Лебеденко Ольга Валерьевна
НОД по познавательно-речевому развитию в подготовительной группе «Драгоценный камень — вода»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ ДС ОВ № 35 «Ручеёк»
г. Туапсе
План – конспект НОД
по познавательно – речевому развитию
в подготовительной группе
«Драгоценный камень – вода»
Составитель:
Басаман Ольга Валерьевна
2013 г.
Цель: Формировать представления о том, что вода – источник жизни.
Задачи:
I. Образовательные:
• Уточнить знания детей о значении воды в жизни человека;
• Познакомить со свойствами воды;
• Дать детям представление о том, какие существуют источники воды.
Публикация «НОД по познавательно-речевому развитию в подготовительной группе „Драгоценный камень — вода“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Камни. Знакомство с камнями
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
II. Развивающие :
• Активировать и обогащать словарь детей;
• Развивать логическое мышление, творческие способности детей.
III. Воспитательные:
• Воспитывать бережное отношение к воде, ответственное отношение к окружающему миру.
Материал:
Демонстрационный: глобус, ёмкость с водой, кувшин, ваза, стакан со льдом, стакан с молоком, соль, сахар, лимон.
Раздаточный: стаканчики с водой, кисточки, краски.
Ход занятия:
Вводная часть:
(Звучит тихая музыка)
Загадка:
- На ноге стоит одной,
Крутит вертит головой
Нам показывает страны
Реки, горы, океаны (глобус).
Вос – ль: - Ребята, а что такое глобус? (показывает глобус) Вот такой наша планета выглядит с космоса. Глобус – это модель нашей планеты Земля, только в уменьшенном виде во много раз. Давайте мы с вами рассмотрим его. Глобус показывает форму нашей планеты. Какая она? (круглая)
- Ребята, а почему на глобусе очень много синего цвета? (синий цвет – это вода : моря, океаны, реки, озёра).
- Ребята, а как вы думаете, кому и зачем нужна вода? (объяснения детей).
Правильно дети, без воды ничего на Земле существовать не может. Вода очень необходима растениям, животным, людям.
(Чтение стихотворения о воде под запись журчания ручейка).
- Вы слыхали о воде?
Говорят она везде.
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить
Без неё нам не прожить!
- Ребята, а как вы думаете, что случилось, если бы не было на Земле воды? (всё погибло)
Воды очень много на Земле, но не вся она пригодна растительному, животному миру и человеку нужна пресная вода. А какая это вода пресная? (ответы детей) Правильно, пресная вода – без солей. А как вы знаете, в морях и океанах она солёная. В ней жить и питаться могут только морские обитатели. А люди берут воду из кранов, а в краны вода поступает из рек
(потому что она пресная, она очищается на водоочистительных предприятиях, где лаборанты следят за тем, чтобы вода была чистая.
- А как вы думаете, как же тогда пополняются реки, если постоянно из рек поступает вода к нам в краны (ответы детей – круговорот воды в природе, показываю макет).
Солнце нагревает поверхность суши или водоёма, и вода, которая содержится там, превращается в пар и понимается в воздух. Этот воздух вверху охлаждается, превращается в облака, образуются тучи, а потом при помощи ветра выпадают на землю в виде осадков: зимой – снега, летом – дождя. И так постоянно. Это круговорот воды в природе. Поэтому вода у нас не заканчивается.
Опытно – экспериментальная часть:
- А сейчас ребята, я вас приглашаю в волшебную лабораторию. Вы знаете, что такое лаборатория? (ответы детей) Мы с вами сегодня будем лаборантами, и попробуем ответить на все вопросы: что такое вода? Какая она? И какими свойствами обладает?
- Посмотрите, как льётся вода (переливаю из одной ёмкости в другую). Какой вывод можно сделать? (вода – это жидкость)
(На столе лежат предметы – мяч и кубик) – Дети, а что это? Они имеют форму? А имеет ли форму вода? А это мы сейчас и узнаем. Для этого возьмём банку с водой и перельём её в кувшин. А сейчас из кувшина выльем воду в вазу. Вода принимает форму того сосуда, куда её наливают. Итак, вода не имеет форму. Дети, а как вы думаете, в каком состоянии вода может сохранить форму? Отгадайте загадку: «Я вода, да по воде плаваю» (лёд). (Стакан со льдом подношу к каждому ребёнку, чтобы попробовал на ощупь, какой он: холодный, гладкий, скользкий) Где можно увидеть лёд? (ответы детей).
- А сейчас посмотрите на эти два стакана (один с водой, второй с молоком). Какого цвета вода? (прозрачная) А молоко? (белое). Сейчас каждый из вас может поменять цвет воды. Для этого возьмите кисточку, обмакните её в любую краску, а потом опустите её в стакан с водой. Какого цвета получилась у вас вода? (ответы детей) Итак, вода не имеет цвета, она прозрачная.
- А сейчас давайте мы с вами понюхаем воду. Чем пахнет? (ни чем) А теперь попробуем добавить туда капельку специального масла. Чем пахнет теперь? (можно добавить либо какое-нибудь эфирное масло или что-нибудь другое для запаха)
- А теперь попробуем воду на вкус (даём пробовать обычную воду). Какая она? (безвкусная) А как можно придать вкус воде? Давайте добавим сахар в воду и попробуем. Какая стала? (сладкая) Теперь соль (солёная) Ну а теперь я добавлю вам в воду кусочек лимона. Какая стала вода? (кислая) Итак: вода бесцветная, без запаха и безвкусная.
- А сейчас давайте немного отдохнём.
Логоритмическое упражнение:
- К речке быстрой мы спустились,
(шагаем на месте)
Наклонились и умылись
(наклоны вперёд)
Раз, два, три, четыре
(хлопаем в ладоши)
Вот как славно освежились
(встряхиваем руками)
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс
(круги руками вперёд)
Одной, другой – это кроль.
(круги руками поочерёдно)
Все, как один, плывём как дельфин.
(прыжки на месте)
Вышли на берег крутой
(шаги на месте)
И отправились домой.
- Ну что отдохнули? А теперь продолжим.
Ребята, а теперь такой вопрос. Может ли вода кипеть, булькать, шипеть? Когда это происходит? (когда её нагревают).
- А что так сильно её нагревает, что она закипает? (огонь, газ, электронагреватель)
- На наше занятие я принесла один и электроприборов. Кто мне скажет, как он называется? Правильно, это кипятильник. Давайте с его помощью попробуем нагреть воду (воспитатель проводит опыт по превращению воды в пар).
- Вода постепенно нагревается, что с ней происходит? (кипит, бурлит, булькает) А какая кипящая вода? Да, она очень горячая. Сейчас я выключу кипятильник, вода становится спокойной, но ещё остаётся горячей. Ой, ребята, а что это поднимается над баночкой? Правильно, это пар. Вот только не пойму, откуда он взялся? Ведь я наливала в банку только воду. А вы не знаете? (ответы детей)
- Вы правы, если сильно нагреть воду, то она превращается в пар. А сейчас, я над ним аккуратно подержу зеркало. Что вы видите на нём? Оно запотело и появились капельки (дети проводят пальчиком по зеркалу, и убеждаются, что это вода). Значит мы можем сделать вывод: «Пар – это тоже вода, очень сильно нагретая».
Заключительная часть:
- Вы сегодня хорошо поработали. Вам понравилось в нашей волшебной лаборатории? (Да)
- Итак, что мы с вами сегодня узнали о воде? (ответы детей)
И запомните дети, что без воды на свете нельзя прожить и нужно воду беречь!