елена ковердяева
Конспект НОД в подготовительной группе «Мир — божьих рук созданье»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель :Познакомить детей с житием Сергия Радонежского. Воспитывать милосердие и доброту к окружающему миру. Объяснить детям, что без надобности приносить вред живому – большой грех. Приобщать детей к историческому и культурному наследию России.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с изображением святых, Храмов. Беседы о том, что дети знают о службе в Храме. Чтение художественной литературы по теме.
Оборудование: Иллюстрации по теме занятия, грамзапись колокольного звона.
Ход НОД
Загадать детям загадки:
1. Хоть нем я и глух, а станешь бить меня, я закричу.
2. Рыкнул вол на семь сел.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2016
(Колокол)
Включить грамзапись звона колоколов.
Беседа с детьми.
- Где вы слышали этот звон?
- Почему звонят колокола?
Объяснить, что колокола и колокольчики использовались людьми для подачи различных сигналов. Если что-то случилось, часто звонит один колокол – сообщает о каком-то происшествии. Это набат. Раньше и сейчас колокольный звон зовет людей в Храм на молитву.
- Кто был в Храме?
- Что там видели?
- Как нужно вести себя в храме?
Храм – это особое святое место. Прежде чем отправиться в Храм необходимо запомнить некоторые правила поведения.
Женщина должна быть с покрытой головой, в платочке. Мужчина при входе в Храм должен снять головной убор.
При входе в Храм нужно три раза поклониться и перекреститься.
Во время богослужения нельзя ходить по храму и разговаривать. Молитвы нужно слушать стоя. Только если человек очень болен или стар и немощен, он может присесть.
- Что изображено на стенах и куполе Храма?
- Кто такие святые или чудотворцы?
Святые или чудотворцы – такие же люди, но от остальных отличаются особой жизнью, часто показывая свою необыкновенность еще с рождения.
Сейчас я вам расскажу об одном святом Сергие Радонежском.
Самым великим русским святым, молитвенником и заступником земли Русской народ назвал Сергия Радонежского. Чудеса начались еще в детстве.
Было время, когда русские князья воевали друг с другом, грабили и убивали друг друга, жгли церкви. Людям было очень страшно жить и не было никого, кто бы мог их защитить.
В это страшное время и родился у Марии, жены ростовского боярина Кирилла сын и назвали его Варфоломеем.
Через некоторое время мать, а потом и другие стали замечать, что младенец по средам и пятницам не пил материнского молока. При этом малютка не плакал, был весел и играл ручками. Тогда все поняли: не болен он, а постился в эти дни, как все православные люди. Когда Варфоломею исполнилось семь лет, родители отдали его учиться грамоте. Но как ни старался мальчик, учение ему не давалось. Вот и сегодня он не смог прочесть ни слова, и дьяк Протасий высек его при всех плетью. Долго плакал несчастный мальчик в высокой траве возле леса.
– Господи, - шептал он,- дай же понять эту грамоту! Научи меня, Господи, просвети и вразуми!
И вдруг у старого дуба он увидел незнакомого старца. Пока тот молился, мальчик почтительно стоял в сторонке, а после молитвы старец улыбнулся и спросил:
- Что ты хочешь, чадо?
- Душа моя, отче, более всего хочет знать грамоту, но сколько ни стараюсь, не могу одолеть ее, горестно сказал Варфоломей. – Помолись за меня, отче, Богу, чтобы открыл Он мне учение книжное.
Старец поднял руки к небу, помолился, достал из-за пазухи посфору и подал мальчику. – возьми это и съешь, и будет тебе благодать Божия. А теперь прощай! – сказал чудесный старец и стал невидим, а потрясенный чудом Варфоломей с того дня стал лучшим учеником в школе.
Прошло несколько лет. Стал Варфоломей юношей сильным, крепким.
Был он очень добрым, никогда не впадал в ярость и не препирался. Очень много молился. Когда родители умерли, он предложил своему брату Стефану уйти вместе с ним в дремучий лес, в пустынь и жить там отшельниками.
Нашли они большой холм в Радонежском бору и построили себе маленькую келью, а после и маленькую церквушку.
Позже станет эта церквушка началом знаменитого на всю Россию монастыря. Сейчас это Троицкий собор.
Когда наступила зима, трудно пришлось братьям. Мужественно терпел Варфоломей голод, холод и диких зверей по соседству.
Стефан не выдержал и ушел в город. А Варфоломей, испытав себя в этот самый трудный год, понял, что не поколебал его сатана своими искушениями. И вот в холодное октябрьское утро, молясь в своей церкви босой, в одной хощовой рубахе, услышал он, как старец Митрофан объявляет его новое монашеское имя – Сергий.
Однажды в особенно суровую и жестокую холодом и голодом зиму услышал Сергий, как кто-то снаружи когтями скребет дверь. Распахнул он бесстрашно дверь, а перед ним на задних лапах косматый и страшный медведь. Стоит худой, качается от голода, но в глазах не злоба, а смертная тоска. Пятясь, вернулся Сергий в келью, разломил надвое последний хлеб и вынес медведю. Всю зиму ходил косолапый в гости к нему, видно, нутром понял, что в Сергии живет Бог, и не причинит ему зла.
Постепенно молва о преподобном Сергии разнеслась по всей Руси. Издалека шли к нему люди за советом и благословением. Люди умоляли Сергия позволить им поселиться с ним. Но там, где они жили совсем не было воды. И тогда преподобный, взяв с собой одного инока, спустился с ним в находившийся неподалеку овраг, и став не колени, с любовью обратился к Богу: - Боже, сотворивший небо и землю! Яви свою силу, даруй нам воду, и пусть все увидят, что Ты слушаешь молящих Тебя!
И как только перекрестил Сергий место, где стояла дождевая вода, из-под земли забил сильный родник и побежал ручейком по оврагу. Через несколько дней это была уже речка, которая жива до сих пор.
На месте источнике происходят множественные исцеления. Люди берут святую воду с собой, увозят домой и ею лечат своих больных.
Для каждого преподобный находил слова поддержки и утешения.
Он обладал удивительным даром воздействия на людей, «тихими и кроткими словами» прекращал междоусобицы и вражду между людьми, смягчал их ожесточенные сердца.
Святые мощи Сергия Радонежского по сей день почивают в Троицком соборе.
Память преподобного Сергия Радонежского празднуется церковью два раза в году: 18 июля и 8 октября.
- А теперь давайте немного отдохнем.
Физминутка.
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зеленым лугом.
Крылья пестрые мелькают,
В поле бабочки летают.
Раз, два, три, четыре,
Полетели, закружились.
(имитация движений)
- Ребята, а что такое доброта?
- Я вам сейчас прочитаю стихотворение Натальи Юрковой
«Злая шалость»
Жу- жу! Жу-жу! Вы слышите?
Жу-жжу!
Здесь я- жучек.
Меня зачем-то посадил
Мальчишка в коробок.
Не повернуться в коробке,
Не встать на лапки мне.
Нельзя расправить крылышки
Прижатые к спине.
Так тесно-
Даже не могу
Пошевелить усами…
Но неужели, жу-жу-жу,
Не знаете вы сами,
Что очень плохо,
Плохо мне
В закрытом коробке.
Что я мечтаю в темноте
О свежем ветерке.
Там на лугу-
Трава, цветы
И бабочки в полете.
А мне
Так грустно в коробке.
Ну как вы не поймете?
- Жалко ли жучку из стихотворения?
- Почему?
- Каким можно считать поступок мальчика?
- Можно ли считать грехом то, что сделал мальчик, и почему?
- Что такое грех?
Когда вам бывает за что-то стыдно: когда кого-то обидел, не слушался маму, взял что-то без разрешения – вот это и есть грех.
- Давайте мы с вами выучим пословицы:
«Жизнь дана на добрые дела».
«Доброму человеку весь мир – свой дом».
«Учись доброму – худое на ум не пойдет».
«Злому – смерть, а доброму – воскресение».
Итог НОД.
- Что нового дети узнали на занятии?
- Что больше всего понравилось в занятии?