Анастасия Турутина
Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе Путешествие по России
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Образовательные:
Познакомить детей с разными народами, населяющими Россию.
Побуждать детей уважительно относиться к культуре разных народов.
Любоваться образцами народно-прикладного творчества.
Формировать чувство гордости за Родину.
Обогащать словарный запас детей: Родина, Российская Федерация, россияне, тюбетейка, кумыс, кухлянка, пулай и т. д.
Развивающие :
Развивать познавательные способности и коммуникативную
компетентность.
Воспитательные:
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе Путешествие по России» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2016
Воспитывать интерес и желание узнать о стране, о родном крае; воспитывать любовь к своей стране, родному краю и природе.
Оборудование: Презентация «Народы России»
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, вот послушайте, что я вам прочитаю:
Живут в России разные
Народы с давних пор.
Одним тайга по нраву,
Другим - степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд.
Один черкеску носит,
Другой надел халат.
Один - рыбак с рожденья,
Другой - оленевод.
Один кумыс готовит,
Другой готовит мёд.
Одним милее осень,
Другим милей весна.
А Родина Россия
У нас у всех одна.
Это стихотворения русского поэта Владимира Степанова "Российская семья". Как вы думаете, о чем мы сегодня будем разговаривать?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, ребята, сегодня мы будем беседовать о народах, которые живут в России. И поэтому я приглашаю вас в путешествие, чтобы увидеть, как живут некоторые народы России. Итак, отправляемся в путешествие!
Воспитатель: Ребята, посмотрите, куда это мы приехали? Как здесь холодно! (воспитатель показывает презентацию слайд №1 с изображением природы севера).
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, ребята, мы с вами на самом севере нашей страны. А вы знаете, какие народы живут на севере?
Ответы детей.
Воспитатель: Здесь живут алеуты, кеты, коряки, манси, нанайцы, ороки, орочи, саамы, удэгейцы, ульчи, ханты, чукчи, шорцы, эвенки, эскимосы, якуты, чукчи, коми и многие другие.
Посмотрите, как они одеты. (Воспитатель показывает слайд №2 с изображением представителя народов севера в национальной одежде)
Воспитатель: Одежда у жителей севера очень тёплая. Как вы считаете, почему?
Ответы детей.
Воспитатель: Как вы думаете, из чего эти народы шьют одежду?
Ответы детей. (Одежда сделана из оленьих шкур, ведь, прежде всего, она должна быть тёплой и удобной).
Воспитатель: Эти народы одеты в меховые штаны, меховую рубашку с капюшоном, которая называется кухлянка. Национальная одежда каждого народа украшена мехом и вышивкой.
Воспитатель: А здесь мы видим изделия народного промысла народов Севера. (Воспитатель показывает слайд №3). Народы севера занимаются резьбой по кости, шитьём одежды из меха.
Ребята, а еще этот народ очень любит праздники, и мне хотелось бы рассказать об одном их национальном празднике - празднике оленеводов. (Воспитатель показывает слайд№4). Раз в год народы Севера собираются вместе на праздник оленеводов, чтобы показать свою сноровку в метании, силу в борьбе, ловкость в играх, умения в ходьбе на лыжах. Главный помощник на празднике – олень. Он может пройти там, где никакой автомобиль не проедет. Из оленьих шкур шьют одежду, и жилье ими утепляют. Чтобы стать настоящим оленеводом, нужно быть очень ловким и умелым.
Женщины и мужчины надевают нарядно расшитые шубы, к рогам оленей привязывают колокольчики, упряжь украшают лентами и искусственными цветами.
Целый день звучит музыка, исполняются народные песни, взрослые и дети с удовольствием танцуют. Вот такой веселый праздник оленеводов проводится у жителей Севера каждый год. А нам пора продолжить наше путешествие.
Воспитатель: И где же мы оказались? Здесь жарко светит яркое теплое солнышко. (Воспитатель показывает слайд№5)
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно мы с вами переместились на юг нашей родины.. На юге нашей страны тоже живет много народностей: адыги, кумыки, осетины, лезгины, даргинцы. Это край высоких гор, бурных рек, бескрайних пастбищ.
А люди, живущие здесь: гордые, сильные, смелые, веселые.
Как вы думаете, а во что одеваются местные жители?
Ответы детей.
Воспитатель: Одежду на юге России шьют из хлопчатобумажной ткани, льняной и другими. Вся одежда с яркими рисунками, в которых преобладает красный цвет. (Воспитатель показывает слайд№6).
Воспитатель: (Воспитатель показывает слайд№7). Жители юга - большие умельцы. Изделия кубачинцев-ювелиров, харбукцев, амузгинцев-оружейников, цудахарцев - мастеров кожевенно-шерстяных дел и т. д. пользовались спросом у всех народов. Все женщины занимаются обработкой шерсти и производством сукна, паласов.
Воспитатель: (Воспитатель показывает слайд№8). Ребята, люди, живущие здесь: гордые, сильные, смелые, веселые. У них очень много интересных игр, праздников, которые сопровождаются веселыми национальным танцами и играми.
Физкультминутка.
Поиграем в народную игру жителей этих мест. Во многих играх народов Юга России используется головной убор. Игра, в которую мы поиграем, называется «Надень папаху».
Мальчик-джигит сидит на стуле.
На 5-6 шагов от него отводят водящего, поворачивают лицом к джигиту, чтобы водящий сориентировался, где тот сидит.
Водящему завязывают глаза, поворачивают кругом, дают в руку папаху.
Он должен сделать определенное количество шагов и надеть папаху на джигита. Остальные участники игры считают вслух шаги водящего и болеют за него. При повторении игры на роль водящего и джигита назначаются другие дети. Водящий не должен подсматривать; играющие не должны помогать водящему, подсказывать ему.
Воспитатель: Ой, как все вдруг завертелось, закружилось! (Воспитатель показывает слайд№9). Где же это мы? (Воспитатель показывает слайд№10)
Ответы детей.
Воспитатель: А оказались мы с вами на западе нашей страны. Здесь находятся такие области как Архангельская, Вологодская, Ленинградская Новгородская, Псковская, Калининградская. Как вы думаете, а какая здесь погода?
Ответы детей.
Воспитатель: На западе Российской Федерации тепло зимой и прохладно летом. Здесь в основном проживает русское население, но встречается и такая народность как вепсы.
Смотрите, к нам вышел один из представителей народов запада. Как интересно он одет.
Воспитатель: (Воспитатель показывает слайд№11). Расскажите, во что одета представительница этого народа?
Ответы детей. Белая рубаха-сорочка, украшенная цветной вышивкой по вороту и по рукавам. Поверх рубахи надет сарафан, сшитый из однотонной материи светло-охристого цвета. На сарафане - передник ярко-жёлтого цвета, украшенный по низу чёрными кружевами. Дополнением к костюму служит пояс, сплетенный из цветных нитей с кистями на концах. Завершает костюм шапочка из бархатной ткани, украшенная вышивкой золотыми нитками.
Воспитатель: Ребята, мы были на севере, на юге, на западе нашей большой родины, но не побывали лишь на востоке. Хотите узнать, кто и как живет на востоке?
Ответы детей.
Воспитатель: Тогда в путь (Воспитатель показывает слайд№14). На востоке России живет множество народов. Их культура тесно переплелась между собой. Здесь живут представители татарских, мордовских и славянских народностей. (Воспитатель показывает слайд№15, 16,17). Нижегородская область также находится на востоке России. Поэтому мы не можем с вами выделить один из народов. Все они необычны и интересны.
Воспитатель: Ребята, вот и закончилось с вами наше путешествие по России. О чем мы говорили во время путешествия?
Дети: О Родине, о мире, о Земле.
Воспитатель: В заключение хочу прочитать вам стихотворение о Родине.
Великую землю,
Любимую землю,
Где мы родились и живем,
Мы Родиной светлой,
Мы Родиной милой,
Мы Родиной нашей зовем!
Список литературы:
Коломийченко Л. В., Новикова Е. В. «Формирование национальной толерантности детей дошкольного возраста». - Пермь ПГПУ, 2010. - с 79.
Орлова, М. Формирование толерантности у дошкольников// Дошкольное воспитание. - 2003. - №11. -С. 51.