизанам в Старо- карантинских подземных каменоломнях недалеко от города. Настойчивый и от-важный Володя добился, чтобы его приняли в отряд.
Со своими друзьями Толей Ковалевым и Ваней Гриценко он ходил в разведку, доставлял ценные сведения о расположении частей врага и их численности. Благо-даря данным Володи советская артиллерия остановила не одну немецкую диви-зию. В штольнях во время боя Володя Дубинин подносил солдатам боеприпасы, а после заменил тяжелораненого бойца.
Гитлеровцы пытались уничтожить партизан: замуровали и заминировали все входы в каменоломни. Но в эти страшные дни Володя проявил большое мужество и организовал группу пионеров-разведчиков. Ребята через потайные ходы выби-рались наружу и собирали необходимые сведения. Именно Володя предупредил товарищей, что немцы решили затопить каменоломни. Партизаны успели соору-дить из камня плотины.
Уже после освобождения Керчи в 1941-1942 гг. Володя Дубинин вызвался помочь саперам разминировать подходы к каменоломням. Он погиб от взрыва мины 4 января 1942 г.
Юный разведчик Володя Дубинин был посмертно награжден орденом Красного Знамени. Наиболее известные памятники герою установлены в Керчи, Челябинске и селе Ягодное близ Тольятти. О Володе Дубинине написана книга «Улица младшего сына» (Л. А. Кассиль, М. Л. Поляновский, по ней снят одноименный фильм.
Ребенок: ЛЁНЯ ГОЛИКОВ
Лёня родился в деревне Лукино Новгородской области в семье рабочего.
Мальчику было 15 лет, когда началась война. Фашисты появились в его деревне неожиданно — и тихие улицы стали словно чужими. Немцы без стеснения заходи-ли в дома и выносили целые узлы вещей, не боялись поднять руку на ребенка или старика. Вместе со взрослыми Лёня ушел в партизанский отряд. Диверсанты на-падали на вражеские колонны, взрывали поезда, уничтожали склады боеприпасов, занимались разведкой.
В августе 1942 г. Лёня из засады подорвал гранатой немецкий автомобиль. Граната разорвалась рядом с машиной, из нее тут же выбрались два офицера и побежали к Лёне. Но юный партизан не испугался и начал расстреливать их из автомата. Один гитлеровец упал на месте, а второй попытался скрыться в лесу, но Лёнина пуля догнала его. При одном из фашистов мальчик нашел портфель с документами, который сразу же отправили в Москву. Оказалось, убитый им враг, Рихард Витц, был генералом и перевозил ценнейшую информацию: чертежи новых образцов немецких мин, карты-схемы минных полей и другие важные бумаги. За этот под-виг Лёня Голиков был представлен к высшей награде - медали «Золотая Звезда» и званию Героя Советского Союза.
Но получить ее юный герой не успел. В декабре 1942 г. партизанский отряд Голи-кова был окружен. После жестоких боев удалось укрыться в ближайшей деревне. Но среди ее жителей нашелся предатель, который сообщил о партизанах немцам. В январе 1943 г. в бою погиб весь отряд. Звание Героя Лёня получил посмертно.
Памятники отважному партизану установлены в Великом Новгороде, Челябинске, Йошкар-Оле, селе Ягодное близ Тольятти. Именем Лёни Голикова названы улицы и переулки в Санкт-Петербурге, Пскове, Калининграде.
Ребенок: Марат Казей
Марат родился в белорусской деревне Станьково в крестьянской семье. Он рано потерял отца и жил с матерью и сестренкой.
В годы Великой Отечественной войны немецкие войска оккупировали родную деревню мальчика. Здесь стало опасно. Мать Марата помогала партизанам бороть-ся против захватчиков и поплатилась за это жизнью.
И в 1942 г. двенадцатилетний Марат стал разведчиком партизанской бригады.
Ловкий и сообразительный, он десятки раз проникал в немецкие гарнизоны и доставлял командованию ценные сведения, принимал участие в диверсиях на шоссейных и железных дорогах. Его отвага была беспримерной: даже раненый, он шел в атаку, а когда сестра, напарница по отряду, потеряла ноги из-за обморо-жения, Марат обратил свое горе в ненависть к фашистам — стал сражаться еще яростнее. Весной 1943 г. юный разведчик спас своих товарищей и привел подкре-пление на помощь окруженному партизанскому отряду. Зимой того же года в бою на Слуцком шоссе Марату удалось добыть важные документы - военные карты и планы немецкого командования.
Но 11 мая 1944 г. удача отвернулась от него. На задании возле деревни Хоро- мицкие близ Минска партизана обнаружили и взяли «в кольцо» фашисты. Юный патриот отстреливался до последней пули. Когда патроны закончились, он, не же-лая сдаваться, гранатой подорвал себя и врагов.
В 1958 г. на могиле героя в родной деревне был поставлен обелиск. В 1959 г. в Минске установили памятник Марату Казею. Деньги на него собирали сами пи-онеры. Есть памятники партизану и в Москве, Челябинске, селе Сновянка на Укра-ине. В 1965 г. за героизм в схватках с нацистскими захватчиками Марату Казею присвоили звание Героя Советского Союза посмертно. Ребенок: Победой кончилась воина, те годы позади.
Горят медали, ордена у многих на груди.
Кто носит орден боевой за подвиги в бою,
A кто - за подвиг трудовой в своём родном краю.
Воспитатель : Много воинских подвигов совершили солдаты в годы войны. В Берлине стоит памятник неизвестному солдату, который вынес из огня маленькую девочку (показ cлайда)
Ребенок:
Это было в мае на рассвете,
Нарастал у стен рейхстага бой.
Девочку немецкую заметил Наш солдат на пыльной мостовой.
У столба, дрожа, она стояла,
В голубых глазах застыл испуг,
А куски свистящего металла Смерть и муку сеяли вокруг.
Тут он вспомнил, как, прощаясь летом,
Он свою дочурку целовал,
Может быть, отец девчонки этой Дочь его родную расстрелял.
Но сейчас, в Берлине, под обстрелом,
Полз боец и, телом заслоняя,
Осторожно вынес из огня
Девочку в коротком платье белом.
Звучит музыка.
Подвиг солдата Великой Отечественной войны вписан навеки золотыми буквами не только во всемирную историю, но и в сердца потомков. И мы все говорим спасибо неизвестному солдату!
Дети все вместе :-За жизнь,
-За детство,
-За весну,
-За тишину,
-За мирный дом,
-За мир, в котором мы живём
Воспитатель: Воспоминания о войне учат нас быть достойными памяти своих героических отцов и дедов. «Никто не забыт, и ничто не забыто» - эти слова у вечного огня мы торжественно повторяем, как клятву снова и снова, с благодарностью за мир и подаренную нам жизнь!
Звучит музыка «Журавли» музыка: Ян Френкеля, слова: Расул Гамзатова.
Рефлексия: Минута молчания!