Елена Делимова
Конспект НОД в подготовительной группе «Удивительное место на Земле»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: закладывать основы экологической культуры, формировать целостную картину мира, расширять кругозор детей.
Задачи:
1. Образовательные.
Развивать познавательные навыки детей, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве.
Продолжать обогащать знания детей о лесе, как о сообществе растений, животных, птиц, человека.
Формировать представления о зависимости живой природы от влияния неживой природы, зависимости живых объектов друг от друга.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Познакомить с видами лесов, деревьями их составляющими и их обитателями: животными, птицами, растениями.
Уточнить знания детей о плодах деревьев.
2. Развивающие:
Развивать связную речь.
Расширять словарный запас детей на основе формируемых представлений о мире: зелёный океан, лёгкие планеты, хвойный и лиственный лес, берёзовая роща, дубовая роща, дубрава, березняк, сосновый бор, сосняк, ельник, осинник, питомник.
Развивать мышление, память, внимание, воображение.
3. Воспитательные:
Воспитывать экологическую культуру: восприятие себя, как части живого субъекта в сообществе природы (леса); формировать природоохранные навыки поведения в лесу, бережное отношение к лесным ресурсам. Воспитывать правильное и безопасное поведение в лесу.
Оборудование: система мультимедиа, листья и плоды деревьев (сосна, ель, дуб, берёза, осина).
Медиаматериалы: презентация «Удивительное место на Земле – зелёный океан».
Методы: игровой, словесный, наглядный, слуховой, практический.
Приё мы: погружение в игровую ситуацию, загадывание загадок, дидактическая игра, игротренинг, психогимнастика, здоровьесберегающие технологии.
Предварительная работа:
• беседа о лесе и его обитателях;
• дидактические игры: «Деревья и плоды», «Кто живет в лесу»;
• лото: «Птицы», «Животные»;
• подборка иллюстраций про лес (деревья, плоды, животные, растения леса);
• книжки – раскраски: ягоды, деревья, животные.
• игры с загадками.
• привлечение родителей для пополнения иллюстрационного материала;
• фотографии детей на лесной прогулке;
• картинки с изображением леса и правил природоохранного поведения в лесу.
Структура непосредственно образовательной деятельности.
1. Вводная часть (введение в тему занятия, постановка образовательных задач).
2. Основная часть (обогащение знаний детей о лесе, как о сообществе растений, животных, птиц, человека).
3. Заключительная часть (обобщение полученных знаний, выводы, постановка цели на перспективу).
Ход непосредственно образовательной деятельности
Я знаю, что вы любите путешествовать: мы побывали на разных материках и в разных частях света Земли. Давайте вспомним, где мы с вами были? (ответы детей)
- Да, мы были на севере и на юге нашей планеты, путешествовали по воздуху и по воде и даже спускались на батискафе в пучину океана, были в космосе. Сегодня предлагаю отправиться в путешествие по зелёному океану. Как вы думаете, что это за океан и где он расположен? (Ответы детей).
- Посмотрите на карту нашей планеты. (Слайд № 1). Что на ней обозначено зелёным цветом? Правильно. Зелёный океан – это леса нашей планеты. Это и тайга Сибири, (Слайд № 3) и джунгли жарких стран (Слайд № 4, и смешанные леса нашего края (Слайд №5).
- Леса занимают на Земном шаре почти четвёртую часть поверхности всей земной суши. Представить себе такие обширные лесные массивы, охватить их единым взглядом может разве что космонавт, летящий вокруг Земли на космическом корабле и с космической высоты осматривающий Земной шар.
- Что такое лес? Как вы думаете, нужны деревья нашей планете? Что было бы, если не было лесов, деревьев? (Ответы детей).
- Молодцы, вы много знаете о пользе лесов и деревьев, но всегда есть что-нибудь, что мы не знаем. Например, вы знаете, какие есть виды лесов? Какие деревья в них растут? Может быть у вас тоже, появились какие- то вопросы? Предлагаю отправиться в научную экспедицию по изучению лесов, чтобы узнать ответы на наши вопросы. Вы будете учёными-экологами, которые изучают лес и заботятся о нём. Вначале вспомним правила поведения в лесу (дети перечисляют правила) (Слайд №6) :
• ветки не ломать, деревья не калечить;
• нельзя рвать траву, цветы;
• нельзя брать из леса маленьких птенцов или зверёнышей. Животные в природе не потерянные и не брошенные – они живут своей жизнью;
• нельзя брать яйца из гнёзд, разорять муравейники;
• нельзя шуметь, кричать, включать громкую музыку, громкие звуки тревожат зверей и птиц, они покидают свои гнёзда и норы;
• нельзя в лесу разводить костры;
• обязательно соблюдать безопасность: не трогать насекомых, не рвать и не брать в рот никаких растений, не отставать от взрослых – в лесу легко заблудиться.
В наших лесах водятся опасные насекомые: клещи, а также много комаров, поэтому необходимо правильно одеться для путешествия по лесу. Как вы думаете, в какой одежде нам будет удобно и безопасно в лесу? Мы обуваем удобную, закрытую обувь (сапоги, кроссовки, чтобы предохранить ноги веток, сучьев, надеваем одежду с длинным рукавом, закрытые шапки, намазываем одежду и открытые части тела кремом от клещей и комаров. Не отставайте друг от друга. Мы на опушке леса. (Слайд № 7). На что похож лес издали? (ответы – сравнения детей). Опушка это берег, а лес – это океан, по которому ходят большие корабли-деревья. Давайте пройдём по лесу, как по дну океана. Лес – это целый мир.
- Какая красота вокруг! (Слайд №8). Мы вдыхаем полной грудью запах леса. ( Упражнение на дыхание: вдох носом и медленный выдох ртом. Происходит обогащение кислородом клеток головного мозга. Два, три вдоха). Вы знаете, что главный орган дыхания у человека - это лёгкие, а лес называют лёгкими Земли. Деревья поглощают загрязнённый воздух, а отдают кислород - это чистый воздух, поэтому в лесу особенно хорошо дышится. Предложить детям послушать звуки леса. Кто что услышал?
Мы оказались в красивом, нарядном и светлом лесу. Как красиво кругом. (Слайд №9). Как вы думаете, в каком лесу мы оказались? (В берёзовом лесу). Лес, в котором растут деревья одного вида, называют чистым, у каждого такого леса есть своё название. Лес, где растут берёзы, называют берёзовым.
Русская красавица
Стоит на поляне,
В зелёной кофточке,
В белом сарафане. (Берёза).
- Кто знает, как ещё называют берёзовый лес? (Ответы детей).
- Правильно, берёзовая роща, очень красивое название, как и сами берёзы. Ещё его называют березняк. Берёзы не зря считаются первыми красавицами наших лесов. Особенно они красивы весной, когда распускаются клейкие молодые листочки и одновременно начинается цветение, появляются жёлтые серёжки (Показ слайда №10).
- Кто у нас младший научный сотрудник по берёзовому лесу и уже изучил этот лес и может нам рассказать интересные факты? (Слушают ребёнка, который выполнял проект по сбору информации о берё зе: береза живет до 100—150 лет, достигает 30 метров высоты. Из березы изготовляют мебель, посуду. Из бересты можно изготовить немало красивых и полезных вещей для домашнего хозяйства. Берёзовыми дровами топят печки. Береза дает лекарственные продукты: березовые почки, молодые листья, березовый сок, березовый деготь и уголь).
- Отправляемся дальше. Видите, показались высокие деревья, у которых даже верхушек не видно. Какой это лес? (Слайд № 11) Правильно сосновый лес. В сосновом лесу все деревья высокие и стройные. Даже маленькие сосенки изо всех сил тянутся вверх – к солнцу, к свету. Как ещё можно назвать сосновый лес? (бор, сосняк).
- Земля здесь мягкая, усыпанная хвоёй. Эта часть леса не такая белая, как берёзовая роща, но в ней тоже было очень светло и радостно. Солнечные лучики достигают здесь самой земли. А ещё воздух в сосновом лесу всегда чистый. Потому что запах сосны убивает всех микробов. Из смолы и хвои сосны люди делают лекарства. (Слайд № 12) Нам с вами повезло: наш детский сад находится в сосновом бору (Слайд №13).
- Наш младший научный сотрудник по сосновому лесу расскажет, что интересное он узнал, изучая сосны (рассказ ребёнка, который выполнял проект по сбору информации о сосне).
- Сосны самые высокие деревья в лесу – они составляют первый ярус леса. Давайте дети, и мы с вами потянемся как сосенки к солнцу (физминутка).
В лесу растёт сосна,
К небу тянется она.
Тополь вырос рядом с ней,
Быть он хочет подлинней. (Стоя на одной ноге, потягиваемся —
руки вверх, потом то же, стоя на другой ноге.)
Ветер сильный налетал,
Все деревья раскачал. (Наклоны корпуса вперёд-назад.)
Ветки гнутся взад-вперёд,
Ветер их качает, гнёт. (Рывки руками перед грудью.)
-Мы подросли вместе с соснами, продолжим наше путешествие.
- Отправляемся в ельник. Как вы думаете, какие деревья растут в ельнике? (ответы детей). (Слайд №14). Посмотрите, какой здесь полумрак. Как вы думаете, почему ельник такой тёмный? (Слайд № 15) (ответы детей).
- 300 лет прошло, прежде чем выросли такие могучие деревья. Ветки елей спускаются до самой земли, они такие густые, что почти не пропускают солнечных лучей. В таком лесу всегда темно и сыро. В густом ельнике не растёт трава. Земля покрыта сухими иголками и пустыми шишками. Обратите внимание, какие шишки у ели. (Слайд № 16). Дети рассматривают шишки сосны и ели, сравнивают, делают выводы. Чем ещё ель отличается от сосны? (У сосны хвоинки длинные, а у ели короткие). Чем отличаются сосна и ель от берёзы? (У сосны и ели вместо листьев хвоя).
- Как можно назвать лес, в котором растут хвойные деревья: сосны и ели? (Хвойный лес). С помощью хвои деревья дышат, берут у солнца свет и тепло. Каждая иголка-хвоинка живёт долго 5-7 лет, потом падает на землю. Но хвойные деревья никогда не сбрасывают хвою полностью. Это вечнозелёные деревья, иголки у них меняются постепенно. (Слайд №17).
- У вас на столах лежат шишки и хвоя сосны и ели, они перепутались, попробуйте их разложить: к сосновым шишкам, положите сосновую хвою, а к еловым шишкам – еловую хвою.
- Запомнили, чем отличаются сосна и ель?
- В шишках находятся семена сосны и ели, это любимое лакомство многих лесных жителей. Попробуйте найти семена в шишках. Но не в каждой шишке можно найти семена, их разнесло по лесу, у семян есть крылышки. Упадёт такое семечко в землю и через много лет из него вырастет дерево: красавица сосна или ель. Но дерево из семечка растё т очень долго и его подстерегает много опасностей: пока оно маленькое его могут повредить люди или животные, подрастёт - его могут срубить браконьеры или сгубить пожар, может погибнуть в засуху или от вредителей, поэтому деревья необходимо охранять и беречь. А вы знаете, что есть специальные детские сады для деревьев, их называют питомники, в них выращивают деревья, а затем подросшие саженцы высаживают в те места, где необходимо вырастить лес. (Слайд № 18)
- Отправляемся дальше. В какой же лес мы пришли?
- (Слайд №19) Посмотрите какие деревья. Кто может описать их? У этих деревьев стройный, зеленоватый ствол, листья красивой формы (Слайд №20, они похожи на тополь. Может быть, кто-нибудь знает название этих красивых деревьев. (Осина). Про осины нам сможет рассказать наш младший научный сотрудник (рассказ ребёнка, который собирал информацию об осине: осина относятся к роду тополей, к одному из ста его видов. Вырастает до 20—30 метров высоты, живет до 80—100, а иногда и более лет. Это дерево неприхотливое. Растет осина почти всюду и растет очень быстро. В лесу холодной зимой осина помогает выжить многим животным. На опушке леса всегда можно увидеть осинку, обгрызенную зайцем. У молодой осинки вкусная кора, сочная, с горчинкой. Заяц ее очень любит. Русская осина дает атласно белую, чистую древесину, она легкая, мягкая, хорошо колется. Из осины делают фанеру, бумагу, спички, мебель, полы и даже искусственный шелк).
- Такие высокие деревья, как берёзы, осины – составляют второй ярус леса.
- Поспешим дальше. Впереди показались могучие деревья, они огромные, но на сосны совсем не похожи. В наших зауральских лесах они не растут, но в городе их можно найти, одно такое дерево растёт на территории нашего детского сада, ему уже 5 лет, но оно, совсем крошечное.
Он растёт и ввысь, и вширь,
Этот чудо-богатырь!
Сколько ему силы
Земля подарила!
Руки-ветви распростёр
И укрыл нас, как шатёр.
- Догадались, о каком дереве я говорю? (Ответы детей) (Слайд№21)
- Попробуем описать дуб. Каждый по очереди добавит слово. (Дуб - великан, богатырь, высокий, могучий, ветвистый и т. д. ; ствол у дуба – толстый, коричневый, кряжистый; ветки – большие, могучие, угловатые, изломанные; листья - резные, толстые, красивые и т. д. Кто знает, как называются семена дуба? (Жёлуди). (Слайд №22). Желудями любят лакомится белки, а особенно их любят кабаны. (Рассмотреть листья и желуди). Дубовый лес ещё называют дубовой рощей, но чаще – таким красивым словом: «дубрава». Среди дубов бывают вот такие великаны (Слайд №23, живут они не одну сотню лет, есть дуб, которому уже 2000 лет.
Физминутка «На поляне дуб зелёный»
На поляне дуб зелёный,
Потянулся к небу кроной. (Потягивания — руки вверх.)
Он на ветках среди леса
Щедро жёлуди развесил. (Потягивания — руки в стороны.)
А внизу грибы растут,
Их так много нынче тут!
Не ленись и не стесняйся,
За грибами наклоняйся! (Наклоны вперёд.)
Вот лягушка поскакала,
Здесь воды ей, видно, мало.
И квакушка бодро скачет
Прямо к пруду, не иначе. (Прыжки на месте.)
Ну, а мы пройдём немного.
Поднимаем выше ногу! (Ходьба на месте.)
Походили, порезвились,
И на травку опустились!
- А в траве лесной присмотритесь, растут лесные ягоды: земляника, костяника, черника, есть и заросли малины, облепихи, вишни (Слайд №24). Спрятались грибы: в светлом березняке - подберёзовики, в крупных осинниках - подосиновики, под соснами – блестят шляпками маслята, а рыжики и грузди чаще всего растут в молодом негустом ельнике, где почва покрыта мхом и травами. Здесь же можно встретить и белые грибы. (Слайды №25). Очень нужны грибы и ягоды животным и птицам леса. Вы можете назвать животных, которые живут в наших лесах? (Слайд 26-32). Вспомним, каких лесных птиц вы знаете (Слайд №33).
- Вы, запомнили какие деревья, составляют первый ярус леса - самый высокий (сосны, второй ярус – пониже (осины и берёзы). Третий ярус леса составляют все низкие деревья и кустарники. Трава, ягоды грибы составляют четвёртый ярус леса – самый низкий (Слайд №34). На этом слайде (Слайд № 35) - наш лес и здесь хорошо видны все ярусы леса: высокие сосны, более низкие берёзы, ещё ниже кустарник и трава.
- Нам пора возвращаться из нашей научной экспедиции по лесу. Вы хорошо поработали, изучили разные виды деревьев, лесов. Сейчас мы знаем, что лес, в котором растут деревья одной породы, называют (чистым) и у каждого леса есть своё название. Какие леса мы узнали? ( ответы детей: березняк, сосняк, ельник, дубрава). Лес, где растут деревья разных пород, называют… (смешанным). Различают леса лиственные: деревья в таких лесах сбрасывают листву осенью, и хвойные (вечнозеленые, сбрасывающие хвою постепенно. А ещё мы помогли лесу, потому, что не кричали, не пугали птиц и животных, не ломали деревья, не рвали без надобности растения.
Лес - это дом для животных и птиц, где они живут, питаются его плодами. Для всех них лес - то же, что для вас ваш дом, где вы живёте вместе со своей семьёй.
Все леса на Земле работают как зеленые фабрики: в светлые, солнечные дни они запасают впрок солнечную энергию, без которой была бы невозможна жизнь на планете.
Главным продуктом зеленого леса является древесина.
Когда человек топит печку березовыми дровами, он обогревает свой дом солнечным теп-лом, солнечной энергией, запасенной зелеными листьями березы.
- Сегодня мы занимались изучением лесов нашей страны, нашего края. А вы хотите больше узнать о вечнозелёных тропических лесах и их обитателях. Предлагаю в следующий раз отправиться в леса Африки и Южной Америки.
ЛИТЕРАТУРА
1. Егоренков Л. И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников. Пособие для воспитателей детских дошкольных учреждений и учителей начальной школы. - М. : АРКТИ, 1999. 106-113 с.
2. Мир природы и ребёнок. Методика экологического воспитания дошкольников; под ред. Л. М. Маневцевой, П. Г. Саморуковой. СПб. : АКЦИДЕНТ, 1998. С. 300-305.
3. Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. –М. : ВАКО, 2005. С. 217-220.