Дарья Овчинникова
Конспект НОД в подготовительной к школе группе у детей с ОНР на тему: «Самара-мой город родной»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД в подготовительной к школе группе у детей с общим недоразвитием речи 3 уровня на тему : «Самара – мой город родной»
Подготовила
воспитатель 1 квалификационной категории
Овчинникова Д. В.
Цели и задачи:
1. Формировать интерес к родному городу, расширять знания детей о родном городе, главных улицах, его достопримечательностях.
Публикация «Конспект НОД в подготовительной к школе группе у детей с ОНР на тему: „Самара-мой город родной“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой родной город. Конспекты
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Подготовительная группа
- Самарская область, Самара
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2016
2. Продолжать знакомить детей с историей города Самара, воспитывать любовь к родному городу, чувство патриотизма, гражданственности, чувство гордости.
3. Упражнять детей в использовании различных предложно-падежных конструкций и согласовании существительных с другими частями речи в косвенных падежах.
4. Развивать навыки звукового анализа и синтеза, слухового внимания. Способствовать подготовке детей к школьному обучению.
Оборудование:
Фланелеграф, репродукции картин с изображением городской улицы, разрезные картинки (герб города Самара 4-6 частей, мяч, проектор, ноутбук, мультимедийный экран.
Методические приемы:
Беседа, рассказ, дидактическая игра «Найди герб Самары», «Собери герб Самары», «Четвертый лишний», развитие мелкой моторики (пальчиковая игра, динамическая пауза, игра с мячом «Мой город», создание проблемной ситуации.
Ход НОД
1. Оргмомент (в кругу)
Пальчиковая игра «С добрым утром»
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй маленький дубок!
Мы живем в родном краю
Я вас приветствую, люблю!
(Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая их кончиками.)
Дружно за руки возьмемся и друг другу улыбнемся, мы теперь с тобой друзья, заниматься нам пора.
Воспитатель:
Пока мы выполняли упражнения для пальчиков, даже не заметили, как нам принесли конверт. Хотите узнать, что в нем? (дети вместе с воспитателем вскрывают конверт и вынимают письмо). Я прочитаю вам задание, которое предложено выполнить.
«Если вы правильно назовете картинку, выделите первый звук в слове и составите из первых букв два слова, вы узнаете, о чем мы будем говорить».
На экране появляются картинки, дети по очереди называют их, определяют первый звук в слове и составляют два новых слова. При ответе формируется учебное высказывание, например, «это гараж, в слове гараж первый звук «Г», звук «Г» обозначается буквой «Г» (работа с картинками облако, рыба, окна, дом, сани, аист, мост, апельсин, ракета, арбуз). Воспитатель подсказывает, что первое слово закончилось (город, начинается второе. Какое правило дети знают о написании слов в предложении? Дети отвечают, что слова в предложении пишутся отдельно друг от друга. После того, как получилось новое слово (Самара, воспитатель сообщает новые сведения. Названия города, имя и фамилия пишутся с большой буквы.
Если в группе есть читающие дети, они могут прочитать два слова (город Самара). Далее воспитатель сам читает эти слова, выставляет сюжетную картинку с изображением памятного места в городе - площадь имени Куйбышева с памятником В. В. Куйбышеву.
Вопрос детям: О чем мы будем сегодня говорить?
Да, мы будем говорить о нашем родном городе Самара. По-другому его можно назвать малая Родина. Что же такое малая Родина?
Дети по очереди называют:
Это родной дом, родная улица, это наши знакомые и родные люди, это солнце, это небо голубое, это друзья, это наш детский сад, это место, где мы родились.
Воспитатель: Правильно, ребята! Родиной мы зовем наш город Самара, дом, где человек родился, где у него родные и много друзей. Наша страна очень большая, в ней много разных городов, скажите, как называется наша страна? (Россия). Значит, где вы живете? Я живу в России.
Вспомните, а какие города России вы знаете? (дети называют города, которые они знают)
А как называется наш город? (Самара). Значит вы живете… Мы живем в Самаре.
Сейчас узнаем, хорошо ли вы знаете свой город. А я помогу вам узнать о нем то, что вы еще не знаете.
В нашем городе живут и взрослые, и дети. Знаете ли вы, как называют жителей города Самары? (дети предлагают свои варианты ответов).
Воспитатель, выслушав детей, сообщает, что жителя Самары называют самарец или самарчанин). Хором повторяют эти два слова.
Воспитатель: Скажите, сколько вам лет и сколько лет вашим родителям?
А как вы думаете, есть ли возраст у городов? Какие бывают города по возрасту? (Есть города молодые, старинные и древние)
А сколько лет нашему городу? (430 лет) По вашему мнению, какой же наш город по возрасту? (старинный). На интерактивной доске появляется изображение старинной крепости, которая легла в основу города Самара. Вот сейчас мы и расскажем о нашем городе Самара.
Игра с мячом «Мой город (какой)» (старинный, красивый, зеленый, промышленный, любимый, большой, интересный, солнечный, многоэтажный). Воспитатель помогает детям образовать новое слово, характеризующее город (Если в городе протекает река Волга, он какой? - Волжский. Если в нем много автомобилей? - Автомобильный и т. д.)
Ребята, вы знаете, что у каждого города есть свой флаг и герб. У нашего города тоже есть герб. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Найди герб Самары». Детям предлагают на интерактивной доске найти герб Самары. Воспитатель, демонстрируя герб, спрашивает: «Как ты думаешь, это герб Самары?». Ребенок выбирает необходимый ответ. Картинка с гербом Самары появляется на экране. А теперь давайте расскажем о гербе нашего города, о том, что обозначено на нем, о чем рассказывает каждая частичка изображения. Проводится игра «Собери герб Самары».
У детей в конвертах картинка с гербом, разрезанная на 4-6 частей, детям предлагается собрать целую картинку. Параллельно с индивидуальной работой детей на фланелеграфе дети собирают, выходя по одному человеку, картинку герба. Они сопровождают свои действиями комментариями.
Воспитатель сообщает обобщенные сведения о гербе города Самара.
Этот герб является символом города Самары. Он представляет собой прямоугольный щит лазурного цвета, на зелёной траве стоит дикий козёл. Сверху Герба золотая императорская корона.
• лазурный цвет — символизирует величие, красоту, ясность;
• зелёный цвет — символизирует надежду, изобилие, свободу;
• золотой цвет — символизирует богатство, силу, верность, постоянство;
• серебряный цвет или белый цвет — символизирует нравственную чистоту.
Воспитатель: А сейчас я вас приглашаю прогуляться. Перед прогулкой попрошу вас ответить на вопросы.
В каком доме ты живешь? (Я живу в двухэтажном доме. Я живу в кирпичном доме. Я живу в новом доме. Я живу в сером доме).
Динамическая пауза (к динамической паузе по стенам группы размещены репродукции картин с изображением городской улицы)
Первый раз роль ведущего исполняет воспитатель, дальше эту роль принимает ребенок).
Один, два, три, четыре, пять,
В город выйду погулять (дети идут маршем).
Вдоль по улице иду,
Во все стороны смотрю (поворот головы вправо, влево) :
Этот дом – одноэтажный (показ правой, левой рукой,
Этот дом - он двухэтажный,
А вот этот трехэтажный,
Этот дом - он самый важный -
Он у нас пятиэтажный (останавливаются, тянут обе руки вверх).
Как красиво всё кругом,
В моём городе родном!
Воспитатель: А какие улицы и площади нашего города вы знаете? (Дети называют площадь Куйбышева, площадь Металлургов, площадь Славы, улица Ленинградская, ул. Стара Загора, Московское шоссе, ул. Садовая и другие.) Воспитатель на интерактивной доске показывает изображение названных улиц и площадей.
Обращаем внимание на то, что в нашем городе протекает одна из самых больших и красивых рек - Волга. Детям задается вопрос, что можно рассказать о набережной реки Волга? Какая она? (Очень красивая, большая, на ней много цветов, люди гуляют по набережной).
Сейчас мы узнаем, как хорошо вы знакомы с улицами и площадями нашего города Самара, проводится игра «Четвертый лишний».
(На экране 3 фотографии с видами улиц и площадей нашего города, а 1 фото с видом Москвы - наиболее характерные места, это Мавзолей, Красная площадь, а так же набережная у моря, дети должны найти лишнее фото и сказать, что лишнее). Молодцы, справились и с этими заданиями.
Воспитатель: Каждый город узнаваем по его достопримечательностям, а как вы думаете по каким памятным местам или достопримечательностям можно узнать наш город? Назовите их. (Загородный парк, парк имени Гагарина, памятник Чапаеву, музей космоса с ракетой, музей имени Алабина, река Волга, оперный театр)
Воспитатель: Сегодня я хочу рассказать вам о площади Славы. На площади находится символ Самары — монумент Славы. Памятник создан в честь рабочих авиационной промышленности Самары, совершившим свой трудовой подвиг во время войны.
На 40-метровом пьедестале — 13-метровая фигура рабочего, держащего в поднятых руках крылья. Памятник символизирует собой вклад самарцев в создание авиационной промышленности страны. Во время войны здесь выпускался самолёт — штурмовик Ил-2, «летающий танк».
Рядом с памятником горит Вечный огонь. Сюда возлагают венки на 23 февраля и в День Победы, а по выходным к Вечному огню приезжают молодожёны, чтобы сфотографироваться здесь на память.
Площадь является одной из смотровых площадок города, с неё открывается вид на Волгу и ее правый берег. В 2015 году на площади была построена «стены славы», расходящаяся лестница ведёт от монумента Славы к набережной, Волжскому проспекту.
(На доске показывается видеоролик о площади Славы).
Воспитатель: Теперь мне хочется вас спросить: вы любите свой город? А что каждый из вас должен делать, чтобы наш город был еще лучше и красивее? Дети: заботится о чистоте города, нашего двора в детском саду и около своего дома: не мусорить, не ломать деревья, сажать цветы, деревья и т. д. Воспитатель: Молодцы! Все, что вы сказали, правильно. Я верю, что вы будете делать все, чтобы наш город стал еще лучше. Мне сегодня очень понравилось, как вы отвечали на вопросы, и я от вас узнала много интересного. А что вам запомнилось? Что узнали нового? Что понравилось вам больше всего?
Закончить наш сегодняшний разговор о городе, мне хотелось бы словами.
Самара - наш город родной и прекрасный!
Самара - наш светлый, безоблачный край.
Мы любим его и отнюдь не напрасно
Живём и находим в нём собственный рай!