Юлиана Елькина
Конспект НОД в подготовительной группе по познавательному развитию «Камни»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема : КАМНИ
Цель: Дать детям представление о разнообразии камней и их роли в жизни человека.
Задачи:
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к исследовательской деятельности, желание заниматься ею.
- Воспитывать социальные навыки (умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера).
Развивающие :
- Развивать умение самим добывать знания, делать выводы, доказывать, объяснять свою точку зрения, умение анализировать и рассуждать.
Публикация «Конспект НОД в подготовительной группе по познавательному развитию „Камни“» размещена в разделах
- Камни. Знакомство с камнями
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2016
- Создавать условия для развития экологического мышления и творческого воображения в процессе опытнической деятельности.
- Совершенствовать мелкую моторику рук.
Образовательные:
- Организовать познавательный практикум с целью приобщения детей к элементарному, доступному им экспериментированию.
- Дать представление о том, что камни бывают речными и морскими (речные имеют разную форму, иногда острые углы; морские камни всегда округлой формы, гладкие, что многие камни очень твердые и прочные, поэтому их используют в строительстве зданий, мостов, дорог и др.
- Развивать интерес к камням, умение обследовать их и называть свойства (крепкий, твердый, неровный или гладкий, тяжелый, блестящий, красивый).
- Познакомить с наиболее распространенными декоративными камнями и изделиями из них, формировать эстетическое восприятие окружающего.
- Показать, какую роль в жизни человека играют камни, познакомить с камнями, которые человек использует для своих нужд с давних времен.
Предварительная работа: Чтение детям сказок, героями которых являются гномы, например сказки Ш. Перро «Беляночка и Розочка», «Белоснежка и семь гномов».
Рассказать детям, что, согласно преданиям, сказочные гномы очень любят морковь. Когда – люди верили: если вечером оставить ее в лесу, то наутро в этом же месте обнаружишь клад или драгоценный камень. Гномы – подземные обитатели – всегда боялись человека. Они прятали от него свои клады и выходили на поверхность земли только ночью, забирали морковку и в благодарность оставляли какой – нибудь ценный камень из своих запасов. Предложить детям оставить несколько морковок на ночь в группе и посмотреть, что произойдет. На следующий день на этом месте положить письмо от гномов.
«Дорогие ребята! Спасибо вам за угощение. Морковь – наше любимое лакомство. В благодарность оставляем ларец с камешками из нашего Подземного царства. Эти камешки не простые, они очень нужны людям. Может и вам пригодятся. По поручению всех гномов Главный Гном – хранитель камней.»
Материал. Шкатулка с двумя мешочками, в первом: Наборы речных и морских камней, мрамор, гранит. Во – втором: драгоценные камни (муляжи). Сосуды с водой, салфетки (на каждого ребенка). Кусочек дерева, гвозди, молоток. Картинки с изображением домов, дворцов, памятников. Письмо в конверте от Гнома. Записка с загадкой о камнях. Морковка. Гипс, бисер различного цвета, формы для изготовления подвесок.
Ход НОД:
(Педагог пытается открыть шкатулку, но она не открывается)
Педагог: Смотрите, здесь записка. Давайте ее прочтем (читает).
«Открыть меня вы сможете только тогда, когда отгадаете загадку.
В сережках у мамы огнем он горит. В пыли на дороге ненужным лежит. Меняет он форму, меняет он цвет, А встройке годится на тысячу лет. Он может быть мелкий – в ладошке лежать. Тяжелый, большой – одному не поднять. Кто, дети, загадку мою отгадал? Кто этот предмет по приметам узнал?»
(В. Мирясова)
Выслушать предположения детей.
Педагог: Давайте проверим, правильно ли мы отгадали загадку (открывает шкатулку, достает один из мешочков с речными и морскими камешками). Смотрите, действительно камни. Значит, мы с вами правильно отгадали загадку. Давайте теперь о камнях и побеседуем.
Дети подходят к столам. На них подносы (по одному на двоих детей) с камнями, деревянный брусочек, сосуд с водой, салфетки. Дети рассматривают камни, сравнивают, находят речные, морские.
Педагог: Найдите на подносе морские камни и положите их перед собой на салфетку. Посмотрите на камни, скажите: какие они? Какой формы, цвета, какая у них поверхность, какие края? (выслушать ответы детей). Камни гладкие, разной формы – овальные и круглые, твердые, холодные, красивые, разного цвета.
Педагог: Почему они такие? (Ответы) Да, такими гладкими их сделали морские волны. В морской воде камни бьются друг о друга, вода обтачивает их края, и они становятся гладким –гладкими – без единого уголка. А теперь найдите речные камушки и положите их рядом с морскими. Потрогайте их. Что можете сказать про речные камни? Какие они?
(Выслушать ответы детей) Шершавые, неровные, разной формы, с острыми углами.
Педагог: Так чем же морские камни отличаются от речных? (Ответы) Возьмите камень в руку и сожмите крепко – крепко. Изменил ли он форму? Верно, нет. Почему? (Он твердый) Как вы думаете, он тверже дерева? Давайте проверим. Я возьму молоток, гвоздь и брусочек из дерева. И попробую вбить гвоздь в дерево. Что получилось? (Гвоздь вошел в дерево) А сейчас я попробую вбить гвоздь в камень. (Вбивает – не получается, предлагает двум – трем детям попробовать сделать то же) Давайте я еще раз попробую. Что получается? (Гвоздь гнется, но не вбивается) Ну что, смогли мы забить гвоздь в камень? Что случилось с гвоздем? А как вел себя камень? (Ответы) Какой можно сделать вывод?
(Камень тверже дерева)
Педагог: А как камень и дерево будут вести себя в воде? Перед вами сосуд с водой, попробуйте опустить дерево в воду. Что с ним произойдет? (Дерево плавает) Давайте осторожно опустим камень в воду. Что произошло с ним (Камень тонет) Почему? (Он тяжелее воды) А почему плавает дерево? (Оно легче воды) Обратите внимание на камень, который лежит в воде. Достаньте его. Какой он? (Мокрый) Сравните с камнем, который лежит на салфетке. Чем они отличаются? (Цветом, мокрый камень темнее) Где можно увидеть камни? Верно, в реке, в море, на дороге. Как вы думаете, нужен ли камень человеку? Использует ли человек для своих нужд камень? Как? (Ответы - предположения)
Вопросы и задания детям. Как человек использует камни? ( Показать картинки: строит дома, памятники)
Почему человек делал дома из камней? (Вспомнить – с иллюстрацией – домики трех поросят. Почему Наф – Наф пел: «Я на свете всех умней, всех умней, всех умней. Дом я строю из камней, из камней»)
Дети делают такие же домики, как у поросят: из камней, соломы, веточек. Какой из домиков не упадет от ветра? («Подуйте» на домики при помощи фена. Обсудите результаты)
Рассмотреть фотографии, рисунки с изображением древних замков, крепостей.
Проводится физкульт минутка.
Педагог: Мы немного отдохнули, а теперь продолжим наше путешествие в мир камней. Сколько интересного мы узнали про камни! Одни помогают нам при строительстве зданий, другие используются при изготовлении памятников.
В шкатулке у гнома было два мешочка, давайте откроем второй. Посмотрите, какие здесь красивые камни. Это драгоценные камни.
Как вы думаете, что это за камни и где их используют? (Ответы) На Руси издавна из них изготавливали украшения. Давайте посмотрим выставку женских украшений. (Дети подходят к столу, на котором разложены женские украшения) Что вам понравилось? Почему людей привлекают драгоценные и полудрагоценные камни? (Они красивые, долговечны, необычно блестят. А главное, редко встречаются в природе) К драгоценным относятся сапфиры, алмазы, изумруды, рубины (природные минералы). Полудрагоценными считаются янтарь, аметист, гранат, аквамарин, топаз, опал, турмалин, кораллы, жемчуг и др. Стоимость таких камней определяется их цветом, твердостью, чистотой, блеском.
Рассказать, что эти камни называются также самоцветами. Почему? Почему только некоторые камни считаются драгоценными? (Самые редкие, красивые, обычно блестящие, сверкающие, прочные камни) Дать детям потрогать, рассмотреть образцы. Сказать, что это волшебные камни – если посмотреть через них на свет лампы или солнца, то окружающий нас мир станет совсем другим. Обратить внимание на цвет и форму камней. Если есть возможность, сравнить необработанный и обработанный камень, например яшму. Дать потрогать камни из украшений. Какие они – гладкие или шершавые?
Какие ювелирные изделия сделаны из камней? Как называется профессия человека, который делает такие украшения (ювелир) Пусть дети примерят различные украшения, поиграют с ними.
Педагог: А вы хотите такие красивые украшения? Давайте мы с вами поработаем ювелирами и изготовим для себя украшения.
Дети изготовляют подвеску с использованием бисера.
Изготовление подвески проходит в три этапа:
• Из плотного картона вырезается подвеска.
• На подвеску наносится тонким слоем пластилин.
• Подвеска украшается бисером.
Для снятия мышечного напряжения рук в ходе работы по изготовлению подвески используется пальчиковая гимнастика.