Ломакина Ирина
Конспект НОД в подготовительной группе Формирование духовно-нравственной культуры (православной культуры) «Моя семья»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД в подготовительной группе "Формирование духовно-нравственной культуры (православной культуры) в условиях преемственности ФГОС дошкольного и начального образования
Тема: " Моя семья"
Пояснительная записка:
Цель: обобщать представления у детей о семье, о ценностях семьи.
Задачи:
Публикация «Конспект НОД в подготовительной группе Формирование духовно-нравственной культуры (православной культуры) „Моя семья“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Православие. Основы православной культуры, праздники
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Конспекты занятий на тему семьи
- Темочки
1. Обобщать представления детей о семье : общее понятие (семья – это все, кто живет вместе с ребенком, об обязанностях в семье каждого члена, взаимной помощи и уважении друг к другу.
2. Развитие умения рассказывать о своей семье.
3. Воспитывать чувство любви и заботливое отношение к членам семьи.
Состав группы : воспитанники подготовительной группы.
Актуальность: приобщение детей к православным ценностям, формирование представлений о ценности семьи в жизни человека; уважения к своей семье и родителям, соответствие занятия направлениям Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности в РФ.
Место НОД в программе дошкольного образования: реализуется в рамках системы работы ДОУ по духовно-нравственному воспитанию и в рамках проекта «Семья в духовно-нравственном воспитании ребенка.
Связь занятияс традиционными ценностями православной культуры : занятиеспособствует формированию традиционных православных ценностей : семья, почитание и уважение старших, родителей, взаимопомощь.
Форма проведения занятия : занятие - диалог.
Предполагаемый результат: проявление положительных эмоций и уважительного поведения в отношении семьи, формирование знаний о ценности семьи.
Предварительная работа:
Беседы о семье. Составление рассказов. Праздник «День пожилого человека».
Ход занятия:
1. Мотивационная часть /социальная/
Воспитатель: В круг мы вместе соберемся,
И друг другу улыбнемся!
В нашей группе ты и я-
Очень дружная семья!
Воспитатель: Ребята, мы все очень дружные, любим вместе играть и веселиться. А где еще вам хорошо и весело? Куда вы торопитесь вечером после детского сада?
(Обобщает ответы детей и подводит к мысли, что детям очень хорошо дома, где ждет его семья.).
Воспитатель: А почему вам хочется домой?
(Уточняет и обобщает ответы детей, дает возможность детям дополнять друг друга)
Воспитатель: Все верно, дома вас ждут ваши родители, братишки и сестренки, у кого-то бабушки и дедушки, одним словом вас ждет ваша семья, которая вас очень любит. В детском саду у нас одна общая семья, а дома - у каждого своя семья.
Воспитатель: А кто хочет рассказать о своей семье?
2. Часть Основная
Поддерживает высказывания детей, используя схему (сколько человек в семье, кто чем любит заниматься, где работают родители) и фотографии из альбома группы о семьях. Подсказки: что дети могут рассказать о маме (нежная, ласковая, добрая, о папе (сильный, смелый, добрый, что умеет делать бабушка (вязать, печь пироги, дедушка (помогает дома бабушке, как проводят выходные.
Семья моя – мое богатство
Любовь, защита, нежность, братство.
Здесь ценят нежность и уют,
Здесь никогда не предадут.
Все вместе праздники встречают,
Да и по будням не скучают.
И твердо знаю я, друзья,
Что в жизни главное – семья!
(может рассказать воспитатель или ребенок)
Воспитатель: А как вы понимаете слово «семья»?
(обобщает ответы детей и подводит к мысли, что семья объединяет родных : родителей и детей, бабушек, дедушек, братьев и сестер и предлагает сделать большую модель семьи (из картинок, изображающих родителей, детей, бабушек и дедушек) на круге-солнце.
Воспитатель: Вот какая получилась семья. Это наши родные, родня.
Сейчас, я хочу познакомить вас со стихотворением Я. Акима «Моя родня».
Мама с папой – моя родня.
Нет роднее родни у меня.
И сестренка родня, и братишка
И щенок лопоухий Тишка.
Я родных своих очень люблю,
Скоро всем подарки куплю.
А еще друг есть у меня,
Друг Сережка мне тоже родня.
Я к нему прибегаю с утра,
Без него мне игра не игра.
Все секреты ему говорю,
Все на свете ему подарю.
Воспитатель : Как вы считаете, все ли персонажи этого стихотворения являются членами одной семьи? Все ли они родные, родня?
(обобщает ответы детей и уточняет, что не все являются членами одной семьи. Мама, папа, братишка, сестренка – это родня. Друг Сережка – не член семьи и не родственник, он друг. Щенок Тишка может считаться членом семьи, но он не человек, а животное, поэтому не является родней героя стихотворения.)
Воспитатель: У каждого есть своя семья. А скажите, все ли семьи одинаковые? Чем они отличаются?
(Обобщает ответы детей, подводит к мысли, что в семьях разное количество детей, разные интересы и увлечения).
Воспитатель: А что еще объединяет семью?
(подсказывает и обобщает ответы, уточняет, что члены семьи живут в одном доме, оказывают внимание, любят друг друга, заботятся друг о друге, помогают, жалеют, сочувствуют, относятся друг к другу уважительно, говорят друг с другом ласково.)
Воспитатель: Раньше семьи были очень большие, а бабушки и дедушки тоже жили вместе с родителями детей, и все заботились друг о друге, и у каждого были свои обязанности. Старшие дети всегда занимались с младшими, помогали по дому.
А еще в семье все вместе могут делать зарядку. А вы хотите вместе сделать зарядку?
Динамическая минутка: «Семейная зарядка»
Осенью, весною,
Летом и зимой,
Мы во двор выходим
Дружною семьей. маршируют
Встанем в круг и по порядку встают в круг
Каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает, поднимают руки вверх-вниз
Папа бодро приседает, приседают
Повороты вправо-влево делают повороты вправо-влево
Делает мой братик Сева.
Я сама бегу трусцой бег на месте
И качаю головой! повороты головой
Воспитатель: как хорошо иметь семью, потому что в семьях любят друг друга, весело и дружно живут все вместе.
Воспитатель: Так что в семье самое главное, как вы думаете?
Воспитатель обобщает ответы детей и делает вывод, что главное в семье - это мир, уважение, любовь друг к другу. Даже народная мудрость гласит: «Не нужен клад, когда в семье лад». Умение ладить с собой и с людьми - это самое ценное качество в человеке.
Семья может быть и маленькой – например, мама и ребенок, но если они любят друг друга – это настоящая семья. Хорошо, если семья большая.
Тогда я предлагаю вам назвать свою семью одним словом в зависимости от того, чего у вас больше (много народа, всегда весело, все много трудятся.)
Игра "А моя семья такая…»
Подсказки (большая, дружная, маленькая, хорошая, заботливая, крепкая, счастливая, веселая, трудолюбивая и т. д.)
3 часть Заключительная
Воспитатель: семья очень похожа на дерево, крепкая, сильная, дружная, как веточки в дереве. У меня тоже есть дерево, и я предлагаю прикрепить зеленые листочки с пожеланиями, что бы вы хотели пожелать своей и любой другой семье.
Игра "Что бы хотели пожелать своей семье"
(дети называют свои пожелания и прикрепляют к дереву)
Воспитатель: вам нравится наше дерево?
Вот какое получилось семейное дерево- крепкое, сильное!
Семья – это самое дорогое, что есть у человека.
Материалы и оборудование:
Схема описания семьи, фотоальбом семей группы, картинки для модели «семья» и красный круг - солнышко для составления модели семьи, дерево, листочки с пожеланиями.
Мотивационно-ориентировочная часть: социальная мотивация.
Организация детской деятельности: фронтальная организация на ковре.
Методы и приемы: беседа, вопросы разного характера, вопросы –рассуждения, рассказ, объяснения, уточнения, рассказы детей, использование наглядности (схемы, фотографии, практические действия (составление солнышка-семьи, прикрепление листочков с пожеланиями, физминутка, составление рассказов о семье).
Средства: беседа, общение, дидактические игры, наглядные материалы, художественное слово, индивидуальная помощь при составлении рассказов, косвенные подсказки при рассуждении, активизация собственных эмоций и переживаний, имеющихся знаний и опыта, использование схемы и моделирования для активизации познавательной деятельности.
Рефлексивно-оценочная часть: подведение итогов и выражение эмоций в виде пожеланий семье, анализ выполненных действий в ходе занятия (при составлении рассказов, при составлении модели семьи и дерева пожеланий).
Список литературы: Программы «Социокультурные Истоки», ред. И. А. Кузьмин и «Добрый мир» Л. И. Шевченко, серия «Зернышки наши»