Ирина Кравченко
Конспект НОД «Животный мир Арктики и Антарктиды» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
закрепить знания детей о животных севера и природных явлениях Арктики и Антарктики.
Задачи:
воспитывать у детей интерес к жизни животных;
расширять и конкретизировать представления о животных севера;
уточнять и расширять словарный запас по данной теме;
совершенствовать грамматический строй речи
(образование прилагательных от существительных);
совершенствовать навыки построения простого и сложного предложения;
Публикация «Конспект НОД „Животный мир Арктики и Антарктиды“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Животные севера. Конспекты занятий
- Животные. В мире животных
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
развивать речевую активность, диалогическую речь
(посредством ответов на вопросы, диалога);
развивать фонематические процессы (голоса животных);
развивать устную связную речь
(построение грамматически верной фразы и предложения);
закреплять умения пользоваться пооперационными картами при складывании бумаги (оригами);
Материалы, оборудование, инструменты:
конверт со знаками вопросов;
картинки с изображением животных севера;
глобус;
презентация с изображением животных севера и природных явлений;
голоса и следы животных;
емкость с водой, влажные салфетки, детский крем;
бумага для оригами;
пооперационные карты.
Ход занятия:
Воспитатель:
На протяжении всего занятия показ слайдов
1-й слайд (заставка природы севера)
(Звучит тихая музыка из мультфильма «Умка», дети готовятся к занятию).
Сегодня утром почтальон принес письмо, которое адресовано детям подготовительной группы «Гуси-Лебеди». Письмо очень интересное, все в каких-то знаках.
А вы знаете, что это за знаки?
( Ответы детей: это знак вопроса)
Давайте его вскроем и узнаем от кого это письмо.
«Здравствуйте, дети!
Я очень люблю путешествовать и хочу побывать на севере, но ничего про него не знаю. Не могли бы вы мне помочь ответить на многие интересующие меня вопросы, на которые я не знаю ответов:
-почему на глобусе север обозначают белым цветом?
- какие есть полярные области?
- какая погода на севере?
- какие животные там обитают и почему?
- по каким признакам можно различить животных?
- а живут ли там птицы, и какие, чем питаются?
- почему им не холодно в таких льдах и снегах?
Очень благодарен, Вам – ВЕЛИКИЙ ПОЧЕМУЧКИН!»
Воспитатель:
2-й слайд - (Великий Почемучкин)
Как вы думаете, кто такой Почемучкин?
( Ответы детей: тот, кто задает много вопросов; тот, кто хочет все знать; тот, кто многим интересуется и т. д.)
Совершенно верно! Поэтому он и обратился к вам за мощью ответить на его вопросы. Поможем Почемучкину?
Для этого вы сейчас возьмете по одной картинке, посмотрите на нее и определите, где обитает это животное, а потом разойдетесь по группам для дальнейшей работы
(1-я группа - животные Арктики, 2-я группа - животные Антарктиды).
Воспитатель показывает глобус и предлагает отгадать загадку:
У меня в ладонях страны,
Реки, горы, океаны.
Догадались, в чем тут фокус?
Я держу руками…. (глобус).
3-й слайд – (Глобус)
Как вы думаете, что такое глобус?
( Ответы детей: это уменьшенная модель Земли).
Глобус окрашен разными цветами, скажите, что изображено синим цветом, а что другими цветами?
( Ответы детей: Раскраска глобуса показывает, где поверхность Земли покрыта водой, а где на ней суша, горы ит. д.).
Посмотрите на «макушку» глобуса она выкрашена белым цветом и неспроста.
И снизу глобус тоже белый.
Как вы думаете, что обозначают эти белые области?
( Ответы детей: так обозначены на глобусе две противоположные полярные области Земли. Самая северная – Арктика (северный полюс) и самая южная – Антарктида (южный полюс).
Дети загадывают загадку про северный и южный полюс.
Какие океаны омывают Арктику, а какие Антарктиду?
4-й слайд – (Звук вьюги, метели).
Почему эти области окрашены в белый цвет и какой здесь климат?
( Ответы детей: в этих местах круглый год лежит и не тает снег и лед; здесь всегда холодно, сильные морозы, вьюги, метели).
А как вы думаете, где холоднее на северном или на южном полюсе?
( Ответы детей: на южном полюсе холоднее, здесь постоянно дуют очень сильные ветры)
Воспитатель:
Но, несмотря на такой суровый климат на берегах Северного Ледовитого океана и в Антарктиде обитают разные животные и птицы.
Хозяева снежный просторов,
Снегов, ледниковых заторов,
Холодных, глубоких морей,
Кто это? Ответь те скорей!
Прочитай те короткий стих –
И узнаете о них!
Будет все, друзья, в порядке,
Отгадайте-ка загадки
А какие, мы сейчас узнаем, послушав вас.
(Дети загадывают загадки)
Молодцы! Сколько вы знаете животных, а сейчас давайте проверим, правильно ли вы определили их место обитания.
Посмотрите на свои карточки и на экран.
(Дети анализируют).
5-й слайд – (Животные Арктики)
6-й слайд – (Животные Антарктиды)
Воспитатель:
Как вы думаете, чем питаются эти животные?
( Ответы детей: они питаются рыбой, осьминогами, кальмарами, а хищные животные питаются мясом).
Чем отличаются животные друг от друга?
( Ответы детей: по внешнему виду, по повадкам, по следам, по голосу).
Воспитатель:
А сейчас я предлагаю вам поиграть «Узнай животное по голосу».
Вы внимательно слушаете и отгадываете, какое животное издает такой звук.
7-й слайд – (Голоса животных - тюлень)
8-й слайд – (голоса животных - пингвин)
9-й слайд – (Голоса животных – белый медведь)
10-й слайд – (Голоса животных - сова)
11-й слайд – (Голоса животных - писец)
12-й слайд – (Голоса животных - волк)
Молодцы! Угадали голоса животных, а теперь можно и отдохнуть.
Проведем физкультминутку, повторяем движения за пингвином.
13-й слайд – (Физкультминутка)
Воспитатель:
Как вы сказали животных можно узнать и по следам, которые они оставляют.
Следующая игра, в которую мы поиграем, называется «Узнай по следу».
14-й слайд – (Следы суслика,
15-й слайд – (Следы медведя,
16-й слайд – (Следы северного оленя,
17-й слайд – (Следы белого волка,
18-й слайд – (Следы писца,
19-й слайд – (Следы пингвина,
20-й слайд – (Следы полярной совы).
Воспитатель: Посмотрите пожалуйста на картину и составьте предложения по ней.
21-й слайд – (Сюжетная картина)
(Дети составляют предложения по картине и определяют количество слов в предложении).
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему пингвины, белые медведи, моржи, тюлени не мерзнут и выходят из воды сухими?
( Ответы детей: у них толстый слой жира; у них густая шерсть ит. д.)
Воспитатель:
Они покрыты слоем жира, поэтому и не дают намокнуть теплому пуху, который греет их в холодной воде.
Для того, чтобы убедиться в этом, проведем опыт.
У вас на столах стоят емкости с водой. Опустите руку в воду и тут же выньте ее. Посмотрите на нее внимательно. Она мокрая, то есть, покрыта тонким слоем воды.
Если бы сейчас ударил мороз, то эта вода превратилась бы в корочку льда.
Теперь вытрите руки и слегка смажьте их жиром (кремом). Снова опустите руку в воду и выньте ее.
Что вы заметили?
Вода уже не покрывает всю руку, она собралась капельками. И если руку встряхнуть, эти капли с руки слетят. На руке воды не будет, значит, нечему будет превращаться в лед.
Воспитатель: Какой можно сделать вывод?
Пингвины и другие животные не мерзнут и выходят из воды сухими, потому что их перья покрыты слоем жира.
Воспитатель:
Мы сегодня с вами постарались помочь Великому Почемучкину ответить на интересующие его вопросы и как вы думаете - нам это удалось?
(Ответы детей)
А сейчас я предлагаю вам сделать животных из бумаги.
Мы их положим в конверт и отправим Почемучкину в качестве подарка.
Диск с нашего занятия мы тоже положим в конверт, он его посмотрит и получит ответы на свои вопросы. Согласны!
(Дети выполняют оригами по операционным картам)
Звучит музыка!