Екатерина Гора
Конспект НОД в подготовительной группе «Природный материал — камень»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
• Развивать творческую исследовательскую активность дошкольников в процессе детского экспериментирования.
Задачи:
Образовательные:
• Расширять знания детей о профессии геолога.
• Формировать представление о камнях, как части неживой природы, о их роли в жизни человека.
• Формировать у детей старшего дошкольного возраста элементарные представления о разнообразии камней, умение обследовать их и называть свойства и используя условные обозначения составлять схему.
• Активизировать и обогащать словарь словами, обозначающими свойства камней: твёрдый, лёгкий, прочный, тяжёлый, разноцветный.
Публикация «Конспект НОД в подготовительной группе „Природный материал — камень“» размещена в разделах
- Камни. Знакомство с камнями
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Поделки из природного материала
- Темочки
Развивающие:
• Закрепить знания о неживой природе, полученные в ходе проведения опытов.
• Закрепить элементарные представления о разнообразии камней, умение обследовать их и называть свойства.
• Способствовать формированию навыков поисковой, исследовательской деятельности, развитию интеллектуальной инициативы, умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.
Воспитательные:
• Воспитывать бережное отношение к природе.
• Развивать эмоциональную отзывчивость, любознательность, интерес к разнообразным природным ресурсам, экологическую культуру дошкольников.
• Способствовать индивидуальному самовыражению, креативных способностей детей в процессе продуктивной деятельности.
Материалы и оборудование : мультимедиа, рюкзак, коллекция камней, иллюстрации с изображением геологов, компас на каждого ребенка, лупы на каждого ребенка, камни на каждого ребенка, вода в бутылке, пластиковый контейнер, молоточки, лопатки, стакан с водой на каждого ребенка. Макеты: «гора», «скала»; карта-схема, фонограмма «звуки леса», гуашь, кисточки.
Предварительная работа: беседы: «Что такое горы», «Как человек использует камни», «Подземная кладовая», «Какими бывают камни»; чтение художественной литературы: сказка И. Рыжова «О чем шептались камешки»; сказы П. Бажова «Малахитовая шкатулка», Огневушка-поскакушка», «Хозяйка Медной горы», «Серебряное копытце».
Ход ЗАНЯТИЯ.
Дети играют. Воспитатель подходит к столу и начинает собирать рюкзак. Дети начинают подходить к воспитателю, задавая вопросы: Что вы делаете?
Воспитатель: Ребята, у каждого человека есть любимое дело, которым он занимается в свободное время. У меня тоже есть такое увлечение, называется коллекционирование. Вы, знаете, что это такое?
Ответы детей: Коллекционирование – это собирание, каких – либо предметов.
Воспитатель: Что я коллекционирую, вы догадаетесь, если отгадаете загадку.
Его в горах полным - полно.
Он часто падает на дно
Ущелья со скалы крутой.
Он твёрдый, маленький, большой.
По форме разным он бывает.
Его с дороги убирают.
Ответы детей: Камень.
Воспитатель достает и показывает камни в мешочке.
Воспитатель: Да, это действительно камень. А кто знает, как по-другому называют камни?
Ответы детей: Полезные ископаемые.
Воспитатель: Вы правы, все подземные богатства, и камни в том числе, называют полезными ископаемыми. Подумайте, почему «полезные»?
Ответы детей: Потому что они приносят пользу людям.
Воспитатель: Ребята, а какую же пользу приносят камни людям?
Ответы детей: Из камней делают украшения и строят дома.
Воспитатель: Правильно, ребята, камень используется в строительстве домов, мостов, из щебня строят дороги, разноцветные камни используются в ландшафном дизайне для украшения клумб, газонов, создания альпийских горок.
Воспитатель: А кто знает, как называют людей, которые ищут и изучают камни?
Ответы детей: Геологи.
(На доске иллюстрации с изображением геологов).
Воспитатель: Правильно, геологи. Геологи это люди, которые путешествуют по разным местам и изучают недра земли. Глубоко под землей ищут они полезные ископаемые, работают в лабораториях по изучению их свойств, составляют карты. Работа у геологов трудная и они должны быть сильными и смелым, уметь находить дорогу по карте и компасу. Ребята, вы хотите стать настоящими геологами и отправиться в экспедицию на поиски камней?
Ответы детей: Да.
Воспитатель: Хорошо. Но раз мы хотим отправиться в горы, то должны соблюдать правила безопасности. Вы можете мне сказать, как нужно вести себя в горах?
Ответы детей: Не шуметь, быть внимательным, тушить костер, не мусорить.
Воспитатель: Почему нельзя шуметь, быть внимательным, не мусорить и тушить костер?
Ответы детей: Если шуметь в горах может произойти обвал и засыплет камнями. Быть внимательным, потому что может быть обрыв. Не мусорить и тушить костер, чтобы не было пожара.
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы все знаете! Поэтому мы отправляемся в путешествие. Но прежде чем отправиться в путь надо собрать рюкзак.
Дидактическая игра «Собери рюкзак».
Материал : рюкзак, игрушки, вода в бутылке, пластиковый контейнер, молоточки, лопатки, компас на каждого ребенка. Воспитатель предлагает детям надеть компасы на руку.
Воспитатель: Ну что, можно отправляться в путь?
Ответ детей: Да.
Воспитатель: А куда же нам идти? О чем мы забыли? Что нам подскажет направление нашего маршрута?
Ответы детей: Нам поможет карта.
Воспитатель показывает карту маршрута.
Воспитатель: У меня есть вот такая карта, которая нам покажет направление пути. Давайте ее посмотрим.
Дети рассматривают план-схему, определяющую направление маршрута и определяют направление.
Воспитатель: Молодцы. Теперь мы с вами знаем направление маршрута нашей экспедиции и можем отправиться в путь. Будьте внимательны, на нашем пути встретятся препятствия, которые необходимо преодолеть.
Движение по плану-схеме под фонограмму «Звуки леса».
1. Перешагнуть через упавшее дерево.
2. На пути пригорок – подняться и спуститься с него.
3. Проползти через пещеру (арка).
4. Перейти горную реку по камням.
Воспитатель и дети отправляются в музыкальный зал (несколько столов оформлены в виде гор, скал, на которых находятся камни разных пород).
Воспитатель: Вот мы с вами и пришли, и теперь, юные геологи, наша задача добыть камни.
Дети находят камни и показывают воспитателю.
Воспитатель: Какие интересные камни вы нашли. Они разные или одинаковые?
Ответы детей: Камни разные.
Воспитатель: Да, верно, все камни разные и каждый несет в себе свою тайну. Давайте присядем у подножия горы и постараемся открыть тайны камней, которые мы нашли.
Дети садятся на ковер.
Воспитатель: В природе камней много, есть природные : кварц, графит, пемза, каменный уголь, гранит, гравий, мрамор, щебень, мел, гипс и многие другие, а есть искусственные: керамзит, кусочки кирпича, бетона, пенобетона и газобетона. Все камни отличаются друг от друга по цвету, по весу, по прочности, а также по происхождению. Нередко встречаются камни удивительной формы, напоминающие фигуры животных или человека. Камень красив от природы.
(Просмотр презентации.)
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам пройти в нашу лабораторию и исследовать камни. (Воспитатель и дети проходят в экологическую комнату, подходят к столам, где приготовлено оборудование).
Исследовательская деятельность.
Опыт № 1. Определение цвета и формы.
Воспитатель: Я вам предлагаю взять камень и внимательно посмотреть на него. Определите, какого он цвета?
Ответы дети: Серый, коричневый, белый, красный, синий камни.
Воспитатель: Ребята, какой можно сделать вывод?
Ответы дети: Камни по цвету и форме бывают разные.
Опыт № 2. Рассматривание камней через лупу.
Воспитатель: Чтобы еще лучше увидеть поверхность камней мы воспользуемся лупами.
(Дети рассматривают камни.)
Воспитатель: Что интересного вы увидели ребята?
Ответы дети: Мы увидели в камнях дорожки, углубления, ямочки, узоры.
Воспитатель: Молодцы, вы очень внимательные. Какой вывод мы можем сделать?
Ответы дети: Камни бывают гладкие и шероховатые.
Опыт № 3. Определение твердости-мягкости.
Воспитатель: Ребята, посмотрите какой камень, я нашла, он называется глина. Давайте пальцем надавим на камень, а теперь то - же самое проделаем с глиной. Что-нибудь изменилось?
Ответы дети: На глине от пальца остаются вмятины-ямки.
Воспитатель: Покатаем в руках камни, а теперь покатаем в руках глину. Какой вывод мы можем сделать?
Ответы дети: Глина мягкая и может принимать разную форму, её можно разделить на части руками, а камень нельзя.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши юные геологи? Давайте отойдем от своих лабораторных столов и пройдём в центр комнаты.
Физкультурная минутка.
Отдых наш – физкультминутка.
Занимай свои места:
Раз - присели, два – привстали
Руки к верху все подняли.
Сели, встали, сели, встали –
Ванькой – встанькой словно встали.
А потом пустились вскачь.
Опыт № 4. Камни тонут в воде.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что будет с камнем, если положить его в воду? (Версии детей.) Почему вы так думаете? (Доводы детей.) А что нужно сделать, чтобы узнать правду – истину? (Предложения детей.)
Воспитатель предлагает детям в стакан с водой осторожно положить камень. Наблюдают. Воспитатель обращает внимание на дополнительные явления – по воде пошли круги, цвет камня изменился, стал более ярким.
Воспитатель: Какой мы можем сделать вывод?
Ответы дети: Камни тонут в воде, потому что они тяжелые и плотные.
Воспитатель: Ребята, вы были настоящими исследователями! Что нового вы сегодня узнали?
Ответы детей: Камни по цвету, форме бывают разные, твердые, тонут в воде. Они гладкие и шероховатые.
Воспитатель: А теперь мои юные геологи, давайте все сложим в рюкзак и нам пора возвращаться в детский сад.
Дети убирают рабочие место, складывают в рюкзак компасы, лупы и т. д.
Воспитатель и дети возвращаются в группу.
Воспитатель: Вот мы и вернулись из экспедиции. Сегодня нам открылись многие тайны камней. Скажите, а вам понравилась наша экспедиция? А что понравилось больше всего (Ответы детей). Ребята, мы знаем, что камни не живые, но в руках умелых мастеров камни оживают и превращаются в замечательные предметы и украшения. Давайте и мы оживим свои камешки.
Рефлексия «Камешки настроения».
Воспитатель: Если вы считаете, что справились с заданием, вам легко было их выполнять - вы свой камень раскрасьте в красный цвет. Если затруднялись – раскрасьте зеленой краской.
Дети выбирают цвет и раскрашивают под музыку камни. Воспитатель уточняет у детей, которые раскрасили камни в зеленый цвет, в чем они затруднялись.